Главная Медиа Статьи АВТОЦИСТЕРНЫ И НАЛИВНЫЕ ГРУЗЫ КАКУЮ АВТОЦИСТЕРНУ КУПИТЬ, НОВУЮ ИЛИ Б/У

Какую автоцистерну купить, новую или Б/У ?

Как выбрать правильную автоцистерну?

Автоцистерна – это разновидность спецтехники, которая используется для перевозки жидких грузов.
Данная техника в равной степени подходит для транспортировки воды, взрывоопасных и горючих смесей.

Что такое автоцистерна?

По сути, это грузовой автомобиль, где вместо кузова используется ёмкость для перевозки жидких грузов.

Чтобы перевозить различные жидкости и гранулированные материалы, перевозчику необходимо приобрести специальный подвижной состав цистерны. Чтобы бизнес был эффективным и приносил максимальную прибыль, нужно грамотно выбрать подвижной состав. О том, как это сделать, и пойдет речь в данной статье. Под «бочку» в большинстве случаев требуется высокое седло. Помните это при подборе тягача.

 
Осевые агрегаты большинства цистерн (прицепы и полуприцепы) имеют пневматическую подвеску.

 
«Бочка» автогудронатора изготовлена из металла, обладающего хорошей стойкостью к воздействию агрессивной среды.

 
Для полной выгрузки сыпучих материалов, перевозимых в цистернах, применяются мощные гидроцилиндры, монтируемые в передней части «бочки»
 
Цистерны автотопливозаправщиков могут иметь сечение либо круглое, либо «чемоданного» типа. В последнем случае достигается снижение центра тяжести машины.

 
При необходимости подачи в цистерну сжатого воздуха ее оснащают мощным компрессором, который приводится автономным двигателем.

 
Цистерны могут оснащаться самым различным навесным оборудованием, и в итоге они превращаются, например, в вакуумную технику.

Стоит ли говорить, что перевозка гранулированных и мелкодисперсных материалов, а также всевозможных технических и пищевых жидкостей есть бизнес обособленный и весьма своеобразный. Перевозчики, не учитывающие данное обстоятельство, часто, вторгаясь в новый для себя сегмент, попадают в просак.

Типичная картина:

Цистерна, новая или бывшая в эксплуатации, приобретенная транспортной компанией под проект по расширению бизнеса, встала на прикол по причине нерегулярности или полного отсутствия заказов на перевозку. Ничего удивительного в этом нет. «Бочки» в основном привязаны к химическим, в том числе сырьевым и пищевым предприятиям, где действуют производственные линии, остановка которых зачастую просто убийственна для завода. Чтобы предприятие функционировало, необходим постоянный поток грузоперевозок.

А поскольку сегмент экономики «непрерывного цикла» даже в кризис просел не так заметно, как, скажем, производство коммерческой техники, то обслуживающие заводы транспортные компании часто оказываются зависимыми от своих партнеров не только по причине договорных обязательств, но и зачастую по причине других связей, в том числе родственных. Частный бизнес не отдает прибыль в чужие руки – это непререкаемый закон.

На основании вышесказанного можно сделать вывод:

Прежде чем приобретать цистерну, необходимо просчитать загрузку подвижного состава с запасом, то есть учитывая худший вариант развития событий. Кроме того, зондируя рынок на предмет поиска потенциальных клиентов, стоит учитывать, что большая их часть заказывает перевозку грузов, относящихся к классу опасных грузов. А это означает, что транспортная компания будет вынуждена получить разрешение на перевозку опасных грузов, что не так-то просто и связано с дополнительными финансовыми затратами.

Только учтя упомянутые выше нюансы, имеет смысл переходить к выбору подвижного состава. И задача эта, несмотря на кажущуюся простоту, имеет массу тонкостей, так как каждая цистерна в отличие от, скажем, распространенных многофункцио­нальных «шторников», которые тягают многочисленные седельные тягачи, предназначена для перевозки нескольких видов наливных грузов. Первый шаг при выборе подвижного состава состоит в том, чтобы определиться, пищевые или непищевые продукты будут перевозиться в «бочках».

Подробное описание атоцистерн для различных групп налиных грузов указанно в списке статей ниже:

Так, перевозка одного и того же химического вещества спирта, который может быть как пищевым, так и техническим, теоретически невозможна в одной и той же емкости. Однако не стоит забывать, что спирт, который предназначен для технических целей, это сырье для химического производства и является для человека опасным ядом. А это означает, что любые его остатки (жидкие или парообразные), не удаленные из цистерны, вступят в химическую реакцию с веществом, залитым после опорожнения емкости.

Допустим, сегодня перевозчик везет со спиртзавода технический спирт, а завтра в ту же емкость заливает пищевой. Спору нет, современные пропарки и мойки автоцистерн, которые осуществляют очистку внутренностей цистерн паром и применяют высокоэффективные химические средства. За счёт этого они гарантируют высокую степень удаления остатков ранее перевозимых продуктов. Однако стоит ли рисковать, тем более когда речь идет о человеческих жизнях?

Само собой разумеется, аналогичный подход к перевозкам справедлив и по отношению к сыпучим материалам. Например, мука может быть пшеничной, а может являть собой продукт помола опасных для здоровья человека минералов, поэтому возить муку также нужно определенного типа, чтобы не допустить попадания ядов в сырье для пищевой промышленности. Итак, прежде всего определяем характер перево­зок, а именно планируем работать на рынке перево­зок пищевых или непищевых продуктов.

Определившись с этим, переходим ко второму важному пунк­ту. Нужна вам обычная «бочка», или емкость должна иметь хорошую термоизоляцию, то есть быть термосом. Так, перевозка пищевых продуктов, скажем того же молока, требует поддержания в цистерне при его транспортировке определенного температурного режима.

Особенно соблюдение температурного режима важно, когда компания перевозчик работает в жарком регионе России, где палящее солнце днем разогревает корпус цистерны до температуры, при которой на металле можно жарить яичницу. Не менее востребованы «термосы» и при перевозках некоторых химических соединений, например гудрона, битума, сжиженного газа или некоторых видов растворителей.

И если в первом случае горячая жидкость должна по возможности сохранить свою первоначальную температуру в процессе перевозки, то в других термоизоляция должна не допустить заметного повышения температуры содержимого емкости, так как интенсивное газовыделение и растущее давление на стенки металлического сосуда способны привести к его разрушению. И это несмотря на наличие предохранительных клапанов.

Последние, даже имеющие высокую пропускную способность, могут не успевать сбрасывать растущее с большой скоростью давление. Кроме того, любой выброс в атмосферу ядовитых химических соединений есть повод для экологических организаций оштрафовать транспортника. А уж о том, чтобы соответствующие службы нагрянули в его офис, позаботятся конкуренты. В борьбе за заказы все методы хороши. Теперь, когда перевозчик решил две первые задачи, самое время определиться с типом материала, из которого будет изготовлена цистерна.

Есть три основных варианта:

  • 1 вариант – корпус «бочки» изготавливается из высокопрочной стали;
  • 2 вариант – цистерны собираются из проката нержавейки;
  • 3 вариант – емкости варятся из алюминиевых листов, точнее, из особо прочных сплавов крылатого металла.
Более подробная информация про материалы, из которых производят ППЦ содержится в статье: ПЕРЕВОЗКА НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ АВТОЦИСТЕРНАМИ

Первый тип материала является самым распространенным. Его неоспоримыми преимуществами являются сравнительно невысокая цена конечного изделия, широкий спектр цистерн, предназначенных для самых разнообразных транспортных задач. И это не случайно. Дело в том, что сталь, из которой изготавливаются цистерны, является всего лишь остовом, на который могут наноситься различные защитные покрытия.

Это могут быть как эмали, полимерные покрытия, различные оксидные пленки, а также особые сорта резины. Одним словом, сваренная из «чернушки» и обработанная особым методом цистерна способна перевозить в своем нутре практически все что угодно. Главное, чтобы она была для этого предназначена и имела соответствующую запись в технической документации.

Казалось бы, нужен ли иной материал для изготовления «бочек»?

Да, нужен, так как у цистерн первого типа есть один важный недостаток – относительно большой собственный вес. Чем он больше, тем меньше полезного груза может быть залито или засыпано в емкости и тем меньше составит гонорар перевозчика за выполнение транспортной задачи. Напомним, что, несмотря на то, что цистерна может комплектоваться осевыми агрегатами, способными нести большую нагрузку, нарушать максимально допустимую нагрузку на ось перевозчик не имеет права, в противном случае первый же весовой контроль выявит перегруз и транспортная компания будет оштрафована.

В качестве компенсации упомянутого выше недостатка можно принять тот факт, что подвижной состав, полностью изготовленный из конструкционной стали, процентов на 15–30 дешевле, чем из «нержавейки» или алюминиевого сплава. Это существенно. Не случайно, что данное обстоятельство подчас имеет решающее значение при выборе подвижного состава, причем не только когда речь идет о новой, но и бывшей в эксплуатации технике. Кроме того, металлическая цистерна в эксплуатации может оказаться дешевле своих конкурентов, и все потому, что для ее ремонта достаточно простейшего сварочного аппарата, какие имеются в любой мастерской, занимающейся ремонтом коммерческой техники.

Напомним, что в процессе эксплуатации, особенно по дорогам плохого качества, в наиболее напряженных местах конструкции цистерны появляются трещины, через которые происходит потеря жидкого груза. Оперативное устранение бреши позволит быстро вернуть подвижной состав на линию и тем самым избежать финансовых потерь. Прежде чем начать разговор о технической части «бочек», уделим внимание вопросу приобретения автоцистерн, так как от того, насколько удачно пройдет покупка, будут зависеть последующие затраты на эксплуатацию техники и соответственно связанная с ними прибыль перевозчика.

Начнем с простого и очевидного:

И новые, и бывшие в эксплуатации транспортные средства лучше всего покупать у официальных дилеров понравившейся вам марки. А понравиться вам должен тот бренд, который лучше всего представлен в регионе базирования автопредприятия. Только близость технического центра и склада запасных частей марки позволит вам в короткий срок вернуть подвижной состав на линию в случае его поломки.

Не стоит забывать об этом важном обстоятельстве, какими бы привлекательными ни были цены на продукцию конкурентов. Исключением из правила может стать техника, работающая на маршрутах, пролегающих в непосредственной близости от фирменных сервисных центров интересующей вас марки. Так, если сервисный (дилерский) центр находится на пути следования машины, то ремонт и обслуживание можно совместить с порожним рейсом.

Растянутый на несколько часов рейс не нанесет сколь-либо существенного урона доходам автопредприятия. Кроме того, в этом случае соблюдается золотое правило построения перевозок – машина приходит в парк только для смены водителей и передачи ими в бухгалтерию отчетной документации. Владельцу техники нет нужды держать и расширенный штат технического персонала. В итоге экономия получается существенная.

Техника б/у

Приобретать подвижной состав у дилера марки выгодно также и по причине того, что на его площадке помимо новых машин всегда есть и бывшие в эксплуатации. Такие, как правило, принимаются в зачет новых по программе trade-in. При приемке техники, как правило, производится полная ее диагностика. На этом дилерский центр, кстати, также зарабатывает деньги, и при грамотной постановке бизнеса весьма немалые.

Без проверки технического состояния машину на площадку никто выставлять не будет. На основании карты диагностики, которую вам в случае заинтересованности в приобретении б/у подвижного состава должны предъявить, вычисляется как остаточный ресурс, так и соответственно определяется рыночная стоимость «бочки». Также в карте прописывается и перечень ремонтных и профилактических работ, которые необходимо провести, чтобы полностью исправная цистерна вышла на линию.

В некоторых дилерских центрах необходимые для приведения техники в рабочее состояние работы производятся сразу после того, как цистерна принимается у компании перевозчика. Тем самым дилер дополнительно загружает свою ремонтную базу и обеспечивает оборачиваемость склада запасных частей. Покупатель же получает технику с гарантией! Как правило, она составляет шесть месяцев без ограничения пробега. Некоторые продавцы могут последний ограничивать.

Однако «планка» в большинстве случаев имеет разумные пределы. То есть покупка бывшего в эксплуатации «сухопутного танкера» становится весьма и весьма привлекательной. Что касается новой техники, то ее приобретение должно быть приурочено либо к распродаже задержавшихся по разным причинам на торговой площадке цистерн, либо покупка подвижного состава должна быть стимулирована введением выгодной перевозчику программы лизинга. Сего­дня спрос не превышает предложения, и в борьбе за клиента автопроизводители стараются изо всех сил.

Осмотр цистерн б/у

Приобретая бывшую в эксплуатации цистерну, следует помнить, что ее техническое состояние – это не только исправная ходовая часть и цепкие тормоза, но и то, в каком «здравии» находится сама «бочка». Причем больше внимания требуют, как это ни странно, более дорогие, алюминиевые емкости.

Так, если к герметичности изделий, купленных новыми и находящимися в эксплуатации около десяти лет, претензий, как правило, не возникает, то у пятнадцатилетней «бочки» может обнаружится прореха, через которую жидкость будет сочиться наружу. Именно по этой самой причине сварным швам и силовым элементам, на которые передаются знакопеременные нагрузки от дороги, а они у нас оставляют желать лучшего, стоит уделять максимум внимания.

К тому, что к обозначенному выше сроку в зонах высокого риска обнаруживаются концентраторы внутреннего напряжения и порождаемые ими микротрещины, нужно быть готовыми и периодически их осматривать. 

Где эти зоны? 

Все, без исключения сварные швы. Первыми в группе риска значатся те, что соединяют основное тело цистерны с донцами.

Несмотря на наличие специальных перегородок, так называемых волнорезов, при каждом разгоне, торможении, ином маневре грузовика донца воспринимают достаточно большие ударные (знакопеременные) нагрузки от перевозимого наливного груза. Причем сила ударов зависит не только от ускорений, с которыми движется машина, но и от физических свойств жидкости, а также ее количества относительно полного объема цистерны.

После внимательного изучения швов донец, а они, к слову, могут быть окрашены свежей эмалью, что значительно затрудняет диагностику, переходим к местам крепления шкворневой плиты (в данном случае имеется ввиду цистерна-полуприцеп). Несмотря на все меры по усилению конструкции стыковочного узла, избежать появления в его швах усталостных напряжений, увы, невозможно.

И все по причине того, что седельно-сцепное устройство, связывающее «бочку» и тягач, в буквальном смысле пропускает через себя все динамические нагрузки, возникающие при движении автопоезда. Величина же этих самых нагрузок достигает подчас запредельных величин. Причем не из-за, скажем, интенсивных торможений летящего с горы автопоезда, перед которым внезапно возникло препятствие в виде подрезавшей его легковушки, а например, при объезде аварийного или иного участка дороги, по которому невозможно движение по грунтовке.

Как только относительное перемещение тягача и прицепа превысит допустимые углы качания седла, нагрузки на шкворневой узел прицепа возрастут в геометрической прогрессии, что может послужить причиной возникновения трещин. О величине возникающих напряжений могут свидетельствовать многочисленные случаи заклинивания цапфы в замковом механизме седла.

Заварить же трещину, по­явившуюся в шве алюминиевой конструкции, достаточно хлопотное дело, требующее как специального оборудования – сварочного аппарата, работающего в среде защитного газа, так и навыков в сварке алюминия. Не каждый сварщик возьмется за такое ответственное дело, тем более что, прежде чем зажечь дугу над трещиной, место сварки, возможно, придется предварительно нагреть.

Увы, но даже если ремонт треснувшего шва был произведен по всем правилам специалистом своего дела, не факт, что ремонтные работы вскоре не придется проводить снова. Правда, на другом отрезке шва. Дело в том, что если алюминий начал трещать по швам, значит, пробил его час и от цистерны необходимо избавляться. Именно так и поступают ушлые перевозчики со старыми «бочками». А чтобы новый владелец не заподозрил неладного, тратятся даже на полную перекраску прицепа, хоть удовольствие это и недешевое.

Однако не стоит думать, что цистерны, изготовленные из «крылатого металла», обладают недостаточной прочностью. Как показывает практика, «бочки» при бережном с ними обращении способны пережить пару, а то и тройку(!) комплектов осевых агрегатов. Иными словами, пробег цистерн легко переваливает за миллион километров.

Тормозные механизмы

Раз уж мы заговорили об осях, то не забудем упомянуть такой момент, как выбор типа тормозных механизмов, которыми они комплектуются. Если подвижной состав планируется эксплуатировать по российским дорогам, а маршруты будут уходить далеко за Уральский хребет, то оптимальными станут защищенные от грязи тормозные механизмы барабанного типа.

Оси с такими узлами выпускают практически все производители осевых агрегатов, причем с прицелом не только на Россию, но и другие страны, где качество дорог оставляет желать лучшего, да и климат мягким не назовешь. Ремонт и обслуживание «барабанов» отлично освоены мастерами практически всех грузовых СТО, и при наличии необходимых запасных частей полный комплекс работ, включая расточку барабанов и переклепку фрикционов колодок, вам проведут в любом уголке России.

А вот дисковые тормозные механизмы к грязи относятся не столь лояльно и больше пригодны для транспортных средств, которые эксплуатируются по дорогам хорошего качества или ходят в Европу. С ремонтом дисковых тормозов проблем также не возникнет, однако стремление автопроизводителей снизить издержки на производстве своей продукции и тем самым увеличить прибыль порой играет с перевозчиками злую шутку.

Так, если ступица является одновременно и внешним кольцом подшипника, то при его разрушении придется заменить деталь целиком. А купить оригинальный узел в отличие от классического подшипника не так-то просто. Особенно вдали от крупных городов, где расположены фирменные СТО со складами запасных частей.

Ступица – деталь оригинальная, а подшипник можно относительно просто подобрать по каталогам альтернативных производителей запасных частей, которых великое множество. Простой же машины в ремонтной зоне грозит транспортной компании серьезными убытками, особенно если неприятность произошла во время рейса.

И наконец последнее:

Поскольку в цистернах перевозятся опасные грузы, то экономить на системах курсовой устойчивости, стабилизации, антиблокировочной системе получается себе дороже. Даже за вылившийся в придорожный овраг пищевой спирт перевозчик заплатит приличный штраф.

У вас остались вопросы?

Оставьте заявку на консультацию со специалистом

Оставить заявку