Главная Медиа Статьи АВТОЦИСТЕРНЫ И НАЛИВНЫЕ ГРУЗЫ АВТОЦИСТЕРНЫ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ

Виды автоцистерн для перевозки жидких грузов

Автоцистерны для перевозки наливных грузов

Грузоперевозки автоцистернами позволяют решать транспортные задачи, целью которых является перевозка, доставка, транспортировка и перемещению наливных грузов автотранспортом. Перевозка наливных, жидких грузов цистернами имеет ряд особенностей. Дело в том, что для каждого из наливных грузов, даже однотипных, требуются отдельные, специально для них модифицированные полуприцепы-цистерны. Например, сырую нефть и бензин, или другие тёмные и светлые продукты переработки нефти, перевозить в одинаковых цистернах нельзя. То же самое касается и жидких пищевых продуктов молоко, патока, масло, сок и т.д.

Применение автоцистерн

Применение автоцистерн и полуприцепов цистерн ППЦ позволяет резко увеличить грузоподъемность подвижного состава и снизить себестоимость перевозок. В настоящее время существует ряд модификаций цистерн, специально приспособленных для перевозки светлых и темных нефтепродуктов, химических и пищевых разновидностей жидких наливных грузов. Автомобили и автопоезда цистерны получают все более широкое распространение, хотя себестоимость перевозок в автоцистернах в среднем несколько выше по сравнению с обычными грузовыми автомобилями. Однако при их использовании исключаются расходы на тару и упаковку, обеспечивается лучшая сохранность гру­за при погрузке, перевозке, разгрузке и уменьшаются расходы на погрузочно-разгрузочные работы (сокращение времени, исключение ручного труда). 

Цистерны для перевозки наливных грузов устанавливаются на шасси грузовых автомобилей, прицепах и полуприцепах. Кроме того, цистерны могу быть с термоизоляцией, подогревом и охлаждением. Так, например, цистерны для пере­возки специфических материалов (парафин, мыло, смола, мазут и др.) делают подогреваемыми во избежание застывания этих материалов при транспортировке. Для перевозки скоропортящихся продуктов цистерны выполняются с искусственным охлаждением. Автомобили цистерны и автозаправщики выпускаются на базе шасси основных моделей грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов. Они отличаются только грузовым кузовом, изготовленным в виде цистерны, и оснащены специальным оборудованием (компрессор, насосы, краны, клапана и др.), предназначенным для выполнения соответствующих работ.

В настоящее время для автомобильных цистерн характерны следующие тенденции:

  • Снижение собственной массы (применение легких сплавов, пластмасс и несущих конструкций прицепного состава);
  • Увеличение вместимости полуприцепа цистерны;
  • Доработка и совершенствование конструкции;
  • Повышение производительности оборудования для наполнения и разгрузки цистерн.

Полуприцепы-цистерны имеют ряд модификаций, соответственно для инертных и агрессивных веществ, в зависимости от физического состояния подобных наливных грузов, и т.д. Так же разнообразны и материалы, из которых изготавливаются ППЦ. Перевозка грузов осуществляется цистернами, специально предназначенными для отдельных видов груза.

Среди них можно выделить следующие виды автоцистерн:

  • Цистерны для перевозки химических жидкостей (химические автоцистерны) предназначены для перевозки продуктов химической промышленности, как лёгкой, так и агрессивной. Для перевозки агрессивной химии изготовление сосуда автоцистерны, как правило используется нержавеющая сталь. Полуприцепы цистерны для перевозки химикатов изготавливают нержавеющей стали специальной марки AISI 316, которая представляет собой марку AISI 304, но улучшенную за счёт добавления в сплав молибдена. Благодаря молибдену сталь особенно устойчива к коррозии, высоким температурам и агрессивным средам химических веществ.

Ещё для перевозки наливной химии применяют гуммированные цистерны, которые используются в перевозках и временном хранении агрессивных кислотно - щелочных грузов, так как внутренняя поверхность покрыта мастикой на основе битумных смол и рядом прочих дополнительных защитными средств, которые по своим свойства обеспечивают надёжную защиту внутренних сосудов полуприцепа цистерны от разъедания. Также для перевозки кислото-щёлочных веществ с агрессивными, коррозийными свойствами применяются автоцистерны произведённые из композитных материалов, таких как стеклопластик.


Автомобильные цистерны для перевозки жидких, пищевых продуктов должны соответствовать европейским экологическим стандартам. Проходить специальную процедуру мойки, пропарки и обработку внутренних поверхностей ёмкости АЦ дезинфицирующими веществами перед каждой загрузкой. Для транспортировке жидких пищевых продуктов, ёмкости ППЦ изготавливают из качественной нержавеющей стали марок INOX или AISI 316L. Пищевые автоцистерны имеют дополнительно теплоизоляционный, изотермический слой минерального утеплителя для удержания исходной температуры перевозимой жидкости. Изотермическая пищевая цистерна состоит из стойкой к коррозии нержавеющей стали и различного количества секций, основания и отсека обслуживания, расположенного в задней или боковой части автоцистерны. Цистерна имеет заливные горловины, предназначенные для наполнения, дезинфекции и осмотра внутренней поверхности ёмкости ППЦ. Каждая горловина закрывается отдельными, термоизолированными крышками. Трубопроводы наполнения и слива имеют эффективную защиту от обмерзания в зимнее время года.


Бензин в достаточно большой мере состоит из летучих, легковоспламеняющихся и взрывоопасных фракций, поэтому цистерны бензовозы изготавливаются с учетом соблюдения высоких требований пожарной безопасности. Автоцистерны бензовозы обычно имеют несколько автономных отсеков, позволяющих одновременно перевозить несколько видов топлива, обычно количество отсеков колеблется от 3 до 5 штук, но встречаются и исключения. Цистерны бензовозы изготавливают из специальной стали, которая имеет марку 09Г2С, толщиной не менее 4 мм. Также цистерны, бензовозы для перевозки светлых нефтепродуктов различаются по объему загружаемого топлива, причем в очень широких пределах. Таким образом, бензовозы различаются по емкости автоцистерны, по форме (чемодан, овал или круглая) и по количеству отсеков. Правильно выбранная форма цистерны способна увеличить объем перевозимого нефтепродукта. Наличие разделённых отсеков у автоцистерны, дает возможность одновременно, доставлять бензин разных марок на автозаправочные станции АЗС.


  • Автоцистерны для перевозки тёмных нефтепродуктов (цистерны битумовозы, мазутовозы) предназначены для перевозки и кратковременного хранения тёмных нефтепродуктов. Тёмные нефтепродукты, это нефть, мазут и битум, которые представлять собой остаточный продукт переработки или естественные производные каменного угля, нефти и сланцев. Цистерны битумовозы и мазутовозы являются техникой специального назначения. Данный вид автоцистерн обеспечивает подогрев груза во время перевозки до 250 градусов Цельсия.

Различные виды конструкции автобитумовозов позволяют осуществлять сохранение температуры битума при его транспортировании, подогрев в цистерне до рабочей температуры, перекачивание, минуя цистерну, и забор из битумоплавильных котлов и битумохранилищ. Подогревание битума или мазута в цистерне обеспечивается за счет специальных систем жаровых труб, которые функционируют на дизельном топливе или керосине. Кроме того, специальная изотермическая конструкция резервуара битумовоза обеспечивает малую теплопотерю, что в совокупности с системами подогрева позволяет осуществлять транспортировку нефтепродуктов на дальние расстояния. Внутри цистерна имеет перегородки (волнорезы) для уменьшения гидравлических ударов при торможении машины. К волнорезам прикреплены две жаровые трубы, проходящие внутри цистерны на всю ее длину. При входе в цистерну жаровые трубы имеют расширение с огнеупорной обмазкой, которое образует топочное пространство. Топливо в баке находится под давлением и подается к двум стационарным и одной переносной горелкам. Насос не только заполняет цистерны битумом, но производит его циркуляцию и слив. При изготовлении битумовозов и всевозможных комплектующих этой спецтехники используются только специальные материалы, обеспечивающие безопасность перевозок такого специфического груза. Ведь перевозка легковоспламеняющегося груза, температура которого колеблется в пределах 230 градусов Цельсия, это процедура повышенной опасности, требующая тщательного подхода на всех этапах процесса перевозки.


  • Автоцистерны для перевозки сжиженных газов СУГ (цистерны газовозы) Предназначены для перевозки и кратковременного хранения газов, к которым относятся пропан, бутан и их смеси под давлением до 2.3 МПа и при при температуре от -40 до +45 °С. Для перевозки сжиженных углеводородных газов (СУГ) используются специальные автоцистерны и полуприцепы-цистерны газовозы. Цистерны-газовозы имеют особое устройство, несущую внешнюю оболочку и двойные стенки сосудов. Высокий уровень безопасности при эксплуатации цистерн газовозов, достигается за счёт использования в конструкции двустенной оболочки цистерны. Пространство между стенками заполнено специальным трудногорючим материалом.

Полуприцепы газовозы для перевозки сжиженного газа подразделяются на два типа:

  • Заправочные - ППЦЗ. Предназначены для заправки баллонов сжиженного газа топливных систем автотранспортных средств. Объем заправочных полуприцепов составляет 12-31 м. куб. В технологическом блоке ППЦЗ устанавливается насосный агрегат, счетчик, предохранительная и запорная арматура. Для контроля уровня СУГ используется электронная система измерения уровня или механический указатель уровня. С выхода счетчика сжиженный газ через заправочный шланг и раздаточный кран подается в топливную систему автомобиля.
  • Транспортные - ППЦТ. Отличаются насосным агрегатом высокой производительности, механическими счетчиками с пропускной способностью 200-300 л/мин, оснащены донными и предохранительными клапанами, уровнемером.

 

Основные виды автоцистерн:

Автоцистерны для обычных условий эксплуатации.

Этот вид автомобильных цистерн имеет простой металлический корпус и используется для перевозок неприхотливых наливных грузов только при плюсовой температуре окружающей среды или жидких нефтепродуктов неподверженных замерзанию благодаря своим свойствам. В автоцистерне нет устройств подогрева и термоизоляции, поэтому в процессе транспортировки температура груза не сохраняется и не поддерживается.

Автоцистерна изотермическая.

Изотермические автоцистерны сохраняют температуру залитого груза во время транспортировки за счёт применения термоизолирующих материалов в своей конструкция. Перевозки наливных грузов изотермическими автоцистернами обеспечивают минимальные тепловые потери жидкого груза, которые составляют от 1 до 3°С в сутки. В основном, этот вид автомобильных цистерн используется для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов и прочих грузов данного сегмента. Например молоко в таких цистернах остаётся холодным даже в самую жаркую погоду. Есть наливные грузы, транспортировки которых необходимо осуществляется в горячем состоянии. Для этих целей также применяют изотермические автоцистерны. Изотермический корпус цистерны работает по принципу термос и изолирует груз от факторов внешней среды в приделах от - 30 до + 40°С. Цистерна изотерм способна сохранять температуру наливного груза на определённое время от 10 до 20 часов в зависимости от температуры окружающей среды.

Автоцистерна изотермическая с паровой рубашкой.

Этот вид автомобильных цистерн обладает абсолютно всеми вышеуказанными свойствами изотермических автоцистерн. Изотермическая автоцистерна с паровой рубашкой обладает дополнительной возможностью разогрева груза. К примеру, если температура перевозимого груза слишком низкая или в условиях зимней транспортировки груз загустел и стал вязким, то его выгрузка значительно затрудняется. В этом случае загустевший груз подогревается при помощи горячего пара температурой до 200°С. Пар от внешнего источника подают по специальным паровым трубам, которые расположены во внутреннем контуре полуприцепа цистерны. Разогретый пар подается от паропроизводящих установок и универсальных нагревателей воздуха. Также возможно исполнение ППЦ с паровыми трубами для обогрева от системы выхлопа отработавших газов тягача. Наличие паровой рубашки в автоцистерне и наличие парогенератора в пункте выгрузки – это одно из важнейших условий, с помощью которого осуществляется быстрая и качественная разгрузка наиболее вязких типов наливных грузов.

Автоцистерна изотермическая с автономным подогревом.

Этот класс автомобильных цистерн оснащён специальным оборудованием, которое служит для поддержания необходимого температурного режима во время транспортировки жидкого наливного груза. На такой спецтехнике присутствует полный набор оборудования, который позволяет поддерживать постоянную температуру жидкости при транспортировке. Это теплогенератор и сеть теплопроводников, которые проходят внутри ёмкости. Такие автоцистерны имеют специальный автономный теплогенератор, который не связан с двигателем тягача. Работает эта система следующим образом. За счёт специального устройства теплоноситель нагревается до необходимой температуры и циркулирует по специальным внутренним каналам полуприцепа-цистерны. Система автономного подогрева имеет возможность поддерживать необходимую для груза температуру за счёт предварительных настроек реле-контроллера. Тем самым в условиях зимней транспортировки автоцистерна изотермическая с автономным подогревом имеет наибольшее количество преимуществ нацеленных на сохранность и стабильность свойств различных жидких грузов в процессе их сезонной транспортировки.

Автоцистерна для перевозки опасных грузов ADR.

Цистерна для транспортировки опасных наливных грузов предназначена для перевозки продуктов химической промышленности, как лёгкой, так и агрессивной. При перевозке агрессивной химии для изготовления сосудов автоцистерны часто используется нержавеющая сталь марки АС-316 и дополнительно подвергают гуммированию внутренние сосуды ППЦ. Гуммированные цистерны используются для перевозки и временного хранения агрессивных кислот или щелочей. Внутренняя поверхность цистерны, кислотовоза покрыта мастикой на основе битумных смол и рядом дополнительных защитными средств, которые обеспечивают надёжную защиту внутренних сосудов ППЦ от его разъедания. Гуммировке также подлежат все трубопроводы, устройства запорной арматуры и элементы имеющие прямой контакт с жидкой агрессивной средой химического вещества налитого в автоцистерну. 

Каждая автоцистерна оборудуется дыхательными клапанами для сброса излишек давления. Цистерны снабжены отстойником со спускным устройством, указателем уровня жидкости, устройствами верхнего и нижнего слива, специальными химически-стойкими шлангами и средствами пожаротушения. Цистерны имеют компресора или помпы с механическим приводом, а во внутренних отсеках ППЦ установлены поперечные волнорезы для гашения динамических волн и раскачки груженой автоцистерны в процессе перевозки опасных химических грузов. Для транспортировки химической продукции, в зависимости от сезонных требований к перевозке, цистерны могут иметь термоизоляцию для сохранности груза от внешних температурных факторов, встроенное насосное оборудование, различны системы подогрева груза для предотвращения загустевания и т.д.

Виды автоцистерн в зависимости от назначения:

  • Автоцистерны для перевозки светлых нефтепродуктов, (бензовоз, масловоз, мобильная АЗС);
  • Автоцистерны для перевозки темных нефтепродуктов, (битумовоз, мазутовоз, нефтевоз);
  • Автоцистерны для перевозки химических жидкостей, (кислотовоз, щёлочевоз);
  • Автоцистерны для перевозки пищевых жидкостей, (водовоз, молоковоз, патокавоз, масловоз);
  • Автоцистерны для перевозки газов СУГ (газовоз, пропановоз, метановоз, аммиаковоз и т.п.)
  • Автоцистерны для перевозки сыпучих грузов (муковоз, кормовоз, силосовоз цементовоз и т.п.);
  • Топливозаправщики на шасси различных марок грузовиков;
  • Маслозаправщики на шасси различных марок грузовиков;
  • Автогудронатор на шасси на шасси различных марок грузовиков;
  • Автоцистерна вакуумная с насосом (нефтепромысловая машина, илосос, ассенизатор).

Оборудование авто­цистерн для перевозки нефтепродуктов:

  • Цистерна с заливной горловиной;
  • Дыхательный клапан, 
  • Насос;
  • Гидравлическая сис­тема трубопроводов;
  • Напорно-всасывающие рукава;
  • Система управления;
  • Контрольно-измеритель­ные приборы;
  • Электрическое и противопожарное оборудование.

Автомобили топливозаправщики в качестве обязательного оборудования имеют также фильтры тонкой очистки и счетчики расхода топлива, само-наматывающиеся барабаны для раздаточных рукавов с наконечниками и кранами. Автомобили-заправщики маслами могут иметь подогреватели.

Оборудование автоцистерн позволяет выполнять следующие операции:

  • Наполнять цистерну нефтепродуктами (в том числе с помощью насоса, не входящего в оборудование цистерны);
  • Выдавать нефтепродукты из цистерны с помощью насоса или самотеком; 
  • Перемешивать нефтепродукт в цистерне;
  • Производить откачку нефтепродукта из раздаточных и приемного рукавов в цистерну;
  • Перекачивать нефте­продукты из одного резервуара в дру­гой, минуя цистерну.

Технологическое оборудование цистерн выбирается в зависимости от операций, которые должны выполняться, особенностей шасси автомобиля, на котором монти­руется оборудование, и отличается большим разнообразием.

Требования к конструкции автомобильных цистерн.

Цистерны должны удовлетворять требованиям инструкции МВД о по­рядке перевози опасных грузов автомобильным транспортом. В этом случае автотранспортные средства (в т.ч. цистерны) должны выполнять следующие дополнительные требования:

  • Выпускная труба с глушителем должна быть вынесена в сторону радиатора с наклоном выпускного отверстия вниз. Если расположение двигателя не позволяет устанавливать выпускную трубу перед радиатором, допускается ее выводить в правую сторону вне зоны цистерны и топливных коммуникаций;
  • Топливный бак должен размещаться на наибольшем удалении от двига­теля, выпускной трубы и электрических проводов, защищаться со стороны передней и задней стенок металлическими щитками, а со стороны днища металлической сеткой с размером ячейки 10x10 мм;
  • В электросети обязательно наличие плавких предохранителей или автоматических выключателей. Электропроводка монтируется в металлических трубках;
  • Транспортное средство заземляется металлической цепью и должно иметь два огнетушителя, устанавливаемых вне кабины водителя.

Подробнее ознакомиться с требованиями предъявляемых к автомобильным цистернам можно в статье "Специальные автоцистерны для перевозки опасных грузов"

Обозначение автоцистерн

В настоящее время не существует единой системы обозначения цистерн. Индексация автоцистерн состоит из двух-трех букв. Они обозначают тип базового шасси (А - автомобиль, П -прицеп, ПП-полуприцеп) и назначение цистерны (Ц - цистерна транспортная, ТЗ - топливозаправочная цистерна). Цифры обозначают номинальную вместимость цистерны в кубических метрах и марку базового шасси. Например, АЦ-4,2-53А - автомобиль-цистерна транспортная, номинальная вместимость 4,2 м3, на шасси автомобиля ГАЗ-53А. Наряду с буквами Ц и ТЗ применяются обозначения: ЦЗ - цистерна-заправщик, МЗ - маслозаправщик. Специальные обозначения типа перевози­мых грузов: М - масло, В - вода, С - спирт, СЖ - специальные жидкости. На­пример, ЗСЖ-66 - заправщик специальными жидкостями на шасси автомобиля ГАЗ-66. В подавляющем большинстве перевозка наливных грузов осуществляется автоцистернами с типичными характеристиками.

Можно указать основные из них:

  • Ёмкость от 1.5 до 50 тыс. л;
  • Длина от 5 до 16.1 м;
  • Масса в пределах 4.5 - 11 т;
  • Количество отсеков в цистерне от 1 до 8;
  • Рабочее давление до 25 кг/см. куб;
  • Цистерны оснащаются пневматической или рессорной подвеской.

Типы автоцистерн по форме:

  • Чемоданная;
  • Трапецевидная;
  • Цилиндрическая;
  • Эллиптическая.

Типы автоцистерн по характеру взаимодействия с шасси:

  • АЦ - непосредственно автоцистерны, неотъемлемы от шасси;
  • ППЦ - полуприцепы-цистерны;
  • ПЦ - прицепы-цистерны.

Особое значение имеет материал, из которого сделаны транспортировочные емкости ППЦ. Обычно для этих целей используется конструктивная, тонколистовая, легированная или нержавеющая сталь и прочные алюминиевые сплавы, причем каждый из вариантов имеет свои преимущества.

Цистерны в этом сегменте делятся на 4 категории:

  1. Полуприцеп-цистерна из конструктивной стали;
  2. Полуприцеп-цистерна из алюминия;
  3. Полуприцеп-цистерна из нержавеющей стали;
  4. Полуприцеп-цистерна из композитных материалов.


Полуприцеп-цистерна из стали

Стальные, топливные полуприцепы-цистерны изготавливается в основном российскими производителями из конструкционной стали. Имеет достаточную прочность, но при этом имеет высокий собственный вес. Срок эксплуатации такой бочки, как правило, составляет 3-5 лет. Можно отметить, что эта сталь является наиболее податливым материалом в плане ремонта, будь то наваривание ребер жесткости, срочная сварка в пути или комплексный капитальный ремонт. Вместе с тем, полуприцеп, произведенный из данного материала, имеет большую массу, в среднем от 7 до 9 тонн. Также это весьма экономичный материал. Толщина стенки зачастую составляет всего 4-5 мм, новые цистерны из стали самые доступные на сегодняшний день.

Для стальных цистерн характерны:

  • Высокая жесткость;
  • Ударопрочность;
  • Максимальная ремонтопригодность;
  • Хорошая адаптированность к российским условиям эксплуатации;
  • Относительно низкая цена. 


Полуприцеп-цистерна из алюминия

Алюминиевая топливная цистерна изготавливается из современного инновационного материала – легированного алюминия. В результате использования этого материала автоцистерна имеет достаточно лёгкий собственный вес - стандартная комплектация, 5 секций, 36000 л – 5700 кг. И при этом сохраняет прочность и повышает уровень экологической безопасности. В связи с тем, что отечественным производителем ещё не совсем освоена технология варки алюминия, на рынке предлагаются в основном марки европейских производителей алюминиевых цистерн. Стенки автоцистерн, сделанных из этого алюминиевого сплава, гораздо толще своих стальных аналогов, толщина в среднем доходит до 6 мм.

В сравнении со сталью у этого материала есть свои плюсы:

  • Малый вес;
  • Меньший расход топлива буксировщика;
  • Стойкость, как к внутренней, так и наружной коррозии металла;
  • Износостойкость и длительный срок службы;
  • Высокая остаточная стоимость;
  • Способность сохранять пластичность при экстремально низких температурах;
  • Гарантийная искра безопасность.

Полуприцеп-цистерна из нержавеющей стали

Как альтернативу стальной отечественной бочке из конструкционной стали европейские производители предлагают нашему рынку для перевозки светлых нефтепродуктов полуприцепы-цистерны из нержавеющей стали АС-304. Толщина нержавеющей стали 3 мм, что даёт возможность транспортировать бензин и дизель в стандартной комплектации 4 секции, 34 000 л при собственном весе 6500 кг. Полуприцепы цистерны из нержавеющей стали значительно легче, чем прицепы из конструкционной (чёрной) стали и значительно прочнее и надёжнее чем топливные цистерны из алюминия.

Стали коррозионностойкие AiSi 304, AiSi 321, AiSi 316Ti и др. это аустенитная сталь с низким содержанием углерода. Применяют ее при изготовлении оборудования для пищевых и химических предприятий, оборудование для производства, транспортировки и хранения молока и субпродуктов, вина, пива и иных напитков, а также кухонных и столовых принадлежностей. Эта сталь являет собой основной сорт в семействе нержавеющих сталей и содержит минимум Хрома (Cr) и Никеля (Ni). Такое содержание хрома обеспечивает образование на поверхности стали особого оксидного слоя, который придает стали устойчивость к воздействию различных химических веществ.

Полуприцеп-цистерна из стеклопластика

Новый вид рамных полуприцепов-цистерн с емкостью из стеклопластика, позволяющие перевозить агрессивные жидкости. Стеклопластик это композиционный материал, состоящий в основном из стекловолокнистого наполнителя и полимерной матрицы (связующего), объединяющего наполнитель в единую однородную композицию. Автоцистерны из композитных материалов предназначены для транспортировки и временного хранения любых видов жидкостей (в том числе - химически агрессивных сред - кислот, щелочей, нефтепродуктов и т.д.).

Используемый стеклопластик 10 мм на основе полиэфирных, винилэфирных смол устойчив ко многим агрессивным жидкостям. Стеклопластики являются конструкционными материалами способными выдерживать все виды нагрузок, включая ударные и вибрационные. Стеклопластики нерастворимы и не подвержены плавлению. Стеклопластики обладают высокой химической стойкостью, низким водопоглощением, экологической чистотой конечного продукта. Форма цистерны цилиндрическая, постоянного сечения с внутренними элементами жесткости (волнорезами), которые усиливают надежность всей конструкции цистерны и препятствуют возникновению гидроударов.

Преимущества полуприцепов-цистерн из стеклопластика:

  • Высокая удельная механическая прочность;
  • Высокая стойкость к воздействию агрессивных средств;
  • Высокая ремонтопригодность;
  • В случае необходимости ремонт или реконструкцию возможно произвести на месте эксплуатации;
  • Стеклопластик не подвержен био-обрастанию мхом и плесенью;
  • Высокая стойкость к воздействию ультрафиолетового облучения.

Наиболее часто встречающиеся агрессивные среды, транспортировку и хранение которых возможно производить в стеклопластиковых емкостях. Стеклопластиковые автоцистерны перевозят - соляную, фосфорную кислоты, едкий натр, хлорное железо, полиоксихлорид алюминия без ограничения по концентрации, а также серная кислота, смесь кислот соляная и плавиковая, гипохлорид натрия, едкий калий и пр. Конструкция полуприцепа-цистерны -рамная, съемная, емкость крепится к полуприцепу стяжными лентами.

Положение жидкости в автоцистерне при торможении и на поворотах.

Управление автомобилем-цистерной, заполненной жидкостью, требует не только высокой квалификации, но и знания основных законов физики. Водители, которые впервые сели за руль автоцистерны, сталкиваются самыми неожиданными явлениями. То автомобиль «плохо» тормозит, то его куда-то затянуло на повороте, то прицеп начал раскачиваться. Цистерны, предназначенные для перевозки жидко­стей, имеют внутренние перегородки для уменьшения динамических ударов жидкости в переднюю и боковую стенки, особенно при резком торможении или повороте. Правда наличие перегородок в цистерне снижает скорость слива жидкости из нее и затрудняет внутреннию промывку ёмкости, а также уменьшает полезную грузоподъемность. В некоторых странах в последнее время цистерны изготавливаются без внутренних перегородок. Такое решение требует высокой квалификации, умению и дисциплине водителей, управляющих такими транспортными сред­ствами.

Рис. 1

При резком торможении волна жидкости в наполненной цистерне, двигаясь вперед или вбок, как бы подталкивает автомобиль (Рис. 1). Это может оказать чрезвычайно вредное воздействие на повороте или при торможении. Однако при плавном и непрерывном торможении волна жидкости достигает передней стенки ци­стерны и, отразившись от нее, начинает двигаться в обратном направлении, способствуя торможению. Та­ким образом, плавность выполнения маневров обеспечивает требуемую безопасность движения.

Рис. 2                                                                                              Рис. 3

На закруглении дороги жидкость в цистерне смещается в сторону, противоположную повороту. Это вызывает возникновение дополнительного опрокидывающего момента из-за удара жидкости о стенку цистерны и смещения центра тяжести (Рис.2). Водитель перед поворотом должен значительно снизить скорость перед самым вращением рулевого колеса слегка увеличить подачу топлива. Жидкость несколько сместится к задней стенке, что позволит лучше «посадить» авто­мобиль на повороте. Кроме того, это в какой-то степени разгрузит передние управляемые колеса и облегчит вращение рулевого колеса.

Особую осторожность следует проявлять водителю при управлении автопоездом-цистерной. В этом случае все описанные явления с жидкостью возникают отдельно в автомобиле-цистерне и прицепе-цистерне, а их дей­ствие складывается. Учитывая, что в цистернах часто перевозят горючее, нетрудно представить возможные последствия в случае аварии.

Опытный водитель учитывает степень заполнения цистерн жидкостью. Если цистерны заполнены почти полностью, то управление автомобилем упрощается. Но если сосуды полузаполненны то процесс перевозки значительно усложниться (Рис.3). В полностью заполненной цистерне не возникнет гидравлических ударов при торможении или разгоне, а смещение жидкости на повороте не окажет существенного влияния на поведение грузового транспортного средства.

У вас остались вопросы?

Оставьте заявку на консультацию со специалистом