Организация труда водителей

Организация труда водителей

Организация труда водителей должна обеспечивать:

Четкую работу автотранспортных средств;
Безопасность перевозок грузов;
Полное использование нормы рабочего времени за учетный период;
Соблюдение установленных трудовым законодательством продолжительности рабочего дня, порядка предоставления отдыха и перерывов в работе для приема пищи, высокую производительность труда.


Работа водителя грузового автомобиля осуществляется по следующей схеме:

  • Подготовительные работы, выполняемые водителем перед выездом на линию и по возвращении;
  • Время на проведение предрейсового медицинского осмотра;
  • Транспортный процесс, включающий движение автомобиля и погрузочно-разгрузочные работы.

В целом состав рабочего времени водителя выглядит следующим образом:

  • Время управления автомобилем;
  • Время остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
  • Подготовительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте доставки или в пути перед началом и после окончания смены;
  • Время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;
  • Время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов;
  • Время простоев не по вине водителя;
  • Время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
  • Время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок, в случае если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
  • Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей;
  • Время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Водители обеспечиваются списками (памятками) номеров телефонов для оперативного вызова автомобиля технической помощи и дежурного диспетчера автотранспортного предприятия (погрузочно-разгрузочного пункта), а также координатами заказчиков - грузоотправителей и грузополучателей. 

Режим груда и отдыха водите­лей, осуществляющих перевоз­ки, устанавливают в соответствии с Положением о рабочем времени и времени отдыха води­телей автомобилей, утвержден­ным постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 25.06.99 № 16 (с изм. на 23.10.01). 
Действие этого Положения распространяется на водителей, работающих по трудовому договору (контракту) на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации:

Организациям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной подчиненности (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ)

Предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации перевозки грузов с коммерческой целью, а также использующим автомобили для обеспечения собственных производственных нужд.

В течение рабочего времени водитель должен выполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора (контракта), трудовым распорядком или графиком работы. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих на пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих на шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем - 7 часов.

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени (как правило, за месяц).

Решение об установлении суммированного учета рабочего времени принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии, по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться не более 10 часов.

В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом такой автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя. Одновременная работа в автомобиле двух водителей при отсутствии в автомобиле специального места для отдыха водителей запрещается.

При привлечении к сверхурочным работам общая продолжительность ежедневной работы смены не должна превышать 12 часов. Сверхурочные работы применяются в порядке, установленном законодательством (ст. 99 Трудового кодекса РФ).

Ежедневная продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 10 часов, а в условиях горной местности при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.

При суммированном учете рабочего времени решением работодателя, согласованным с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом (а при их отсутствии - с работником), не более двух раз в неделю ежедневная продолжительность управления автомобилем может быть увеличена до 10 часов. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не должна превышать 90 часов.

После первых трех часов непрерывного управления автомобилем (например, на междугородных перевозках) предусматривается остановка для кратковременного отдыха водителя продолжительностью не менее 15 минут; в дальнейшем остановка такой продолжительности предусматривается не более чем через каждые 2 часа. Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля.

При предоставлении водителю перерыва для отдыха и питания указанные кратковременные остановки водителя для отдыха не предусматриваются.

Состав и продолжительность подготовительных работ, включаемых в подготовительное время и время проведения медицинского осмотра водителя, устанавливаются работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.

Время охраны груза и автомобиля засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 1/3. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.

Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля учитывается в рабочее время только одному водителю.

Соглашением между работодателем и водителем может быть установлен иной порядок учета времени стоянки с одновременной охраной груза и автомобиля.

Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.

Время отдыха водителей устанавливается в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Водители пользуются правом на:

  • Перерывы в течение рабо­чей смены для отдыха и питания.
  • Ежедневный и еженедельный отдых, отдых в праздничные и другие дни, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
  • Ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, коллективным договором (соглашением).

Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов, как правило, в середине рабочей смены, не позднее чем через 4 часа после начала рабо­ты.

При установленной графи­ком продолжительности ежедневного рабочего времени бо­лее 8 часов водителю предоставляется два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов.

Конкретная продолжительность перерыва для отдыха и питания (общая продолжительность пе­рерывов) устанавливается рабо­тодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работни­ками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом до­говоре или приложении к нему.

Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабо­чий день (смену).

На междугородных перевоз­ках при суммированном учете рабочего времени продолжи­тельность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах может быть установлена не менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей, - не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха не­посредственно после возвращения к месту постоянной работы.

Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным отдыхом, притом суммарная продолжительность времени отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания в предшествующий день должна составлять не менее 42 часов.

При суммированном учете ра­бочего времени еженедельные дни отдыха устанавливаются в различные дни недели согласно графикам сменности, при этом число дней еженедельного отдыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных не­дель этого месяца.

В случае установления води­телям при суммированном учете рабочего времени рабочих смен продолжительностью свыше 10 часов продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еже­недельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 ча­сов.

В праздничные дни допуска­ется работа водителей, если эти дни предусмотрены графиками сменности как рабочие, в случаях, когда приостановка работы невозможна по производствен­но-техническим условиям (непрерывно действующие органи­зации), на работах, связанных с необходимостью обслуживания населения, и при выполнении неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ.

При суммированном учете ра­бочего времени работа в праздничные дни по графику включается в норму рабочего времени учетного периода. Графики ра­боты составляются для всех водителей ежемесячно на каждый день или смену с ежедневным и суммированным учетом рабоче­го времени и доводятся до сведения водителей за две недели до введения их в действие.

В них устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы, время пе­рерывов для отдыха и питания, а также время, предоставляемое для междусменного и еженедельного отдыха.

График работы (сменности) водителей утверждается администрацией автотранспортного предприятия. Об изменении графика работы во­дителя он должен быть постав­лен в известность не менее чем за сутки до начала работы. Автотранспортное предприятие обязано обеспечить мини­мальные, в пределах установ­ленных норм, затраты времени на подготовку автотранспорта к выезду, оформление путевой документации.

Отдел эксплуатации автотранспортного предприятия, вы­полняющего грузовые перевоз­ки, с целью обеспечения безопасности движения автотранс­порта осуществляет:
  • 1. Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей с обязательной отметкой об их проведении в путевом листе.
  • 2. Обеспечение водителей пе­ред выездом в рейс рекомендуемым расписанием движения и схемой маршрута с указанием опасных мест.
  • 3. Анализ выполнения всех предусмотренных рейсов.
  • 4. Регулярные проверки наличия водительских удостоверений и ежедневное информирование водителей при выезде в рейс о погоде и условиях проезда (туман, гололед и т.д.) с обязательной отметкой в путевом листе.
  • 5. Установление пониженных скоростей, а при необходимости прекращение движения, если дорожные или метеорологические условия (разрушение дорожного покрытия, гололед, сильный снегопад, туман, зано­сы и т.д.) представляют угрозу безопасности перевозок грузов.
  • 6. Контроль за режимом тру­да и отдыха водителей.
  • 7. Установление режима ра­боты и места отдыха в пути следования при направлении водителей в разовые дальние рейсы или командировки.
  • 8. Контроль за работой подвижного состава на линии, соблюдением водителями «Правил дорожного движения».
  • 9. Медицинское переосвидетельствование водителей в установленные сроки.
  • 10. Принятие необходимых мер по соблюдению установленных норм грузоподъемности, не превышающей общую грузоподъемность транспортного средства, указанную в технической характеристике автомобиля данной марки.
Формы организации тру­да водителей, применяемые в зависимости от характера грузопотоков, протяженности маршрутов и режима работы:

Работа водителей организуется по индивидуальному или бригадному методу организации груда.
Бригады водителей создают­ся по принципу обслуживаемых объектов путем объединения водителей, занятых вывозом про­дукции с предприятий-изготовителей, железнодорожных стан­ций, торгово-посреднических предприятий и т.д.

Руководство бригадой осуществляет брига­дир. Состав бригады и количество подвижного состава, закреп­ленного за ней, определяется исходя из объема и характера перевозок, а также режима ра­боты пунктов переработки гру­зов.

На регулярных междугород­ных маршрутах должны приме­няться следующие системы организации труда водителей:

  • Одиночная езда - в автомобиле в течение всего оборота на маршруте работает один водитель. Применяется, как правило, на маршрутах, где оборот автомобиля совершается в течение рабочей смены водителя;
  • Сменная езда – автомобиль обслуживается бригадой водителей, смена которых производится на границах смежных участков, устанавливаемых в пунктах расположения автотранспортных предприятий или других населенных пунктах. Каждый водитель работает в одном автомобиле на определенном участке маршрута. Применяется на маршрутах протяженностью более 250 км;
  • Сменно-групповая езда – за несколькими автомобилями закрепляют бригаду водителей, каждый водитель работает на разных автомобилях, но на определенном участке маршрута. Применяется на маршрутах про­тяженностью более 250 км.

Для непрерывной регистра­ции пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя на грузовых автотранспортных средствах устанавливаются тахографы.

Правила использования тахографов на автомобильном транспорту в Российской Федерации утверждены приказом Министра транс­порта РФ от 07.07.1998 № 86. Они были разработаны и введены в действие е целях реализации постановления Правитель­ства РФ от 03.08.1996 №922 «О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом», которым было предусмотрено оснащение вновь изготавливаемых грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных и международных перевозок, тахографами с 1 января 1998 г.

Тахографы, применяемые на грузовых автомобилях, предназначенных для междугородных и международных перевозок, должны соответствовать требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, осу­ществляющих международные автомобильные перевозки. В связи с установкой тахографов на транспортных средствах на водителей и руководство транс­портных организаций возлагает­ся ряд дополнительных обязанностей.

Постановлением Минтруда России от 10.11.1992 № 31 (с изм. на 04.08.2000) в составе тарифно-квалификационных ха­рактеристик по общеотраслевым профессиям рабочих утверждены характеристики на води­телей автомобилей 4-6 разрядов.

Так, водитель грузового автомобиля 4-го разряда выполняет следующие работы:
  • 1. Управление грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью до 0 тонн (автопоездов - по сум­марной грузоподъемности автомобиля и прицепа).
  • 2. Заправка автомобилей топливом, смазочными материала­ми и охлаждающей жидкостью.
  • 3. Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию, сдача его и постановка на отведенное место по возвращении в автохозяйство (транспортную органи­зацию).
  • 4. Подача автомобилей под погрузку и разгрузку грузов и контроль за погрузкой, размещением и креплением груза в кузове автомобиля.
  • 5. Устранение возникших во время работы на линии мелких неисправностей, не требующих разборки механизмов. 
  • 6. Оформление путевых документов. 
  • 7. Выполнение всего комплекса работ по ремонту и техническому обслуживанию управляемого автомобиля (при отсутствии в организации специализированной службы техническо­го обслуживания автомобилей. При этом он тарифицируется на один разряд выше).
Работа водителя автомобиля 5-го разряда заключается в следующем:
  • 1. Упражнение грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 10 до 40 тонн (автопоез­дом - по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа).
  • 2. Устранение возникших во время работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов.
  • 3. Выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической по­мощи.
  • 4. Выполнение всего комплекса работ по ремонту и техническому обслуживанию управляемого автомобиля (при отсутствии в организации специализированной службы техническо­го обслуживания автомобилей. При этом он тарифицируется на один разряд выше).

Водителю присваивается 6 разряд, если он осуществляет управление грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 40 тонн (автопоездов - по суммарной грузо­подъемности автомобиля и прицепа).

Водитель должен знать:

  • 1. Назначение, устройство, принцип действия и работу агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемых автомобилей.
  • 2. Правила дорожного движения и технической эксплуатации автомобилей.
  • 3. Причины, способы обнаружения и устранения неисправностей, возникших в процессе эксплуатации автомобиля.
  • 4. Порядок проведения технического обслуживания и правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках.
  • 5. Правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин.
  • 6. Правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта.
  • 7. Правила перевозки грузов, в т.ч. скоропортящихся и опасных.
  • 8. Влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля.
  • 9. Способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий.
  • 10. Устройство радиоустановки и компостеров.
  • 11. Правила подачи автомобилей под по грузку-разгрузку.
  • 12. Правила заполнения первичных документов по учету работы обслуживаемого автомобиля

Если водитель осуществляет перевозки опасных грузов, то ему необходимо знать:

  • 1. Общие требования, предъявляемые к перевозке опасных грузов, и свои обязанности.
  • 2. Основные виды опасности.
  • 3. Превентивные меры и меры безопасности, соответствующие различным видам опасности.
  • 4. Меры, принимаемые пос­ле дорожно-транспортного происшествия (первая помощь, безопасность дорожного дви­жения, основные знания в об­ласти использования защитного оборудования, пр.).
  • 5. Знаки и маркировку для обозначения опасности.
  • 6. Назначение технического оборудования транспортного средства и управления им.
  • 7. Поведение транспортного средства с цистернами или контейнерами-цистернами во время движения, включая перемещение груза.
  • Четкую ра­боту автотранспортных средств;
  • Безопасность перевозок грузов;
  • Полное использование нормы рабочего времени за учетный период
  • Соблюдение установ­ленных трудовым законодатель­ством продолжительности рабо­чего дня, порядка предоставле­ния отдыха и перерывов в работе для приема пищи, высокую про­изводительность труда
Обязанности водителей Обязанности транспортной организации
1. Обеспечение правильной эксплуатации тахографа, его своевременное включение и переключение ручек тахографа на соответствующие режимы работы.
1. Выдача водителям достаточного количества регист­рационных листов установленного образца, пригод­ных для использования е тахографе, которым обору­довано транспортное средство, имея при этом в ви­ду персональный характер регистрационных листов.
2. Своевременная установка, замена и надлежащее за­полнение регистрационных листов, а также обеспе­чение их сохранности. 2. Хранение заполненных регистрационных листов каждого водителя в течение не менее чем 1 2 меся­цев со дня последней записи и свидетельства о про­верках тахографов - в течение 3 лет с момента их вы­дачи.
3. Использование регистрационных листов каждый день, в течение которого он управлял транспортным средством, начиная с момента его приемки. 3. Анализ данных в регистрационных листах и, в случае установления нарушений, принятие мер по их пресе­чению.
4. При выходе тахографа из строя ведение записи ре­жима труда и отдыха на обороте своего регистраци­онного листа от руки с использованием нанесенной на пего сетки с соответствующими графическими обозначениями и информирование об этом транспо­ртной организации. 4. Предъявление заполненных регистрационных лис­тов каждого водителя для контроля сотрудникам инспектирующих органов.
5. Наличие и предъявление для контроля сотрудникам инспектирующих органов заполненных регистраци­онных листов за текущую неделю и за последний день предшествовавшей недели, в течение которого он управлял транспортным средством. 5. Обеспечение исправных тахографов, установлен­ных на транспортных средствах.
6. Предоставление возможности сотрудникам инспек­тирующих органов производить контроль описка клейма и установленных на тахографах табличек с параметрами его настройки  
У вас остались вопросы?

Оставьте заявку на консультацию со специалистом

Оставить заявку