Перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов в городском, пригородном и междугороднем сообщении регулируются Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, которые были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272. Эти правила были разработаны на основе Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав). Они имеют такую же сферу применения, как и Устав, то есть охватывают отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом.
Содержание:
• Негабаритный груз - что это?
• Условия перевозки негабаритных грузов
• Штрафы за неправильную перевозку
• Специальные опозновательные знаки
• Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов
• Разрешение на перевозку негабаритных грузов
• Схема транспортного средства
• Согласование перевозки
• Сопровождение перевозки автомобилем прикрытия
• Требования к техническому состоянию и оборудованию ТС
• Обязанность перевозчика
• Параметры автотранспортных средств категории 1 и 2
В случае, когда юридические и физические лица перевозят крупногабаритные и тяжеловесные грузы для собственных нужд на транспортных средствах, которыми они владеют на законных основаниях, договорные отношения не возникают. В связи с этим, перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по-прежнему регулируются Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утверждённой Министерством транспорта Российской Федерации 27 мая 1996 года. В эту Инструкцию были внесены изменения на основании приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 24 июля 2012 года № 258.
Этот приказ также устанавливает порядок выдачи специального разрешения на проезд по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Этот порядок предусмотрен статьей 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
.
Правила перевозки негабаритных грузов автотранспортом
Заказать перевозку крупногабаритных или тяжеловесных грузов!
Негабаритный груз - что это?
Груз считается негабаритным, если его вес и объём превышают стандартные разрешённые параметры. Это означает, что такой груз не помещается в стандартный кузов автомобиля и может представлять опасность для других участников дорожного движения.
Чаще всего к категории негабаритных грузов относятся:
- специальная техника или её части;
- цистерны;
- строительные материалы;
- газовые турбины;
- карьерная спецтехника;
- неделимые грузы больших габаритов.
Негабаритный груз подразделяется на две категории: тяжеловесный и крупногабаритный. Давайте подробнее рассмотрим каждый из этих видов.
Тяжеловесный груз — это груз, вес которого вместе с массой транспортного средства превышает установленные нормы:
Количество осей | Одиночные автомобили | Автопоезда седельные и прицепные |
Допустимая масса ТС в тоннах | ||
Двухосные | 18 | — |
Трёхосные | 25 | 28 |
Четырёхосные | 32 | 36 |
Пятиосные | 38 | 40 |
Шестиосные и более | 38 | 44 |
Помимо количества осей, в расчет принимается их расположение, допустимая нагрузка на каждую ось и тип дороги. Эти нормативы подробно изложены в приложениях № 2 и № 3 к Правилам перевозок грузов автотранспортом.
Крупногабаритный груз — это тот, чьи объёмы превышают допустимые нормы:
- 4 метра в высоту;
- 12 метров в длину для одиночного ТС или прицепа и 20 метров — для автопоезда;
- 2,55 метра в ширину (для прицепов-рефрижераторов – 2,6 метра);
- 2 метра — длина груза, выступающего сзади за габариты ТС.
Высота груза измеряется от поверхности дороги до самой высокой точки транспортной конструкции.
.
Условия перевозки негабаритных грузов
Согласно пункту 23.3 ПДД, перевозка негабаритных грузов разрешена только при соблюдении определенных условий.
Негабаритный груз не должен:
- ухудшать обзор водителю;
- негативно влиять на устойчивость транспортного средства;
- закрывать светоотражатели, осветительные приборы и опознавательные знаки;
- препятствовать восприятию сигналов, подаваемых водителем рукой.
- груз не должен создавать шум и пыль, а также наносить вред дороге и окружающей среде.
Если во время движения одно из этих условий нарушается, водитель должен принять меры для его устранения. В случае, когда это невозможно, движение необходимо прекратить, чтобы избежать штрафа за перевозку крупногабаритного груза.
.
Штрафы за неправильную перевозку
За нарушение правил перевозки негабаритных грузов несут ответственность как водитель, так и должностные и юридические лица, ответственные за перевозку. Если нарушение зафиксировал инспектор, то ответственность возлагается на всех участников процесса. В случае фиксации камерой отвечать будет владелец транспортного средства. Виды наказания за такие нарушения установлены статьёй 12.21.1 КоАП РФ и зависят от степени превышения установленных норм:
Таблица штрафов за превышение допустимых габаритов и нагрузки на ось
Параметры привешения габарит / осевая нагрузка | Водитель | Должностное лицо | Юридическое лицо | Владелец ТС |
Штрафы в рублях или иное наказание | ||||
Не более 10 см / от 2 до 10% | 1000 - 1500 | 10 000 - 15 000 | 100 000 - 150 000 | 150 000 рублей вне зависимости от наличия разрешения, если превышение зафиксировано фоторамкой |
От 10 до 20 см / от 10 до 20% | 3000 - 4000 без специального разрешения 3000 - 3500 со специальным разрешением |
25 000 - 30 000 без специального разрешения 20 000 - 25 000 со специальным разрешением |
250 000 - 300 000 без специального разрешения 200 000 - 250 000 со специальным разрешением |
|
От 20 до 50 см / от 20 до 50% | 5000 - 10000 или лишение прав на 2 - 4 месяца без специального разрешения 4000 - 5000 или лишение прав на 2 - 3 месяца со специальным разрешением |
35 000 - 40 000 без специального разрешения 30 000 - 40 000 со специальным разрешением |
350 000 - 400 000 без специального разрешения 300 000 - 400 000 со специальным разрешением |
|
Более 50 см / более 50% | 7000 - 10 000 или лишение прав на 4 - 6 месяцев | 45 000 - 50 000 | 400 000 - 500 000 |
С 2022 года перевозчиков освободили от штрафов за превышение допустимой массы или осевой нагрузки на величину не более 10%. На рассмотрении находится законопроект, который также освободит от штрафов за превышение габаритов до 10 см, но только на автоматических пунктах весового контроля. Однако, согласно статье 27.13 КоАП, помимо штрафа, автомобиль с перегрузом или нарушением нормативных габаритов могут поместить на штрафстоянку до устранения нарушений.
Размер штрафа будет зависеть от степени превышения допустимых габаритов. Контроль за соблюдением правил перевозки негабаритных грузов осуществляют два ведомства: Ространснадзор и ГИБДД. Во время проверки инспектор измеряет транспортное средство по длине, ширине и высоте с помощью телескопической линейки или рулетки. Для обеспечения точности измерений приборы должны быть сертифицированы и пройти метрологическую поверку.
.
Специальные опознавательные знаки
В соответствии с пунктом 23.4 Правил дорожного движения, на груз обязательно должны быть установлены специальные опознавательные знаки в следующих случаях:
1. Если груз выступает за габариты транспортного средства более чем на 1 метр спереди или сзади или более чем на 40 сантиметров с боков, он должен быть обозначен знаком «Крупногабаритный груз».
Знак крупногабаритный груз
2. Если транспортировка осуществляется в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости, то, помимо соблюдения всех вышеперечисленных правил, следует также принять дополнительные меры:
- На передней части груза необходимо закрепить белый световозвращатель или фонарь.
- Сзади на груз следует прикрепить красный световозвращатель.
Если не соблюдать эти правила, то безопасность дорожного движения может быть нарушена, и за это может быть выписан штраф за превышение габаритов.
Для автомобилей, которые превышают определённые размеры, существуют особые правила дорожного движения. Если ширина транспортного средства с грузом или без него превышает 2,55 метра, высота — 4 метра, а длина — 20 метров, то оно считается крупногабаритным. Такие автомобили должны быть оборудованы специальными опознавательными знаками «Негабаритный груз» и проблесковыми маячками жёлтого или оранжевого цвета. Это необходимо для обеспечения безопасности на дороге и предупреждения других участников движения о возможных затруднениях на пути.
Ещё одна важная особенность движения связана с ограничениями скорости. На дорогах максимальная скорость не должна превышать 60 километров в час, а на мостах — 15 километров в час. Кроме того, водителю нельзя отклоняться от заранее намеченного маршрута, который был согласован с соответствующими органами.
.
Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов
Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам осуществляется на основании специальных разрешений, которые выдаются с учётом несущей способности дорожного покрытия и инженерных сооружений. Все грузы, допускаемые к транспортировке, в зависимости от их массы и размеров, подразделяются на две категории. Под грузом в данном случае подразумевается само транспортное средство (загруженное или нет) с допустимыми:
В данном случае под грузом понимается само транспортное средство, независимо от того, загружено оно или нет, а также с допустимыми:
- осевой нагрузкой на каждую ось;
- габаритом по высоте, ширине или длине.
Итак, под тяжеловесным грузом следует понимать транспортное средство, масса которого, включая вес самого транспортного средства и его груза, или осевая масса превышают хотя бы один из установленных параметров. В свою очередь, крупногабаритный груз — это транспортное средство, габариты которого по высоте, ширине или длине превышают хотя бы один из предельных размеров.
Основным нормативным документом, который регулирует перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, является Инструкция Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 мая 1996 года (с изменениями на 12 ноября 2012 года). При перевозке таких грузов необходимо учитывать требования правил дорожного движения, правил перевозки грузов, а также дополнительных условий, которые указаны в разрешении на перевозку груза.
Перевозка по дорогам крупногабаритнПеревозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам может осуществляться только при наличии специальных разрешений, которые выдаются в установленном порядке.ых и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в установленном порядке.
.
Разрешение на перевозку негабаритных грузов
Зачем нужно специальное разрешение на движение негабаритного транспорта?
Негабаритный транспорт представляет серьёзную угрозу безопасности дорожного движения. При его использовании водитель обязан иметь специальное разрешение, которое нужно предъявить сотрудникам ГИБДД. К негабаритным транспортным средствам относятся те, чьи размеры превышают стандартные.
Они делятся на два типа:
- Тяжеловесные автомобили — это транспортные средства, которые, независимо от наличия груза, превышают установленные весовые нормы.
- Крупногабаритные автомобили — это те, чьи объёмы, будь то с грузом или без, превышают допустимые габариты.
Что указывается в разрешении на проезд негабаритного транспорта?
Специальное разрешение для движения тяжеловесного или крупногабаритного транспорта содержит следующие сведения:
- QR-код, номер разрешения и дату его оформления;
- количество разрешённых поездок и срок их выполнения;
- маршрут движения;
- характеристики транспортного средства;
- информацию о владельце;
- характеристики груза — при его наличии;
- параметры транспортного средства или автопоезда;
- наименование уполномоченного органа, выдавшего разрешение;
- вид сопровождения;
- особые условия движения;
- перечень владельцев автодорог, сооружений, инженерных коммуникаций, владельцев инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования, владельцев ж/д путей необщего пользования
- данные о подразделении ГИБДД и других организациях, согласовавших движение;
- схему тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства или автопоезда.
Кто имеет право на получение разрешения?
- Физические лица;
- Юридические лица;
- Индивидуальные предприниматели.
Если негабаритный транспорт передвигается без соответствующего разрешения, предусмотрены штрафы.
Срок действия разрешения
Специальное разрешение вступает в силу не позднее 45 календарных дней с момента подачи заявления и действует не более 3 месяцев. Это разрешение можно использовать как для одной поездки, так и для нескольких (но не более 10) по определённому маршруту с аналогичным грузом.
Как получить специальное разрешение для негабаритного транспорта?
Чтобы подать заявление и получить специальное разрешение, необходимо обратиться в Росавтодор в электронном виде. Существует два удобных способа подачи заявления онлайн:
- на Госуслугах — потребуется подтверждённая учётная запись;
- в личном кабинете перевозчика.
Вы получите разрешение в течение 3 часов после согласования маршрута или других необходимых условий. После получения разрешения в электронном виде не забудьте его распечатать.
Как получить специальное разрешение для негабаритного транспорта на портале Госуслуг?
- Убедитесь, что у вас подтверждённая учётная запись.
- Заполните заявление — укажите параметры транспортного средства (ТС) и характеристики груза. Добавьте фото или сканы паспорта транспортного средства (ПТС) и свидетельства о регистрации (СТС).
- Оплатите госпошлину — 1 600 ₽. Квитанция придёт в раздел «Платежи». Если после обработки заявления в выдаче специального разрешения откажут, госпошлину вернуть не получится.
- Отправьте заявление. Разрешение выдадут в течение 3 часов после согласования маршрута движения или наступления других событий. Если ТС признают тяжеловесным, владельцы автодорог, по которым проходит маршрут, рассчитают размер причинённого вреда. Информация о размере платежа поступит от Росавтодора в раздел «Платежи» Для получения разрешения оплатите счёт через онлайн-банк или другим способом
- Дождитесь решения от Росавтодора. Уведомление придёт в личный кабинет. В случае отказа ведомство объяснит причины.
Как определиться с маршрутом, если есть несколько вариантов?
Росавтодор сформирует маршруты для передвижения транспортного средства после получения заполненного заявления. Затем вам будет предложено выбрать наиболее подходящий вариант. Уведомление о результатах появится в вашем личном кабинете.
Что может включать маршрут
- Оплату ущерба, если транспортное средство тяжеловесное.
- Выполнение перечня мер для безопасного движения.
- Выполнение проекта организации дорожного движения (ПОДД).
В составленном маршруте может быть включено одно или несколько из перечисленных условий. Чтобы получить разрешение, необходимо выполнить все требования, указанные в вашем маршруте.
С кем необходимо согласовать маршрут движения негабаритного транспорта?
Когда Росавтодор получит заполненное заявление, сотрудники ведомства определят, нужно ли согласовывать маршрут.
Это необходимо, если:
- габариты транспортного средства с грузом или без него превышают допустимые параметры более чем на 2%;
- для обеспечения безопасности дорожного движения необходимо укрепить дороги и обеспечить надлежащий уход за сооружениями и инженерными коммуникациями, расположенными на них.
Если потребуется согласование маршрута, сотрудники Росавтодора свяжутся с:
- представителями ГИБДД;
- владельцами автодорог;
- владельцами сооружений и инженерных коммуникаций, пересекающих автодорогу;
- владельцами инфраструктуры ж/д транспорта, если маршрут проходит через ж/д переезды.
Владельцы автомобильных дорог имеют право направить в Росавтодор обоснованный отказ в согласовании, если состояние дорожного покрытия не позволяет осуществлять перевозки тяжеловесного транспорта. В таком случае они могут предложить альтернативный маршрут по своим дорогам, которые смогут выдержать нагрузку.
Возмещение ущерба владельцам автодорог, нанесённого негабаритным транспортом?
Владелец тяжёлого транспортного средства обязан возместить ущерб, который его автомобиль может нанести дорогам во время движения. После того как вы подадите заявление, сотрудники Росавтодора изучат его и, если потребуется, свяжутся с владельцами автодорог для определения размера ущерба. Если вы подавали заявление на портале Госуслуг, информация о размере платежа будет доступна в вашем личном кабинете.
Сумма ущерба рассчитывается индивидуально и зависит от следующих факторов:
- конкретного пути следования заявленного авто;
- фактического превышения весовых параметров значений предельно допустимой массы;
- предельно допустимых нагрузок на каждую ось.
Что возмещает владелец негабаритного транспорта?
Владельцам автодорог:
- затраты на оценку технического состояния дорог;
- расходы на укрепление, обустройство дорог или их участков.
Владельцам сооружений и инженерных коммуникаций:
- расходы на укрепление, обустройство дорог или их участков, на которых находятся эти сооружения.
Владельцам инфраструктуры ж/д транспорта:
- расходы на укрепление, обустройство дорог или их участков, если маршрут проходит через ж/д переезды.
Почему могут отказать в выдаче разрешения на движение негабаритного транспорта?
- Перевозимый груз можно разобрать на несколько частей.
- Заявление подписал человек без полномочий.
- У российского перевозчика нет доступа к международным автоперевозкам.
- Движение по маршруту невозможно согласовать из-за состояния дороги, инженерных коммуникаций и требований безопасности дорожного движения.
- Не указаны или указаны неверно данные о заявителе или владельце авто:
- наименование и адрес нахождения — для организаций;
- ФИО и адрес регистрации — для граждан и ИП.
- Не внесена плата в счёт возмещения вреда, причиняемого автодорогам.
- Нет хотя бы одного обязательного документа — схемы ТС, копии ПТС или СТС, квитанции об оплате.
- Сведения, указанные в заявлении, не соответствуют техническим характеристикам транспортного средства и груза.
- Истёк срок перевозки, указанный в заявлении.
Штраф за движение негабаритных транспортных средств без специального разрешения?
Если негабаритный транспорт перемещается без соответствующего разрешения, то предусмотрены штрафные санкции. Размер штрафа зависит от того, насколько габариты или нагрузка на оси превышают допустимые нормы. Если инспектор выявляет нарушение, то штраф приходится платить не только водителю, но и лицу или организации, ответственным за перевозку.
Размер штрафа:
- От 1000 до 10 000 ₽ или лишение прав на срок до 6 месяцев — для водителя;
- От 10 000 до 50 000 ₽ — для должностного лица;
- От 100 000 до 500 000 ₽ — для организации.
Если превышение автоматически зафиксировано специальными фото- и видеосредствами — штраф для собственника авто составит от 150 000 до 500 000 ₽.
.
.Схема транспортного средства
К заявлению о получении разрешения на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов второй категории необходимо приложить схему автопоезда. На этой схеме должны быть изображены все транспортные средства, участвующие в перевозке, указано количество осей и колёс на каждом из них, а также взаимное расположение колёс и осей. Кроме того, необходимо учесть распределение нагрузки по осям и на отдельные колёса, принимая во внимание возможность неравномерного распределения нагрузки по длине оси.
.
Согласование перевозки
Составленный маршрут будет согласован с организациями, на балансе которых находятся дороги, по которым пройдёт негабаритный транспорт. После согласования маршрута заявителю выставляется счёт на оплату возмещения вреда, причинённого дороге большегрузом. Сумма компенсации рассчитывается по специальной методике и зависит от нескольких факторов: процента превышения нагрузки на ось, протяжённости пути и региона. Например, каждые 100 километров пути по федеральным автодорогам, рассчитанным на нагрузку 10 тонн, с превышением этой нагрузки на 2–3% в Центральном федеральном округе обойдутся в 1350 рублей, в Южном федеральном округе — в 995 рублей, а на Дальнем Востоке — в 1884 рубля.
Все перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по маршруту движения должны быть согласованы с соответствующими органами управления автомобильными дорогами, балансодержателями искусственных сооружений и коммуникаций, а также с отделениями железных дорог. В частности, необходимо согласовать проезд по мостам, путепроводам, железнодорожным переездам, линиям метро, подземным трубопроводам и кабелям, а также над воздушным линиям электроснабжения и связи. Орган управления дорогами, выдающий разрешение на перевозку, несет ответственность за согласование всех необходимых мероприятий с соответствующими службами и органами, уполномоченными управлять улично-дорожной сетью городов и других населенных пунктов.
После получения разрешения перевозчик обязан согласовать предстоящую перевозку с ГИБДД Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также с ГУВД и УВД тех субъектов Российской Федерации, по территории которых пролегает маршрут. Эти согласования можно найти в Приложении 3 к данному параграфу. В процессе согласования определяются особые требования к перевозке груза, которые направлены на обеспечение безопасности дорожного движения. После согласования перевозчику выдается специальный пропуск, предоставляющий право на движение транспортного средства. Этот пропуск должен быть размещен в правом нижнем углу лобового стекла автомобиля.
Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов второй категории в населенных пунктах осуществляется в часы, когда движение на дорогах минимальное. Вне населенных пунктов такие перевозки разрешены только в светлое время суток. Если же движение на дороге очень интенсивное, то даже в светлое время суток перевозка возможна только при условии сопровождения груза. В темное время суток и на дорогах вне населенных пунктов, а также в условиях интенсивного движения в светлое время суток сопровождение необходимо.
.
Сопровождение перевозки автомобилем прикрытия
При согласовании разрешения на перевозку груза ГИБДД решает, требуется ли сопровождение и какой именно вид сопровождения необходим.
Сопровождение негабаритного груза может осуществляться несколькими способами:
- с помощью автомобиля прикрытия и (или) тягача;
- на патрульном автомобиле Госавтоинспекции.
Сопровождение автомобилем прикрытия обязательно во всех случаях, когда:
- ширина транспортного средства с грузом превышает 3.5 м;
- длина автопоезда более 24 м;
- в других случаях, когда в разрешении в графе «Особые условия движения» записано, что движение через какое-либо искусственное сооружение разрешается в одиночном порядке, либо указаны другие условия, требующие оперативного изменения организации движения на маршруте перевозки груза.
Грузоотправитель или перевозчик выделяет автомобиль (автомобили) прикрытия и тягачи, исходя из характеристик перевозимого груза и дорожных условий. Использование автомобилей прикрытия является обязательным, если в разрешительных документах предусмотрена возможность оперативного изменения схемы движения на определённых участках пути. Как правило, это тоннели, мосты и участки с реверсивным движением, где может потребоваться приостановка движения остального транспорта. Эту задачу и выполняют автомобили прикрытия. Количество автомобилей прикрытия зависит от габаритов гружёного транспорта и может составлять от двух до трёх единиц (Приказ Минтранса от 31 августа 2020 года № 343):
Ширина ТС | Длина ТС | Количество и расположение автомобилей прикрытия |
до 3.5 м включительно | 25 - 40 | 1 сзади 1 спереди |
более 40 м | 1 сзади 2 спереди | |
от 3.5 до 4.5 м | до 40 м | 1 сзади 1 спереди |
более 40 м | 1 сзади 2 спереди | |
от 4.5 до 5 м | — | 1 сзади 2 спереди |
более 5 м | — | в соответствии с проектом организации дорожного движения |
По решению ГИБДД, в сопровождении негабаритного груза может участвовать полицейский патруль. Общий порядок транспортировки и обеспечения безопасности таких грузов регулируется Росавтодором. Поэтому перевозчик, который планирует доставить негабарит, должен получить разрешение в этом ведомстве.
Участие в сопровождении патрульного автомобиля Госавтоинспекции необходимо, если:
- ширина транспортного средства превышает 4 м;
- длина автопоезда превышает 30 м;
- транспортное средство при движении вынуждено хотя бы частично занимать полосу встречного движения;
- в процессе перевозки предполагается необходимость оперативного Изменения организации движения с целью обеспечения безопасности проезда;
- груз относится ко второй категории.
В других случаях необходимость сопровождения определяется сотрудниками ГИБДД в зависимости от дорожных условий, интенсивности движения и состава транспортного потока. Для обеспечения безопасности используется автомобиль сопровождения с включённым проблесковым маячком оранжевого или жёлтого цвета.
Рекомендуемая схема окраски автомобилей прикрытия
Легковой | Универсальный | Микроавтобус |
![]() |
![]() |
![]() |
Автомобиль прикрытия должен следовать впереди на расстоянии от 10 до 20 метров уступом с левой стороны от сопровождаемого транспортного средства, перевозящего крупногабаритный и тяжеловесный груз. Это означает, что ширина автомобиля прикрытия должна превышать ширину сопровождаемого транспортного средства.
При проезде по мостовым сооружениям движение автомобиля прикрытия должно осуществляться в соответствии с заранее согласованной схемой, включая дистанцию и положение на мосту. Скорость движения при перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов устанавливается ГИБДД с учетом требований других организаций, которые согласовали эту перевозку.
Максимальная скорость движения по дорогам не должна превышать 60 км/ч, а по мостовым сооружениям — 15 км/ч. При этом разрешенный режим движения может меняться на разных участках маршрута. При перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов следует придерживаться определённых правил.
Запрещается:
- Отклоняться от установленного маршрута.
- Превышать скорость, указанную в разрешении на перевозку.
- Осуществлять движение в условиях гололёда и при метеорологической видимости менее 100 метров.
- Ездить по обочине дороги, если иное не предусмотрено условиями перевозки.
- Останавливаться вне специально обозначенных стоянок, расположенных за пределами дороги.
- Продолжать перевозку при возникновении технической неисправности транспортного средства, угрожающей безопасности дорожного движения.
- Выезжать в рейс без разрешения, с просроченным или неправильно оформленным разрешением на перевозку, а также если в нём отсутствуют подписи ответственных лиц.
- Вносить дополнительные записи в разрешение на перевозку крупногабаритного или тяжеловесного груза.
Если во время движения возникнут обстоятельства, требующие изменения маршрута, перевозчик должен получить разрешение на движение по новому маршруту в установленном порядке.
.
Требования к техническому состоянию и оборудованию ТС
Техническое состояние транспортных средств, используемых для перевозки, должно соответствовать требованиям Правил дорожного движения, Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, а также Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, инструкций заводов-изготовителей и Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
Для безопасной перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов необходимо строго следовать установленным правилам. В частности, на федеральных дорогах запрещено использовать колёсные тракторы в качестве тягачей, а на всех автомобильных дорогах с усовершенствованным покрытием — гусеничные.
Кроме того, запрещается транспортировка тяжеловесных грузов на транспортных средствах, если масса буксируемого прицепа (полуприцепа) с грузом превышает технические нормы, указанные заводом-изготовителем.
Тормозная система автопоезда должна быть рассчитана на управление от педали тормоза автомобиля-тягача и обеспечивать равномерное распределение тормозных усилий между всеми звеньями. Это позволит избежать «складывания» автопоезда при торможении.
Автомобили-тягачи, предназначенные для работы с прицепами, должны быть оснащены устройством, которое обеспечит торможение в случае разрыва соединительных магистралей между тягачом и прицепом (полуприцепом) с помощью рабочего или аварийного тормоза.
Прицепы (полуприцепы) должны быть оборудованы стояночным тормозом, способным удерживать гружёный прицеп (полуприцеп) на уклоне не менее 16%, рабочим тормозом, действующим на все колёса, и устройством для автоматической остановки в случае разрыва соединительных магистралей с автомобилем-тягачом.
При перевозке тяжеловесных грузов рекомендуется иметь не менее двух противооткатных упоров для каждого звена автопоезда. Это позволит дополнительно зафиксировать колёса в случае вынужденной остановки на уклоне.
Кабина транспортного средства должна быть оборудована не менее чем двумя наружными зеркалами заднего вида с обеих сторон. Это обеспечит водителю достаточный обзор как при прямолинейном, так и при криволинейном движении, учитывая габариты транспортного средства и перевозимого груза.
На транспортных средствах, перевозящих крупногабаритные и тяжеловесные грузы, должны быть установлены опознавательные знаки «Автопоезд», «Крупногабаритный груз» и «Длинномерное транспортное средство». Эти знаки соответствуют основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, а также Правилам дорожного движения.
Кроме того, транспортные средства, перевозящие крупногабаритные и тяжеловесные грузы, должны быть оснащены специальными световыми сигналами (проблесковыми маячками) оранжевого или жёлтого цвета.
Если высота транспортного средства превышает 4 метра, грузоперевозчик обязан проводить контрольный промер высоты под путепроводами и другими искусственными сооружениями и коммуникациями на маршруте перевозки.
Контроль за соблюдением правил перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов, допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств осуществляют органы управления дорогами, органы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ГИБДД.
.
Обязанность перевозчика
Аренда трала для перевозки негабарита!
Перевозчики крупногабаритных и тяжеловесных грузов обязаны:
- соблюдать требования, изложенные в Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации;
- предоставлять по требованию инспектора ГИБДД транспортные средства для проведения весового контроля;
- предъявлять по требованию контролирующих органов разрешения на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов, лицензии иные предусмотренные документы;
- строго руководствоваться дополнительными требованиями и маршрутом движения, указанными в разрешении;
- не допускать повреждения дорожных и других инженерных сооружений по пути следования;
- выполнять требования органов, осуществляющих контроль за перевозкой по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов, в пределах полномочий этих органов.
Водители, должностные лица, а также владельцы и пользователи транспортных средств обязаны соблюдать правила перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, которые установлены действующим законодательством. Также они должны следовать рекомендациям заводов-изготовителей по эксплуатации транспортных средств.
В случае нарушения этих правил, транспортные средства, перевозящие крупногабаритные и тяжеловесные грузы, могут быть задержаны и отправлены на платную автостоянку. Оплата за пребывание на такой стоянке осуществляется перевозчиком.
Если нарушение правил перевозки крупногабаритного или тяжеловесного груза приводит к повреждению дорог, дорожных сооружений и коммуникаций на пути следования, владельцы или пользователи транспортных средств обязаны возместить ущерб по требованию органов управления дорогами или владельцев (балансодержателей) этих сооружений и коммуникаций в установленном законом порядке.
Водители, владельцы или пользователи транспортных средств вправе обжаловать незаконные действия должностных лиц, осуществляющих контроль за перевозкой крупногабаритных и тяжеловесных грузов, в установленном порядке.
.
Параметры автотранспортных средств категории 1 и 2
I. Параметры автотранспортного средства, при превышении которых оно относится к категории 1
1. Классификация автотранспортных средств (АТС), в зависимости от осевых масс, подразделяется на две группы:
Группа А — АТС с осевыми массами наиболее нагруженной оси свыше 6 т до 10 т включительно, предназначенные для эксплуатации на дорогах I — III категории, а также на дорогах IV категории, покрытие которых построены или усилены под осевую массу 10 т.
Группа Б — АТС с осевыми массами наиболее нагруженной оси до 6 т включительно, предназначенные для эксплуатации на всех дорогах.
2. Осевые и полные массы АТС
2.1. Осевая масса двухосных АТС и двухосных тележек не должна превышать значений, приведенных в таблице 1.
Таблица I
Расстояние между осями, м. | Осевая масса на каждую ось не более, т. | |
АТС группы А | АТС группы Б | |
Свыше 2 | 10 | 6 |
Свыше 1.65 до 2 включительно | 9 | 5.7 |
Свыше 1.35 до 1.65 включительно | 8 | 5.5 |
Свыше 1 до 1.35 включительно | 7 | 5 |
До 1 | 6 | 4.5 |
Примечания.
Допускается увеличение осевой массы при расстоянии между осями двухосной тележки у автотранспортных средств группы А свыше 1.35 до 1.65 м включительно до 9 т, если осевая масса, приходящаяся на смежную ось, не превышает 6 т.
Для автотранспортных средств групп А и Б, спроектированных до 1995 г., с расстоянием между осями не более 1.32 м допускаются осевые массы соответственно 8 т и 5.5 т.
2.2 Осевая масса трехосных тележек автотранспортных средств не должна превышать значений, приведенных в таблице 2.
Таблица 2
Расстояние между осями, м. | Осевая масса на каждую ось не более, т. | |
АТС группы А | АТС группы Б | |
Свыше 5 | 10 | 6 |
Свыше 3.2 до 5 включительно | 8 | 5.5 |
Свыше 2.6 до 3.2 включительно | 7.5 | 5 |
Свыше 2 до 2.6 включительно | 6.5 | 4.5 |
До 2 | 5.5 | 4 |
Примечание.
Данные, приведенные в табл. 2, распространяются на трехосные тележки, у которых смежные оси находятся на расстоянии не менее чем 0.4 м. расстояния между крайними осями.
2.3 Полная масса АТС не должна превышать значений, приведенных в таблице 3.
Таблица 3
Виды АТС | Полная масса, т. | Расстояние между крайними осями АТС группы А не менее, м. | |
группа А | группа Б | ||
Одиночные автомобили | |||
Двухосные | 18 | 12 | 3 |
Трехосные | 25 | 16.5 | 4.5 |
Четырехосные | 30 | 22 | 7.5 |
Седельные автопоезда (тягач с полуприцепом) | |||
Трехосные | 28 | 18 | 8 |
Четырехосные | 36 | 23 | 11.2 |
Пятиосные и более | 38 | 28.5 | 12.2 |
Прицепные автопоезда | |||
Трехосные | 28 | 18 | 10 |
Четырехосные | 36 | 24 | 11.2 |
Пятиосные и более | 38 | 28.5 | 12.2 |
Примечания.
1) Для одиночных автомобилей (тягачей) не допускается превышение полной массы более 30 т.
2) Предельные значения полной массы автотранспортных средств допустимы при равномерном их распределении по осям с отклонением в осевых нагрузках не более 35,8, а для передней оси не более 40,8.
2.4 При движении по мостовым сооружениям полная масса автотранспортных средств не должны превышать значений, приведенных в таблице 4.
таблица 4
Расстояние между крайними осями, м. | Полная масса, т. |
Более 7.5 | 30 |
Более 10 | 34 |
Более 11.2 | 36 |
Более 12.2 | 38 |
Примечания.
1) Для одиночных автомобилей (тягачей) не допускается превышение полной массы более 30 т.
2) Предельные значения полной массы автотранспортных средств допустимы при равномерном их распределении по осям с отклонением в осевых нагрузках не более 35,8 т, а для передней оси не более 40,8 т.
3. Габариты АТС
3.1. Габарит АТС по длине не должен превышать:
- одиночных автомобилей и прицепов 12 м;
- автопоездов в составе «автомобиль-прицеп» «автомобиль-полуприцеп» — 20 м.
3.2. Габарит АТС по ширине не должен превышать 2.5 м, для рефрижераторов и изотермических кузовов допускается 2.6 м.
За пределы разрешенного габарита по ширине могут выступать:
- приспособления противоскольжения, надетые на колеса;
- зеркала заднего вида, элементы крепления тента, сконструированные таким образом, что они могут отклоняться, входя при этом в габарит;
- шины вблизи контакта с дорогой, эластичные крылья, брызговики колес и другие детали, выполненные из эластичного материала, при условии, что указанные элементы конструкции или оснастки выступают за габариты не более 0,05 м с любой стороны.
3.3. Габарит АТС по высоте не должен превышать 4 м.
К крупногабаритным относятся также АТС, имеющие в своем составе два и более прицепа (полуприцепа), независимо от ширины и общей длины автопоезда.
II. Параметры автотранспортного средства, при которых оно относится к категории 2
1. При движении автотранспортных средств по мостовым сооружениям с массами и нагрузками на ось, указанными в таблице 5, они относятся к категории 2.
Таблица 5
Проектная нормативная нагрузка на мостовое сооружение | Параметры АТС | ||
Общая масса, т. | Нагрузка на ось, т. | База, м. | |
АК-11, Н-30, НК-80 | более 80 | более 20 | менее 3.6 |
Н-18. НК-80 | более 80 | более 20 | менее 3.6 |
АК-8, Н-13, НГ-60 | более 60 | более 16 | менее 5 |
Н-10, НГ-60 | более 60 | более 9.5* более 12* | менее 5 |
Н-8, НГ-30 | более 30 | более 7.6* | менее 4* |
* Значение осевой нагрузки относится к случаям движения по деревянным мостам.