Перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется в соответствии с Правилами перевозок грузов автотранспортом (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272), изданными во исполнение Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта» (далее - Устав) и имеют ту же область применения, что и Устав, т.е. регулируют отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом.
Содержание:
• Негабаритный груз - что это?
• Условия перевозки негабаритных грузов
• Штрафы за неправильную перевозку
• Специальные опозновательные знаки
• Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов
• Разрешение на перевозку негабаритных грузов
• Заявление для получения разрешений на перевозку
• Разрешения на разовую перевозку
• Схема транспортного средства
• Согласование перевозки
• Сопровождение перевозки автомобилем прикрытия
• Требования к техническому состоянию и оборудованию ТС
• Обязанность перевозчика
• Параметры автотранспортных средств категории 1 и 2
В случае перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов, осуществляемых для удовлетворения собственных нужд юридических и физических лиц на транспортных средствах, которыми они владеют на законных основаниях, договорные отношения не возникают.
Поэтому указанные перевозки по-прежнему являются областью применения Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (утверждена Минтрансом России 27 мая 1996 г.). Приказом Минтранса России от 24 июля 2012 г. № 258 в указанную Инструкцию были внесены изменения.
Этим же приказом утвержден Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов, предусмотренного статьей 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Правила перевозки негабаритных грузов автотранспортом
Заказать перевозку крупногабаритных или тяжеловесных грузов!
Негабаритный груз - что это?
Груз считается негабаритным, если его вес и объемы превышают стандартные разрешенные параметры. Иными словами, это объект, который не помещается в стандартном кузове автомобиля и создает угрозу безопасности другим участникам дорожного движения. Чаще всего это специальная техника или ее части, цистерны, стройматериалы, газовые турбины, карьерная спецтехника, а также неделимые грузы болших габаритов.
Негабаритный груз разделяют на тяжеловесный и крупногабаритный. Рассмотрим их особенности.
Тяжеловесный груз — его вес вместе с массой ТС превышает такие нормы:
Количество осей | Одиночные автомобили | Автопоезда седельные и прицепные |
Допустимая масса ТС в тоннах | ||
Двухосные | 18 | — |
Трёхосные | 25 | 28 |
Четырёхосные | 32 | 36 |
Пятиосные | 38 | 40 |
Шестиосные и более | 38 | 44 |
Кроме количества осей в расчет идет их расположение, допустимая нагрузка на ось и тип дороги. Эти нормативы подробно прописаны в Приложениях № 2 и № 3 к Правилам перевозок грузов автотранспортом.
Крупногабаритный груз — его объемы превышают допустимые значения:
- 4 метра в высоту;
- 12 метров в длину для одиночного ТС или прицепа и 20 метров — для автопоезда;
- 2,55 метра в ширину (для прицепов-рефрижераторов – 2,6 метра);
- 2 метра — длина груза, выступающего сзади за габариты ТС.
Высота груза измеряется от дорожного покрытия до самой высокой точки транспортной конструкции.
Условия перевозки негабаритных грузов
Перевозка негабарита допускается только в тех случаях, если выполняется ряд условий (п. 23.3. ПДД):
- Груз не ухудшает обзор водителю;
- Не оказывает негативного влияния на устойчивость транспортного средства;
- Не закрывает светоотражатели, осветительные устройства, опознавательные знаки, не препятствует восприятию сигналов, подаваемых водителю рукой;
- Не создает шумов, не поднимает пыль при транспортировке, не вредит дороге и окружающей среде.
Если же одно из этих условий нарушается во время следования, в задачу водителя входит устранить нарушение. Если по какой-либо причине это невозможно, необходимо прекратить движение, в противном случае будет выписан штраф за перевозку крупногабаритного груза.
Штрафы за неправильную перевозку
За нарушение требований перевозки негабаритного груза накажут и водителя, и ответственных за перевозку должностных или юридических лиц — если нарушение выявил инспектор. А если нарушение зафиксирует камера, то отвечать будет владелец ТС. Виды наказания установлены статьей 12.21.1 КоАП РФ и зависят от величины превышения норм:
Штрафы за превышение габаритов или нагрузки на оси
Параметры привешения габарит / осевая нагрузка | Водитель | Должностное лицо | Юридическое лицо | Владелец ТС |
Штрафы в рублях или иное наказание | ||||
Не более 10 см / от 2 до 10% | 1000 - 1500 | 10 000 - 15 000 | 100 000 - 150 000 | 150 000 рублей вне зависимости от наличия разрешения, если превышение зафиксировано фоторамкой |
От 10 до 20 см / от 10 до 20% | 3000 - 4000 без специального разрешения 3000 - 3500 со специальным разрешением |
25 000 - 30 000 без специального разрешения 20 000 - 25 000 со специальным разрешением |
250 000 - 300 000 без специального разрешения 200 000 - 250 000 со специальным разрешением |
|
От 20 до 50 см / от 20 до 50% | 5000 - 10000 или лишение прав на 2 - 4 месяца без специального разрешения 4000 - 5000 или лишение прав на 2 - 3 месяца со специальным разрешением |
35 000 - 40 000 без специального разрешения 30 000 - 40 000 со специальным разрешением |
350 000 - 400 000 без специального разрешения 300 000 - 400 000 со специальным разрешением |
|
Более 50 см / более 50% | 7000 - 10 000 или лишение прав на 4 - 6 месяцев | 45 000 - 50 000 | 400 000 - 500 000 |
С 2022 года перевозчиков перестали штрафовать за превышение допустимой массы или осевой нагрузки на величину не более 10%. Также на рассмотрении находится законопроект, который освободит от штрафов за превышение габаритов до 10 см — но только на автоматических пунктах весового контроля. В дополнение к штрафу автомобиль с перегрузом или превышением нормативных габаритов помещают на штрафстоянку до тех пор, пока нарушения не будут устранены. Это предусматривает статья 27.13 КоАП.
При выборе размера штрафа суд будет руководствоваться степенью превышения допустимых габаритов. Соблюдение правил перевозки негабаритных грузов контролируют два ведомства — Ространснадзор и ГИБДД. При проверке инспектор измеряет ТС по длине, ширине и высоте телескопической линейкой или рулеткой. Чтобы гарантировать точность, приборы для замеров должны быть сертифицированными и пройти метрологическую поверку.
Специальные опознавательные знаки
Также существуют специальные опознавательные знаки, которые в обязательном порядке должны быть установлены на груз в случаях (п. 23.4. ПДД):
" Если груз превосходит габариты транспортного средства и выступает сзади или спереди более чем на 1 метр, либо с боку более чем на 40 сантиметров, он должен быть помечен знаком "Крупногабаритный груз".
Знак крупногабаритный груз
" Если транспортировка происходит в темное время суток или в условиях недостаточной освещенности, то помимо вышеописанных правил необходимо также соблюдать следующее:
- прикрепить на груз впереди световозвращатель белого цвета или фонарь;
- сзади световозвращатель красного цвета.
При несоблюдении этих правил нарушается безопасность движения и может последовать штраф за негабарит.
Существуют специально разработанные правила движения, которые вступают в силу в тех случаях, если транспортное средство с грузом или без, превышает по ширине 2,55 метров, 4 метра по высоте, 20 метров по длине. На транспортное средство должны быть установлены опознавательные знаки "Негабаритный груз" и проблесковые маячки (цвета желтый и оранжевый).
Следующие особенности движения касаются ограничений в скоростном режиме. Так, скорость движения по дорогам не должна превышать 60 километров в час и 15 км/ч при движении по мостам. Кроме того, водителю запрещается отклоняться от заранее намеченного маршрута, который согласовывается со специальными органами.
Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов
Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам осуществляется в разрешительном порядке, исходя из несущей способности дорог и сооружений. При этом грузы, допускаемые к перевозке, в зависимости от их массы и размеров, подразделяются на две категории. Под грузом в данном случае подразумевается само транспортное средство (загруженное или нет) с допустимыми:
- осевой нагрузкой на каждую ось;
- габаритом по высоте, ширине или длине.
Соответственно, под тяжеловесным грузом понимается транспортное средство, масса которого (с грузом или без груза) или осевая масса превышают хотя бы один из установленных параметров, а под крупногабаритным грузом — транспортное средство, габариты которого (с грузом или без груза) по высоте, ширине или длине превышают хотя бы одно из установленных значений.
Основным нормативным документом, регулирующим перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов, является Инструкция Минтранса России и МВД России по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации от 27.05.1996 (с изм. на 12.11.2012). Кроме того, крупногабаритные и тяжеловесные грузы должны перевозиться с учетом требований Правил дорожного движения Российской Федерации, правил перевозки грузов и дополнительных требований, указанных в разрешении на перевозку груза.
Перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в установленномпорядке.
Разрешение на перевозку негабаритных грузов
Если масса автомобиля с грузом или без него и/или нагрузка на ось превышают 10% от установленных норм, перевозить крупногабаритный груз можно только по специальному разрешению. Его нужно получить заранее в Росавтодоре того региона, откуда начинается маршрут. До 2022 года получать разрешение было нужно на превышения от 2%, но лимит увеличили.
Чтобы получить разрешение, нужно подать заявление — лично в региональном Росавтодоре, по почте или в электронном виде через Госуслуги. В заявлении указываются:
- информация о владельце ТС (ФИО, ИНН и ОГРН для юрлиц)
- маршрут движения
- количество поездок и срок их выполнения;
- характеристика груза (наименование, габариты, масса, делимость);
- марка, модель, госномер автомобиля;
- параметры ТС или автопоезда (масса, расстояние между осями, нагрузки на оси, габариты и другое).
К заявлению нужно приложить следующие документы (п. 9 Приказа Минтранса России от 05.06.2019 N 167):
- копии ПТС или СТС тягача и полуприцепа, который повезет негабарит;
- копию доверенности, если заявление подается через представителя;
- копию квитанции за уплату госпошлины;
- схему ТС или автопоезда с расположением груза и распределением нагрузки по осям.
Госпошлина за оформление разрешения составляет 1 600 рублей (статья 333.33 Налогового кодекса РФ). Ее можно оплатить до подачи заявления или, если заявление подано в электронной форме — после, но до принятия его к рассмотрению. Платить ее не нужно, если маршрут проходит исключительно по частным автодорогам.
Заявление, схема и копии документов на ТС должны быть подписаны заявителем и заверены печатью, если она есть. В зависимости от особенностей ситуации могут потребоваться другие дополнительные документы или сведения. Подробнее — в пунктах 8 и 9 Приказа Минтранса №167.
Если нагрузка на ось тяжеловесного транспортного средства превышает нормы на 2–10%, разрешение выдается в упрощенном порядке: счет на оплату возмещения вреда выставят в течение 1 рабочего дня с момента регистрации заявления.
Если общая масса ТС или нагрузка на оси превышает 10% от нормы, счет выставят в течение 4 рабочих дней. Разрешение выдается на срок до трех месяцев. Если разрешение выдано в электронной форме и по упрощенной схеме, оно действует только на одну поездку в течение одного месяца.
Заявление для получения разрешений на перевозку
Заявления для получения разрешений на перевозку крупногабаритных или тяжеловесных грузов, в зависимости от вида предполагаемых перевозок (международные, межрегиональные или местные), категории крупногабаритных и тяжеловесных грузов и места нахождения транспортного средства перевозчика, подаются в соответствующие дорожные органы, с территории, обслуживания которых начинается маршрут движения транспортного средства.
Заявления для получения разрешений на международные перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов всех категорий подаются в Министерство транспорта РФ или его подразделение (уполномоченный орган).
Заявления для получения разрешений на осуществление межрегиональных и местных перевозок по маршруту, проходящему целиком или частично по федеральным дорогам, для крупногабаритных и тяжеловесных грузов всех категорий подаются ближайшему к пункту, с которого начинается маршрут перевозки, органу управления федеральной автомобильной дорогой.
Заявления для получения разрешений на осуществление межрегиональных и местных перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов всех категорий по маршруту, проходящему целиком по дорогам объектов Российской Федерации, подаются территориальным органам управления автомобильными дорогами по месту нахождения транспортного средства перевозчика.
Заявление для получения разрешения на перевожу крупногабаритного или тяжеловесного груза подается в орган, уполномоченный выдавать соответствующие разрешения.
Сведения, приведенные в заявлении, заверяются подписью руководителя или заместителя руководителя и печатью организации или подписью физического лица, осуществляющих перевозку.
Заявление на перевозку груза подается по форме, установленной Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом. Оно должно содержать все необходимые организациям, согласовывающим перевозку, сведения о характере и категории груза, параметрах массы и габаритах транспортного средства, предполагаемых сроках перевозки, маршруте движения и другую информацию.
Разрешения на разовую перевозку
В зависимости от категории перевозимых грузов, вида и характера перевозок владельцы или пользователи транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и тяжеловесные грузы, могут получать разовые разрешения или разрешения на определенный (конкретный) срок.
Разовые разрешения выдаются на одну перевозку груза по определенному (конкретному) маршруту в указанные в разрешении сроки. Разрешения на определенный срок выдаются только для перевозки грузов первой категории на срок от 1 до 3 месяцев или на определенное количество данного вида перевозок в течение указанного в заявлении времени, но не более чем на 3 месяца.
Отказать в выдаче разрешения могут, если:
- груз можно разобрать на несколько частей;
- движение по маршруту невозможно согласовать из-за состояния дороги, коммуникаций и требований БДД;
- в заявлении отсутствуют или указаны неверные данные о заявителе или владельце ТС — наименование и адрес (для юрлиц), ФИО и адрес регистрации (для физлиц), контакты.
- не внесена плата в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам;
- нет хотя бы одного обязательного документа — схемы ТС, копии ПТС или СТС, квитанции об оплате;
- сведения, указанные в заявлении, не соответствуют техническим характеристикам ТС и груза.
- Если Росавтодор отказал в выдаче разрешения, везти негабарит без разрешения запрещено. За нарушение будет штраф.
Схема транспортного средства
Вместе с заявлением на получение разрешения для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов второй категории представляется схема автопоезда с изображением на ней всех участвующих в перевозке транспортных средств, количества осей и колес на них, взаимного расположения колес и осей, распределения нагрузки по осям и на отдельные колеса с учетом возможного неравномерного распределения нагрузки по длине оси.
Согласование перевозки
Составленный маршрут Автодор согласует с организациями, на чьем балансе находятся дороги, по которым пролегает путь негабаритного транспорта. Если маршрут согласован, заявителю выставляют счет: сколько нужно заплатить за возмещение вреда, которое большегруз нанесет автодороге. Эта сумма рассчитывается по особой методике и зависит от процента превышения нагрузки на ось, длины пройденного пути и региона. Например, каждые 100 км пути по федеральным автодорогам, рассчитанным под нагрузку 10 тонн, с превышением этой нагрузки на 2–3% в Центральном ФО обойдутся в 1 350 рублей, в Южном ФО — 995 рублей, на Дальнем Востоке — в 1 884 рубля.
Согласование всех перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов по всему маршруту движения с органами управления автомобильными дорогами, балансодержателями искусственных сооружений и коммуникаций, отделениями железных дорог (мосты, путепроводы, железнодорожные переезды, линии метро, подземные трубопроводы и кабели, воздушные линии электроснабжения и связи и т.п.), службами, уполномоченными органами субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления управлять улично-дорожной сетью городов и других населенных пунктов, осуществляет орган управления дорогами, выдающий разрешение.
После получения разрешения перевозчик согласовывает эту перевозку с ГИБДД Министерства внутренних дел РФ. ГУВД. УВД субъектов Российской Федерации, на территории, обслуживания которых начинается маршрут перевозки (Приложение 3 к настоящему параграфу). При согласовании определяются специальные требования к порядку перевозки груза, исходя из условий обеспечения безопасности дорожного движения, и выдается специальный пропуск, предоставляющий право на движение транспортного средства. Пропуск помещается в правом нижнем углу лобового стекла транспортного средства.
Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов второй категории по населенным пунктам осуществляется в период наименьшей интенсивности движения, а вне населенных пунктов — в светлое время суток. В темное время суток по дорогам вне населенных пунктов, а также при интенсивном движении в светлое время суток перевозка допускается только при условии сопровождения груза.
Сопровождение перевозки автомобилем прикрытия
При согласовании разрешения на перевозку груза ГИБДД определяет необходимость и вид сопровождения.
Сопровождение может осуществляться:
- автомобилем прикрытия и (или) тягачом;
- патрульным автомобилем Госавтоинспекции.
Сопровождение автомобилем прикрытия обязательно во всех случаях, когда:
- ширина транспортного средства с грузом превышает 3.5 м;
- длина автопоезда более 24 м;
- в других случаях, когда в разрешении в графе «Особые условия движения» записано, что движение через какое-либо искусственное сооружение разрешается в одиночном порядке, либо указаны другие условия, требующие оперативного изменения организации движения на маршруте перевозки груза.
Автомобиль (автомобили) прикрытия, а также тягачи (в зависимости от перевозимого груза и дорожных условий) выделяются перевозчиком груза или грузоотправителем. Автомобили прикрытия используются обязательно, если в разрешительных документах предусмотрена возможность оперативного изменения схемы движения на определенных участках пути. Обычно это тоннели, мосты, участки с реверсивным движением — там, где может потребоваться приостановить движение остального транспорта. Эту задачу выполнят автомобили прикрытия. В зависимости от размеров груженого транспорта сопровождать его могут 2 или 3 автомобиля прикрытия (Приказ Минтранса от 31.08.2020 №343):
Ширина ТС | Длина ТС | Количество и расположение автомобилей прикрытия |
до 3.5 м включительно | 25 - 40 | 1 сзади 1 спереди |
более 40 м | 1 сзади 2 спереди | |
от 3.5 до 4.5 м | до 40 м | 1 сзади 1 спереди |
более 40 м | 1 сзади 2 спереди | |
от 4.5 до 5 м | — | 1 сзади 2 спереди |
более 5 м | — | в соответствии с проектом организации дорожного движения |
По решению ГИБДД сопровождать негабаритный груз может еще и полицейский патруль. Общий порядок перевозки негабаритного груза и его сопровождения контролируется Росавтодором. Поэтому перевозчик, организующий доставку негабарита, должен получить разрешение в этом ведомстве.
Участие в сопровождении патрульного автомобиля Госавтоинспекции необходимо, если:
- ширина транспортного средства превышает 4 м;
- длина автопоезда превышает 30 м;
- транспортное средство при движении вынуждено хотя бы частично занимать полосу встречного движения;
- в процессе перевозки предполагается необходимость оперативного Изменения организации движения с целью обеспечения безопасности проезда;
- груз относится ко второй категории.
В иных случаях необходимость сопровождения определяется ГИБДД исходя из дорожных условий, интенсивности движения и состава транспортного потока. В качестве автомобиля прикрытия используется автомобиль с проблесковым маячком оранжевого или желтого цвета.
Рекомендуемая схема окраски автомобилей прикрытия
Легковой | Универсальный | Микроавтобус |
Автомобиль прикрытия должен двигаться впереди на расстоянии 10 — 20 м уступом с левой стороны по отношению к сопровождаемому транспортному средству, перевозящему крупногабаритный и тяжеловесный груз, т.е. таким образом, чтобы его габарит по ширине выступал за габарит сопровождаемого транспортного средства. При проезде по мостовым сооружениям движение автомобиля прикрытия (дистанция, положение на мосту и т.п.) осуществляется в соответствии с согласованной схемой.
Скорость движения во время перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов устанавливается ГИБДД, с учетом требований других организаций, согласовавших перевозку.
Скорость движения не должна превышать по дорогам 60 км/ч, а по мостовым сооружениям — 15 км/ч. При этом разрешенный режим движения может иметь переменный характер на различных участках маршрута.
Во время перевозки крупногабаритного и тяжеловесного груза запрещается:
- отклоняться от установленного маршрута;
- превышать указанную в разрешении скорость движения;
- осуществлять движение во время гололеда, а также при метеорологической видимости менее 100 м;
- двигаться по обочине дороги, если такой порядок не определен условиями перевозки:
- останавливаться вне специально обозначенных стоянок, расположенных за пределами дороги;
- продолжать перевозку при возникновении технической неисправности транспортного средства, угрожающей безопасности движения;
- выезжать в рейс без разрешения, с просроченным или с неправильно оформленным разрешением на перевозку, при отсутствии подписей, указанных в нем должностных лиц;
- вносить в разрешение на перевозку крупногабаритного или тяжеловесного груза дополнительные записи.
Если во время движения возникнут обстоятельства, требующие изменения маршрута, перевозчик должен получить разрешение на движение по новому маршруту в установленном порядке.
Требования к техническому состоянию и оборудованию ТС
Техническое состояние транспортных средств, с использованием которых осуществляются перевозки, должно отвечать требованиям Правил дорожного движения, Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, инструкций заводов изготовителей, а также Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
Для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов запрещается использовать в качестве тягачей колесные трактора на федеральных дорогах, и гусеничные — на всех автомобильных дорогах с усовершенствованным покрытием.
Не допускается транспортировка тяжеловесных грузов транспортным средством (тягачом), когда масса буксируемого прицепа (полуприцепа) с грузом превышает технические нормативы, установленные заводом-изготовителем.
Тормозная система автопоезда должна работать от педали тормоза автомобиля-тягача и обеспечивать такое распределение тормозных усилий между его звеньями, чтобы при торможении исключалась возможность «складывания» автопоезда.
Автомобили-тягачи, предназначенные для работы с прицепами, должны быть оборудованы устройством, позволяющим в случае разрыва соединительных магистралей между тягачом и его прицепом (полуприцепом) затормозить автомобиль рабочим или аварийным тормозом.
Прицепы (полуприцепы) должны быть оборудованы стояночным тормозом, обеспечивающим удержание отсоединенного от автомобиля груженого прицепа (полуприцепа) на уклоне не менее 16% рабочим тормозом, действующим на все колеса, и устройством, обеспечивающим автоматическую остановку в случае разрыва соединительных магистралей с автомобилем-тягачом.
При перевозке тяжеловесных грузов необходимо иметь не менее двух противооткатных упоров для каждого звена автопоезда в целях дополнительной фиксации колес в случае вынужденной остановки на уклоне.
Кабина транспортного средства должна быть оборудована не менее чем двумя наружными зеркалами заднего вида с обеих сторон, которые должны обеспечивать водителю достаточный обзор, как при прямолинейном, так и при криволинейном движении с учетом габаритов транспортного средства и перевозимого груза.
На транспортных средствах, перевозящих крупногабаритный и тяжеловесный груз, должны быть установлены опознавательные знаки «Автопоезд», «Крупногабаритный груз» и «Длинномерное транспортное средство» в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и Правилами Дорожного движения.
Транспортные средства, перевозящие крупногабаритные и тяжеловесные грузы, должны быть оборудованы специальными световыми сигналами (проблесковыми маячками) оранжевого или желтого цвета.
При высоте транспортного средства более 4 м грузоперевозчик обязан проводить контрольный промер высоты под путепроводами и другими искусственными сооружениями и коммуникациями на маршруте перевозки.
Контроль за соблюдением правил перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов, допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств осуществляют органы управления дорогами, органы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ГИБДД.
Обязанность перевозчика
Аренда трала для перевозки негабарита!
Перевозчики крупногабаритных и тяжеловесных грузов обязаны:
- соблюдать требования, изложенные в Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации;
- предоставлять по требованию инспектора ГИБДД транспортные средства для проведения весового контроля;
- предъявлять по требованию контролирующих органов разрешения на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов, лицензии иные предусмотренные документы;
- строго руководствоваться дополнительными требованиями и маршрутом движения, указанными в разрешении;
- не допускать повреждения дорожных и других инженерных сооружений по пути следования;
- выполнять требования органов, осуществляющих контроль за перевозкой по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов, в пределах полномочий этих органов.
Водители и должностные лица, владельцы или пользователи транспортных средств несут ответственность, в соответствии с действующим законодательством, за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов и установленных заводами-изготовителями правил эксплуатации транспортных средств.
В случае задержания транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и тяжеловесные грузы, за нарушение установленных требований оплата за пребывание транспортного средства на платной автостоянке осуществляется перевозчиком.
Если же нарушение установленного порядка перевозки крупногабаритного или тяжеловесного груза привело к повреждению дорог, дорожных сооружений и коммуникаций по пути следования груза, владельцы или пользователи транспортных средств обязаны по требованию органов управления дорогами или владельцев (балансодержателей) сооружений и коммуникаций возместить им убытки в установленном законодательством порядке.
Водители, владельцы или пользователи транспортных средств вправе обжаловать незаконные действия должностных лиц, осуществляющих контроль за перевозкой крупногабаритных и тяжеловесных грузов, в установленном порядке.
Параметры автотранспортных средств категории 1 и 2
I. Параметры автотранспортного средства, при превышении которых оно относится к категории 1
1. Классификация автотранспортных средств (АТС), в зависимости от осевых масс, подразделяется на две группы:
Группа А — АТС с осевыми массами наиболее нагруженной оси свыше 6 т до 10 т включительно, предназначенные для эксплуатации на дорогах I — III категории, а также на дорогах IV категории, покрытие которых построены или усилены под осевую массу 10 т.
Группа Б — АТС с осевыми массами наиболее нагруженной оси до 6 т включительно, предназначенные для эксплуатации на всех дорогах.
2. Осевые и полные массы АТС
2.1. Осевая масса двухосных АТС и двухосных тележек не должна превышать значений, приведенных в таблице 1.
Таблица I
Расстояние между осями, м. | Осевая масса на каждую ось не более, т. | |
АТС группы А | АТС группы Б | |
Свыше 2 | 10 | 6 |
Свыше 1.65 до 2 включительно | 9 | 5.7 |
Свыше 1.35 до 1.65 включительно | 8 | 5.5 |
Свыше 1 до 1.35 включительно | 7 | 5 |
До 1 | 6 | 4.5 |
Примечания.
Допускается увеличение осевой массы при расстоянии между осями двухосной тележки у автотранспортных средств группы А свыше 1.35 до 1.65 м включительно до 9 т, если осевая масса, приходящаяся на смежную ось, не превышает 6 т.
Для автотранспортных средств групп А и Б, спроектированных до 1995 г., с расстоянием между осями не более 1.32 м допускаются осевые массы соответственно 8 т и 5.5 т.
2.2 Осевая масса трехосных тележек автотранспортных средств не должна превышать значений, приведенных в таблице 2.
Таблица 2
Расстояние между осями, м. | Осевая масса на каждую ось не более, т. | |
АТС группы А | АТС группы Б | |
Свыше 5 | 10 | 6 |
Свыше 3.2 до 5 включительно | 8 | 5.5 |
Свыше 2.6 до 3.2 включительно | 7.5 | 5 |
Свыше 2 до 2.6 включительно | 6.5 | 4.5 |
До 2 | 5.5 | 4 |
Примечание.
Данные, приведенные в табл. 2, распространяются на трехосные тележки, у которых смежные оси находятся на расстоянии не менее чем 0.4 м. расстояния между крайними осями.
2.3 Полная масса АТС не должна превышать значений, приведенных в таблице 3.
Таблица 3
Виды АТС | Полная масса, т. | Расстояние между крайними осями АТС группы А не менее, м. | |
группа А | группа Б | ||
Одиночные автомобили | |||
Двухосные | 18 | 12 | 3 |
Трехосные | 25 | 16.5 | 4.5 |
Четырехосные | 30 | 22 | 7.5 |
Седельные автопоезда (тягач с полуприцепом) | |||
Трехосные | 28 | 18 | 8 |
Четырехосные | 36 | 23 | 11.2 |
Пятиосные и более | 38 | 28.5 | 12.2 |
Прицепные автопоезда | |||
Трехосные | 28 | 18 | 10 |
Четырехосные | 36 | 24 | 11.2 |
Пятиосные и более | 38 | 28.5 | 12.2 |
Примечания.
1) Для одиночных автомобилей (тягачей) не допускается превышение полной массы более 30 т.
2) Предельные значения полной массы автотранспортных средств допустимы при равномерном их распределении по осям с отклонением в осевых нагрузках не более 35,8, а для передней оси не более 40,8.
2.4 При движении по мостовым сооружениям полная масса автотранспортных средств не должны превышать значений, приведенных в таблице 4.
таблица 4
Расстояние между крайними осями, м. | Полная масса, т. |
Более 7.5 | 30 |
Более 10 | 34 |
Более 11.2 | 36 |
Более 12.2 | 38 |
Примечания.
1) Для одиночных автомобилей (тягачей) не допускается превышение полной массы более 30 т.
2) Предельные значения полной массы автотранспортных средств допустимы при равномерном их распределении по осям с отклонением в осевых нагрузках не более 35,8 т, а для передней оси не более 40,8 т.
3. Габариты АТС
3.1. Габарит АТС по длине не должен превышать:
- одиночных автомобилей и прицепов 12 м;
- автопоездов в составе «автомобиль-прицеп» «автомобиль-полуприцеп» — 20 м.
3.2. Габарит АТС по ширине не должен превышать 2.5 м, для рефрижераторов и изотермических кузовов допускается 2.6 м.
За пределы разрешенного габарита по ширине могут выступать:
- приспособления противоскольжения, надетые на колеса;
- зеркала заднего вида, элементы крепления тента, сконструированные таким образом, что они могут отклоняться, входя при этом в габарит;
- шины вблизи контакта с дорогой, эластичные крылья, брызговики колес и другие детали, выполненные из эластичного материала, при условии, что указанные элементы конструкции или оснастки выступают за габариты не более 0,05 м с любой стороны.
3.3. Габарит АТС по высоте не должен превышать 4 м.
К крупногабаритным относятся также АТС, имеющие в своем составе два и более прицепа (полуприцепа), независимо от ширины и общей длины автопоезда.
II. Параметры автотранспортного средства, при которых оно относится к категории 2
1. При движении автотранспортных средств по мостовым сооружениям с массами и нагрузками на ось, указанными в таблице 5, они относятся к категории 2.
Таблица 5
Проектная нормативная нагрузка на мостовое сооружение | Параметры АТС | ||
Общая масса, т. | Нагрузка на ось, т. | База, м. | |
АК-11, Н-30, НК-80 | более 80 | более 20 | менее 3.6 |
Н-18. НК-80 | более 80 | более 20 | менее 3.6 |
АК-8, Н-13, НГ-60 | более 60 | более 16 | менее 5 |
Н-10, НГ-60 | более 60 | более 9.5* более 12* | менее 5 |
Н-8, НГ-30 | более 30 | более 7.6* | менее 4* |
* Значение осевой нагрузки относится к случаям движения по деревянным мостам.