Тара, упаковка и маркировка для опасных грузов

Перемещение опасных грузов связано с рядом серьезных рисков. Поэтому предъявляя ОГ к перевозке, необходимо принять меры, которые обезопасят персонал, население и окружающую среду от возможных последствий.  

Несоблюдение правил и инструкций по перевозке опасных грузов, может вызвать серьезные последствия в случае аварии. Это касается не только правильного выбора транспортного средства для перевозки опасных грузов но и правильной маркировки с упаковкой.

Содержание:

 Тара для опасных грузов
 Упаковка для ОГ
 Маркировка тары
 Группа упаковки
 Испытания упаковки
 Маркировка ТС
 Знаки опасности

Услуги перевозки опасных грузов автотранспортом!
    

Опасные грузы
Тара, упаковка и маркировка

Опасный груз (dangerous goods) - это вещество (смесь веществ, раствор), материал, изделие или отходы производства или другой деятельности, которые удовлетворяют классификационным показателям, критериям и которые при перевозке, погрузо-разгрузочных работах и хранении вследствие присущих им свойств и при наличии определенных факторов могут стать причиной нанесения ущерба окружающей среде, материального ущерба, привести к гибели или травме, отравлению, заболеванию людей и животных.

Тара для опасных грузов

К таре, в которой транспортируют опасные грузы, предъявляют строгие требования. Если использовать некачественные материалы, неправильно соединять элементы упаковочных изделий, могут возникнуть аварийные ситуации. Упаковка c опасным грузом (package) - это завершенный продукт операции упаковывания, состоящий из тары и содержимого, подготовленных к перевозке.

Виды тары для опасных грузов

Для опасных грузов необходимо применять тару, указанную в таблице 1.

Таблица 1

Вид тары Материал (тип) тары Категория тары Код тары
1 Барабаны A Сталь С несъемным дном 1A1
Со съемным дном 1A2
B Алюминий С несъемным дном 1B1
Со съемным дном 1B2
D Фанера - 1D
G Фибровый картон - 1G
Н Пластмасса С несъемным дном 1H1
Со съемным дном 1H2
N Металл, кроме стали и алюминия С несъемным дном 1N1
Со съемным дном 1N2
2 Зарезервировано
3 Канистры A Сталь С несъемным дном 3A1
Со съемным дном 3A2
B Алюминий С несъемным дном 3B1
Со съемным дном 3B2
H Пластмасса  С несъемным дном 3H1
Со съемным дном 3H2
4 Ящики A Сталь - 4A
B Алюминий - 4B
C Естественная древесина Обычные 4C1
С плотно пригнанными стенками 4C2
D Фанера - 4D
F Древесный материал - 4F
G Фибровый картон - 4G
H Пластмасса Пенопластовые 4H1
Из твердой пластмассы 4H2
N Металл, кроме стали и алюминия - 4N
5 Мешки H Полимерная ткань Без вкладыша или покрытия 5H1
Плотные 5H2
Влагонепроницаемые 5H3
H Полимерная пленка - 5H4
L Текстиль Без вкладыша или покрытия 5L1
Плотные 5L2
Влагонепроницаемые 5L3
M Бумага Многослойные 5M1
Многослойные влагонепроницаемые 5M2
6 Составная тара H Пластмассовая емкость С наружным стальным барабаном 6HA1
С наружной стальной обрешеткой или ящиком 6HA2
С наружным алюминиевым барабаном 6HB1
С наружной алюминиевой обрешеткой или ящиком 6HB2
С наружным ящиком из древесины 6HC
С наружным барабаном из фанеры 6HD1
С наружным ящиком из фанеры 6HD2
С наружным барабаном из фибрового картона 6HG1
С наружным ящиком из фибрового картона 6HG2
С наружным пластмассовым барабаном 6HH1
С наружным ящиком из твердой пластмассы 6HH2
P Емкость из стекла, фарфора или керамики С наружным стальным барабаном 6PA1
С наружной стальной обрешеткой или ящиком 6PA2
С наружным алюминиевым барабаном 6PB1
С наружной алюминиевой обрешеткой или ящиком 6PB2
С наружным ящиком из древесины 6PC
С наружным барабаном из фанеры 6PD1
С наружной плетеной корзиной 6PD2
С наружным барабаном из фибрового картона 6PG1
С наружным ящиком из фибрового картона 6PG2
С наружной тарой из пенопласта 6PH1
С наружной тарой из твердой пластмассы 6PH2

Для перевозки ОГ применяются следующие виды упаковочной продукции:

Барабаны картонные, бочки, канистры, мешки, фляги, ящики и комбинированная тара, состоящая из внешней оболочки и внутреннего сосуда. Тара для ОГ изготавливается из разных материалов, в зависимости от свойств перевозимых продуктов. Это может быть алюминий, сталь, полимеры, древесина, фанера, бумага, картон, ткань и т.д.

Классы упаковки устанавливаются по степени опасности груза:

  • Высокий;
  • Средний;
  • Низкий.

В каждую единицу тары помещается количество вещества, не превышающее пределов, указанных в правилах перевозки грузов ADR на автомобильной технике.

Требования к таре для опасных грузов

Масса брутто каждого места и емкость первичной упаковки не должны превышать предельной массы и емкости, установленных в нормативной документации на опасные грузы. Упаковка опасных грузов должна соответствовать нормативной документации на продукцию, на конкретные виды (типы) тары и упаковки, а также соответствующим требованиям и обеспечивать сохранность грузов при погрузке, разгрузке, перевозке и хранении. Материал, из которого сделана тара и прокладочные материалы, выбирается с учетом специфических свойств перевозимого груза и должен быть инертным либо иметь инертное покрытие по отношению к этому грузу. Материал пластмассовой тары должен быть непроницаемым для содержимого, не поддаваться размягчению и не становиться хрупким под воздействием температур или старения.

  • Ящики, гофрированные и другие картонные ящики должны быть достаточно прочными и водоустойчивыми (сохранять при намокании механическую прочность). Перевозка опасных грузов в картонных ящиках, бывших в употреблении, запрещается.
  • Стеклянные бутыли (сосуды) должны иметь плотную закупорку и помещаться в прочные ящики, барабаны, обрешетки или быть упакованы в корзины с заполнением промежутков инертными прокладочными и поглощающими материалами. Горлышко бутыли не должно выступать за кромку обрешетки или корзины.
  • Металлическая тара, требующая герметичного закрытия, должна запаиваться или оборудоваться завинчивающимися пробками с прокладками и стопорами, иметь надписи, указывающие величины пробного давления и даты проведения последнего испытания (опробования).
  • Баллоны и сосуды для транспортировки жидкостей и газов с большим давлением паров должны отвечать требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением. Сосуды для перевозки жидкостей должны заполняться не полностью, заполнение сосудов перевозимыми жидкостями должно составлять 90% от полной их емкости (для водного аммиака и сжиженных углеводородных газов — 85%). 

Тара (упаковка) с опасным грузом должна быть надежно закреплена в кузове автомобиля. При перевозке опасного груза в контейнерах размеры отдельных грузовых мест, порядок размещения и закрепления грузов внутри контейнера, а также другие вопросы, связанные с загрузкой и разгрузкой контейнеров, устанавливаются в соответствии с нормативными документами. Помимо тары, предусмотренной настоящими Правилами, может быть использована дополнительная наружная тара, при условии, что она не противоречит требованиям, предъявляемым к таре.

Когда используется такая дополнительная тара, на ней проставляются предписанные предупредительные надписи и манипуляционные знаки по ГОСТ 14192-77 «Маркировка грузов». Допускается совместная упаковка нескольких опасных веществ или их совместная упаковка с другими грузами, относящимися к различным классам, содержащими различные опасные вещества. В этом случае внутренняя тара должна быть тщательно и эффективным образом отделена одна от другой в сборной таре, так как в случае аварии или разрушения внутренней тары могут произойти такие опасные реакции:

  • Выделение опасного тепла;
  • Горение;
  • Образование смесей, чувствительных к воздействию трения или ударам,
  • Выделение воспламеняющихся или ядовитых газов.

При применении хрупкой тары и, особенно, когда эти сосуды содержат жидкости, важно избегать возможного образования опасных смесей и следует принимать в связи с этим все необходимые меры:

  • Применение достаточного количества соответствующего прокладочного материала;
  • Размещение сосудов во второй прочной таре;
  • Подразделение сборной тары на несколько секций.

Если растворы перечисленных в Приложении 7,3 веществ конкретно не указаны в перечне класса, к которому относятся растворенные вещества, они тем не менее должны рассматриваться как вещества, попадающие под действие настоящих Правил, если их концентрация такова, что они сохраняют опасность, присущую самим веществам. В этом случае тара для этих растворов должна соответствовать требованиям, относящимся к классу таких веществ, причем имеется в виду, что нельзя использовать тару, которая не пригодна для перевозки жидкостей.

Смеси веществ, попадающих под действие настоящих Правил, с другими веществами следует рассматривать как вещества, на которые распространяются требования этих Правил, если они продолжают представлять собой опасность, присущую самому веществу, попадающему под действие Правил. На каждом грузовом месте (упаковке) с опасными грузами должны быть нанесены изготовителем груза ясная маркировка, включающая знаки опасности по ГОСТ 19433-88 и ДОПОГ и манипуляционные знаки по ГОСТ 14192-77.

Знаки опасности наносятся:

  • На упаковках, имеющих форму параллелепипеда (в том числе на контейнеры и пакеты), на боковой, торцевой и верхней поверхностях;
  • На бочках — на одном из днищ и на обечайке с двух противоположных сторон;
  • На мешках — в верхней части у шва с двух сторон; 
  • На кипах и тюках — на торцевой и боковой поверхностях.

На других видах тары знаки опасности наносятся в наиболее удобных и видимых местах. Манипуляционные знаки наносятся после знаков опасности. Если груз обладает более чем одним видом опасности, то на упаковку наносятся все знаки опасности, указывающие виды этих опасностей. Номер класса наносится на знаке основного вида опасности.

Применяемая тара должна соответствовала следующим нормам:

  • Сохранность при перевозке и сбережении;
  • Инертность по отношению к грузу;
  • Для полимеров — устойчивость к старению вследствие ультрафиолета, воздействия упаковываемого вещества;
  • Сварные швы на емкостях для перевозки жидкостей с объемом более 40 дм3, для твердых текучих грузов до 40 дм3 — механически закатанные или сваренные;
  • Для алюминиевых барабанов и бочек — приварные фланцы, наличие сварных швов, на тех участках, что соединяют донья со стенками — наличие защитных обручей;
  • Два и более гофра катания на металлических бочках и барабанах или два обруча, точечная сварка недопустима.

Для производства фанеры, из которой изготавливают тару, используют только водостойкий клей, крышку барабана выкладывают изнутри бумагой или другим материалом, чтобы предотвратить высыпание продукта в кузов или на землю.

Металлические ящики внутри выстилают картоном или войлоком. Их стенки, дно, крышку изготовляют из цельной доски или щитов, скрепленных кромочными соединениями К-1, К-6 на клею или рифлеными металлическими накладками (скрепками). Пенопластовые ящики производят из формованного пенопласта, нижняя часть имеет полости по форме перевозимой тары, верхняя закрывает и плотно прикрепляется к корпусу бумажной лентой. Не допускается, чтобы крышка или пробка тары контактировали с верхней частью ящика. Предусматривают не менее трех слоев в бумажных мешках.

В комбинированной таре сосуды, изготовленные из полимеров, должны плотно вставляться в наружную оболочку. Если внутренняя часть изготовлена из фарфора, стекла или керамики, ее плотно укупоривают. После помещения в ящики, корзины и т. д. промежутки заполняют инертными прокладками, поглощающим материалом. Это не позволит сосуду перемещаться при транспортировке. При этом наружная часть тары должна быть такой, что полностью защищает внутреннюю составляющую от повреждений.

Упаковка опасных грузов

Опасные грузы упаковка
Скачать стандарт упаковки опасных грузов

Упаковка для опасгных грузов должна производиться в доброкачественную тару, которая должна быть достаточно прочной, чтобы выдерживать удары и нагрузки, возникающие во время погрузки, перевозки, при перегрузке и разгрузке.

Упаковка опасных грузов по правилам ДОПОГ производится и регламентируется по следующим направлениям:

1. При подготовке опасных грузов к перевозке (упаковка опасных грузов у грузоотправителя).

2. При перевозках опасных грузов в ограниченных количествах (глава 3.4. ДОПОГ). Максимальная масса брутто комбинированной тары не должна превышать 30 кг, а для лотков, обернутых в термоусадочный материал или растягивающуюся пленку — 20 кг.

3. При перевозках опасных грузов в освобожденных количествах (глава 3.5. ДОПОГ). Не более 30 граммов для внутренней тары и не более 1000 граммов для наружной тары.

4. При перевозках опасных жидкостей (применяется тара согласно пункта 4.1.4.1. ДОПОГ, инструкция по упаковке Р001):

Комбинированная тара: Максимальная вместимость/масса нетто (пункт 4.1.3.3)
Внутренняя тара Наружная тара Группа упаковки I Группа упаковки II Группа упаковки III

Стеклянная 10 л
Пластмассовая 30 л
Металлическая 40 л

   Барабаны      
стальные (1A2) 250 кг 400 кг 400 кг
алюминиевые (1B2) 250 кг 400 кг 400 кг
прочие металлические, кроме стальных и алюминиевых (1N2) 250 кг 400 кг 400 кг
пластмассовые (1H2) 250 кг 400 кг 400 кг
фанерные (1D) 150 кг 400 кг 400 кг
фибровые (1G) 75 кг 400 кг 400 кг
   Ящики стальные (4A) 250 кг 400 кг 400 кг
алюминиевые (4B) 250 кг 400 кг 400 кг
из естественной древесины (4C1, 4C2) 150 кг 400 кг 400 кг
фанерные (4D) 150 кг 400 кг 400 кг
из древесного материала (4F) 75 кг 400 кг 400 кг
из фибрового картона (4G) 75 кг 400 кг 400 кг
из пенопласта (4H1) 60 кг 60 кг 60 кг
из твердой пластмассы (4H2) 150 кг 400 кг 400 кг
   Канистры стальные (3A2) 120 кг 120 кг 120 кг
алюминиевые (3B2) 120 кг 120 кг 120 кг
пластмассовые (3H2) 120 кг 120 кг 120 кг
Одиночная тара:
Барабаны стальные, алюминиевые, прочие металлические, пластмассовые (со съемным днищем и с несъемным днищем 250 л 450 л 450 л
Канистры стальные, алюминиевые и пластмассовые с несъемным днищем и со съемным днищем 60 л 60 л 60 л
Пластмассовый сосуд в наружном стальном или алюминиевом барабане 250 л 250 л 250 л
Пластмассовый сосуд в наружном фибровом, пластмассовом или фанерном барабане 120 л 250 л 250 л
Пластмассовый сосуд в наружной стальной или алюминиевой обрешетке или ящике либо пластмассовый сосуд в наружном ящике из древесины, фанеры, фибрового картона или твердой пластмассы 60 л 60 л 60 л
Стеклянный сосуд в наружном барабане из стали, алюминия, фибрового картона, фанеры, твердой пластмассы или пенопласта либо в наружном ящике или обрешетке из стали или алюминия, либо в наружном ящике из древесины или фибрового картона, либо в наружной плетеной корзине 60 л 60 л 60 л

5. При перевозках опасных твердых веществ применяется тара согласно того же пункта 4.1.4.1. ДОПОГ, инструкция по упаковке Р002):

5.1. Внутренняя тара. Стеклянная – 10 кг, пластмассовая – 50 кг, металлическая – 50 кг, бумажная – 50 кг, фибровая – 50 кг.

5.2. Наружная тара.

Барабаны стальные, алюминиевые, прочие металлические, пластмассовые, фанерные, фибровые – с максимальной массой нетто 400 кг.

Ящики стальные и алюминиевые – 400 кг, ящики из естественной древесины, фанерные и из твердой пластмассы для первой группы упаковки – 250 кг, для второй и третьей группы упаковки – 400 кг.

5.3. Одиночная тара.

Канистры стальные, алюминиевые и пластмассовые – 120 кг. Ящики стальные, алюминиевые, из естественной древесины, фанерные, из древесного материала, из естественной древесины с плотно пригнанными стенками, из фибрового картона и из твердой пластмассы для первой группы упаковки не применяются, для второй и третьей групп упаковки – максимальная масса нетто 400 килограммов. И далее тара в виде мешков и составной тары.

Здесь «Группа упаковки» означает группу, к которой для целей упаковывания могут быть отнесены некоторые вещества в зависимости от степени опасности, которой они характеризуются. Группа упаковки I: вещества с высокой степенью опасности; группа упаковки II: вещества со средней степенью опасности; и группа упаковки III: вещества с низкой степенью опасности.

5.4. Для обозначения видов тары используются следующие цифры:

1 – барабан, 2 – резерв, 3 – канистра, 4 – ящик, 5 – мешок, 6 — составная тара, 7 – зарезервировано, 0 — легкая металлическая тара.

Для обозначения материалов используются следующие прописные буквы:

  • A — сталь (всех типов и видов обработки поверхности);
  • B – алюминий;
  • C — естественная древесина;
  • D – фанера;
  • F — древесный материал;
  • G — фибровый картон;
  • H — пластмассовые материалы;
  • L – текстиль;
  • M — бумага многослойная;
  • N — металл (кроме стали или алюминия);
  • P — стекло, фарфор или керамика.

6. При перевозках с использованием контейнеров. В колонке 8 основной таблицы приведены инструкции по упаковке для КСГМГ. Эти инструкции по упаковке обозначены буквенно-цифровым кодом, начинающимся с букв «IBC». КСГМГ — контейнер средней грузоподъемности для массовых грузов – это жесткая или мягкая переносная тара, имеющая вместимость:

  • а) не более 3 м3 для твердых веществ и жидкостей групп упаковки II и III;
  • б) не более 1,5 м3 для твердых веществ группы упаковки I, когда используются мягкие, жесткие пластмассовые, составные, картонные или деревянные КСГМГ;
  • в) не более 3 м3 для твердых веществ группы упаковки I, когда используются металлические КСГМГ;
  • г) не более 3 м3 для радиоактивного материала класса 7.

7. Инструкции по упаковке для крупногабаритной тары (колонка 8) обозначены буквенно-цифровым кодом, начинающимся с букв «LP». Крупногабаритная тара имеет массу нетто более 400 кг или вместимость более 450 литров, но ее объем не превышает 3 м3. Код для обозначения крупногабаритной тары состоит из двух арабских цифр: 50 – для жесткой крупногабаритной тары, 51 – для мягкой крупногабаритной тары.

Требования для изготовления и испытания крупногабаритной тары приведены в главе 6.6. ДОПОГ.

8. Использование переносных цистерн и многоэлементных газовых контейнеров ООН (МЭГК), а также использование встроенных цистерн (автоцистерн), съемных цистерн, контейнеров-цистерн и съемных кузовов-цистерн, корпуса которых изготовлены из металлических материалов, а также транспортных средств-батарей и многоэлементных газовых контейнеров (МЭГК) приведены соответственно в главах 4.2. и 4.3. ДОПОГ.

9. Упаковка опасных грузов класса 1 (взрывчатые вещества), упаковка опасных грузов класса 2, упаковка органических пероксидов (класс 5.2) и самореактивных веществ класса 4.1, инфекционных веществ класса 6.2. и радиоактивных веществ класса 7 изложена в соответствующих разделах части 4 ДОПОГ.

10. В таблице А «Перечень опасных грузов» в колонках 8, 9а и 9б напротив каждого опасного вещества приведены инструкции по упаковке, специальные положения по упаковке и положения по совместной упаковке в виде цифровых и буквенных обозначений.

Инструкции по упаковке в разрезе применяемой тары в зависимости от групп упаковки приведены в разделе 4.1.4. ДОПОГ, специальные положения по упаковке применяются для веществ, указанных в пункте 8 настоящей статьи и положения о совместной упаковке приведены в разделе 4.1.10.

Маркировка тары для опасных грузов

Согласно положений главы 1.4 ДОПОГ, отправитель опасных грузов предъявляет к перевозке только грузы, соответствующие требованиям ДОПОГ. Ему предписано, в числе прочего, использовать тару, которая допущена и пригодна для перевозки соответствующих веществ и имеет маркировку по ДОПОГ. Порядок маркировки тары для перевозки опасных грузов изложен в главе 6.1 ДОПОГ. 

Грузы опасные маркировка
Скачать стандарт маркировки опасных грузов

Маркировка:

  • Каждая грузовая единица, содержащая опасный груз, должна иметь маркировку, характеризующую вид и степень опасности груза.
  • Допускается не наносить маркировку, характеризующую транспортную опасность груза, на транспортный пакет, если с его боковой и торцовой поверхности четко видна маркировка, нанесенная на упаковку.
  • Контейнер, заполненный опасными грузами разных наименований, должен иметь маркировку, характеризующую вид опасности каждого груза.
  • Грузовые единицы, неочищенные из-под опасных грузов или содержащие неочищенную тару, должны иметь маркировку, соответствующую требованиям настоящего стандарта.

Маркировка должна содержать:

  • На упаковке и (или) транспортном пакете - знак опасности, транспортное наименование груза, номер ООН, классификационный шифр;
  • На крупногабаритной таре или контейнере - знак опасности, номер ООН, а также номер аварийной карточки при транспортировании по железной дороге (если такой номер установлен). Аварийная карточка, не имеющая номера, должна прилагаться к грузовым документам.

Нанесённая на тару маркировка означает:

  • Тара соответствует типу конструкции, успешно прошедшему испытания;
  • Отвечает требованиям к изготовлению этой тары;
  • Маркировочный знак не обязательно означает, что тара может быть использована для любого вещества.

Требования к маркировке тары:

1. Каждая тара, предназначенная для использования в соответствии с требованиями ДОПОГ, должна иметь в соответствующем месте долговечную и разборчивую маркировку;

2. Отношение маркировки к размеру тары должно быть таким, чтобы маркировка была ясно видимой;

3. При весе упаковки брутто более 30 кг. маркировка или её копия наносится на верхнюю или боковую стороны;

4. Буквы, цифры, символы должны быть высотой не менее 12 мм; 

5. Для тары вместимостью менее 30 кг. (литров) - не менее 6 мм, менее 5 кг. (литров) - соотносимого размера;

Маркировка должная содержать в установленной последовательности через пробел или знак " / " :

  • Символ ООН для тары;
  • Символ МПОГ/ДОПОГ для составной тары из стекла фарфора или керамики и легкой металлической тары, удовлетворяющей упрощенным условиям;
  • Код типа тары;
  • Код, состоящий из двух частей.

Буквы, обозначающей группу(ы) упаковки, на отнесение к которым тара прошла испытание:

  • X для групп упаковки I, II, III;
  • Y для групп упаковки I, II;
  • Z для группы упаковки III.

Величины относительной плотности, округленной с точностью до первого десятичного знака, на которую был испытан тип конструкции тары, не имеющей внутренней тары и предназначенной для содержания жидкостей. Её можно не указывать, если относительная плотность не превышает 1,2.

На таре, предназначенной для удержания твердых веществ или внутренней тары, надлежит указывать значение максимальной массы брутто в килограммах. На легкой металлической таре, маркированной символом "МПОГ/ДОПОГ" в соответствии с пунктом 6.1.3.1 a) ii), предназначенной для удержания жидкостей, вязкость которых при 23°C превышает 200 мм²/с, надлежит указывать значение максимальной массы брутто в килограммах;

Либо букву "S", указывающую, что тара предназначена для перевозки твердых веществ или внутренней тары, либо – для тары, предназначенной для удержания жидкостей (кроме комбинированной тары), – величину испытательного давления в успешно прошедших гидравлических испытаниях, в кПа, округленную до ближайшего десятикратного значения в кПа.

На легкой металлической таре, маркированной символом "МПОГ/ДОПОГ" в соответствии с пунктом 6.1.3.1 a) ii), предназначенной для удержания жидкостей, вязкость которых при 23°C превышает 200 мм²/с, надлежит указывать букву "S"; Две последние цифры года изготовления тары. На таре типов 1H и 3H надлежит также указывать месяц изготовления, который можно проставлять отдельно от остальной маркировки.

С этой целью можно использовать следующий способ:

  • Обозначение государства, санкционировавшего нанесение маркировки, с указанием отличительного знака автомобилей, находящихся в международном движении;
  • Название изготовителя или иное обозначение тары, указанное компетентным органом.

Обозначения на упаковке

На каждую упаковку тоже наносят маркировку с номером ООН груза, который находится внутри. Если упаковки нет, то маркируют само изделие, его опорную часть, транспортно-загрузочное, пусковое устройство, приспособления для хранения. Надписи должны быть разборчивыми, четкими, выдерживающими воздействие погодных условий. На аварийной таре проставляется также маркировка «Аварийная».

Пример размещения маркировки и знаков опасности на упаковке с опасным грузом

4G/Y20/S/09
USA/000000
Новая коробка из кортона, для I и II групп упаковки, максимальная масса брутто 20 кг., для твердых веществ, год изготовления 2009, страна изготовления USA, сертификат изготовителя.


Требования к маркировке еврокубов для опасных грузов

Прежде всего еврокубы для перевозки ОГ должны иметь маркировочный знак, начинающийся с символа ООН для тары. Маркировочный знак подтверждает, что данный еврокуб соответствует типу конструкции, который успешно выдержал испытания и отвечает требованиям ДОПОГ/ADR, относящимся к изготовлению, но не к использованию. Поэтому сами маркировочные знаки не обязательно подтверждают, что данный еврокуб может быть использован для определенного вещества. При эксплуатации маркировочный знак позволяет проверить, что отправитель груза или упаковщик использовали тот тип тары, который предусмотрен для груза положениями ДОПОГ/ADR. Погрузчик и / или перевозчик обязан проверить наличие на еврокубе необходимой маркировки.

Максимальный срок использования еврокубов (составных КСМ с пластмассовой внутренней емкостью) для перевозки опасных грузов составляет пять лет с даты изготовления сосудов/емкостей. Дата изготовления указывается на таре (включая внутреннюю емкость еврокубов).Однако есть опасные грузы, для которых максимальный срок эксплуатации еврокубов меньше 5 лет. Так, срок использования еврокубов для опасных грузов с номером ООН 2031 составляет всего 2 года, что указано в специальных положениях по упаковке данных опасных грузов. 

Если продукцию помещают в контейнер средней грузоподъемности, вместимость тары превышает 450 литров или она является крупногабаритной, то маркируют две противоположные стороны. Для отдельных классов предусмотрены особые правила маркировки опасных грузов. Неправильная упаковка и маркировка грузов приводит к трагическим последствиям. Маркировка порожней неочищенной тары из под опасных грузов должна быть маркирована и обозначена знаками опасности так же, как и в наполненном состоянии. Кроме того, владелец груза и перевозчик рискуют понести убытки, в том числе вызванные штрафными санкциями, наложенными на них надзирательными органами.

Группа упаковки

Под группой упаковки в ДОПОГ понимается степень опасности вещества (для целей упаковывания):

  • I группа упаковки - вещества с высокой степенью опасности.
  • II группа упаковки - вещества со средней степенью опасности.
  • III группа упаковки - вещества с низкой степенью опасности.

Это очень важная характеристика. От неё зависят и требования к перевозке, и необходимость проведения специальных мероприятий, в том числе получение специального разрешения на перевозку. Исходя из свойств, один и тот же номер ООН может иметь разные номера группы упаковки; группа упаковки указывается в колонке 4 таблицы А главы 3.2 ДОПОГ.

Группа упаковки не назначается для следующих классов ОГ:

  • класс 1 "Взрывчатые вещества и изделия"
  • класс 2 "Газы"
  • класс 4.1 "Легковоспламеняющиеся твёрдые вещества, самореактивные вещества и твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества" - для твердых десенсибилизированных взрывчатых веществ
  • класс 5.2 "Органические пероксиды"
  • класс 6.2 "Инфекционные вещества"
  • класс 7 "Радиоактивные материалы"

Номер группы упаковки, в случае если он назначен, обязательно указывается в транспортной накладной, после номеров образца знака опасности, например:

  • UN 1453, КАЛЬЦИЯ ХЛОРИТ, 5.1, II, (E) , либо с добавлением букв ГУ (группа упаковки)
  • UN 1453, КАЛЬЦИЯ ХЛОРИТ, 5.1, ГУ II, (E)

Испытания упаковки для опасных грузов

Всю упаковку опасных грузов по ДОПОГ проверяют на удар при свободном падении, а также на штабелирование (последний — за исключением мешков), некоторые виды — на герметичность, гидравлическое давление.

Внутреннюю часть комбинированной тары допускается не испытывать. Но для этого должны соблюдаться следующие условия:

  • Объединяются разные типы внутренней тары, которые были испытаны в наружной;
  • Сменные внутренние сосуды соответствуют размеру или меньше тех, что использовались ранее, и той же конструкции либо формы, из того же или более прочного материала. Размер горла такой же или меньше с аналогичной укупоркой;
  • Для заполнения пустот используется достаточно прокладок.

Серийные образцы для упаковки опасных грузов тестируют по нормам соответствующей технической документации. На герметичность проверяют каждую единицу тары для транспортировки жидкостей, в том числе после реставрации. Для заполнения емкостей могут использовать воду или антифриз. Для испытания на удар в свободном падении тару заполняют продуктом, который предстоит транспортировать, или его эквивалентом с такими же свойствами.

Согласно принятым стандартам, соблюдают и другие требования:

  • При проверке на свободное падение наполнение жидкостью составляет 98%, твердыми веществами — 98% от объема посуды;
  • До испытания деревянные бочки выдерживают с водой не меньше 24 часов, картонную и бумажную — столько же при влажности 45–55%, температурой 21–25 °C.

Испытание на удар проводят, придерживаясь норм ГОСТ 18425.

На герметичность проверяют сжатым воздухом. Показатели избыточного давления для упаковки первой группы составляют 30 кПа, для второй и третьей — 20 кПа. Если для этого прибегают к погружению в воду, то давление увеличивают на показатель гидростатического давления жидкости в нижней части образца. При любом виде проверки — и этом тоже, испытывают по три экземпляра от каждого производителя. На гидравлическое давление проверяют по стандартам нормативно технической документации для этого вида тары.

Избыточное давление вычисляют по приведенным ниже формулам:

Ри = 1,75 х Р50 – 100 или Ри = 1,5 х Р55 – 100.

Несмотря на то, каким будет результат, показатели для разных групп упаковок не должны быть меньше:

  • Для первой — 250 кПа;
  • Для второй и третьей — 100 кПа.

Испытание на штабелирование проводят согласно ГОСТ 25014. Высота укладки штабелей — от 3 м. Если тестированию подвергают полимерные изделия, то срок составляет 28 суток при температуре 40 °C.

При положительном результате после испытания на тару для опасных грузов оформляют протокол и свидетельство. В документе указываются следующие сведения:

  • Название предприятия-изготовителя;
  • Вид, тип исполнения тары;
  • Маркировку;
  • Группу и назначение упаковки;
  • Высоту штабелирования;
  • Показатели теста гидравлического давления;
  • Сможет ли тара, в которую помещают вещество, которое плавится при температуре до 50 °С, удерживать продукт;
  • Номер, дату выдачи и срок действия регистрационного свидетельства (допускается не больше 36 месяцев).

Копию свидетельства направляют предприятию, на котором изготовлена тара. Каждую единицу, кроме той, в которой перевозятся грузы классов 2, 7, 6.2, предприятие маркирует. Для этого используют несмываемые красители, оттиски делают четкими, читаемыми. Если посуда многооборотная и ремонтопригодная, то маркировку на тару для опасных грузов наносят таким способом, чтобы она сохранялась даже после проведения реставрации. Параметры упаковки, которая применяется для транспортировки опасных грузов, описаны в ГОСТ 26319-84. Стандарт установлен для грузового места, чья масса нетто не превышает 400 кг, вместимость - до 450 дм3.

Маркировка транспортных средств для перевозки опасных грузов

Маркируют опасные грузы тоже особым способом. Специальные знаки вывешивают на автомобильной технике и на упаковке.

Табличка «опасный груз»

Такая табличка вывешивается на совершающую транспортировку автомобильную технику спереди и сзади. Применяются два ее варианта — с подписью или без нее. Первая используется, когда у перевозимых продуктов имеет номер ООН.

Размеры информационной таблички — 30 х 40 см, рамка черного цвета — шириной 1,5 см, фон — оранжевый. На поле имеется горизонтальная черта, которая делит площадь на две равные части. В верхней половине располагается КЭМ (код экстренных мер), в нижней — номер ООН. Высота знаков — 10 см. Если указанные размеры слишком велики для используемого транспортного средства и по этой причине их невозможно зафиксировать, то их уменьшают до 12х30 см, при этом обязательно указывают номер ООН. Перед тем как загрузить другой вид опасного груза, предыдущую табличку снимают и заменяют ее новой.


Знаки опасности

При использовании цистерн и контейнеров на их боковой и задней поверхности вывешивается знак опасности. Он имеет форму ромба с длиной стороны 25 см. Если транспортировочная емкость состоит из нескольких секций, в каждой из которых находится вещество другого вида опасности, то на каждом размещают свой знак.

Группы знаков различаются по цвету фона в зависимости от опасности, которые они представляют:

  • Взрывоопасно — оранжевый;
  • Газы — зеленый;
  • Ядовитые газы — белый;
  • Легковоспламеняющиеся жидкости — красный;
  • Твердые легковоспламеняющиеся продукты — полосатый (красный и белый);
  • Самовозгорающиеся — верхняя половина поля белая, нижняя — красная;
  • Исключен контакт с водой — синий;
  • Продукты, которые при благоприятных условиях подвержены окислению, органические пероксиды, при благоприятной среде выделяющие кислород — желтый;
  • Яды, инфекционные вещества, иные вещества из шестого класса опасности без сильного токсического действия — белый;
  • Радиационные грузы (более 70 кБк на 1 кг) — желтые в верхней половине и белые внизу;
  • Едкие и коррозионного действия — белые в верхней половине и черные снизу;
  • Прочие опасные вещества — девятый класс опасности, полосатые знаки (белый с черным) вверху, белые внизу.

На каждый знак нанесена надпись, предупреждающая об опасности, класс вещества и соответствующая пиктограмма, которая интуитивно распознается. Знаки опасности для маркировки опасных грузов утверждены ГОСТ 19433-88.

Маркировка транспортных средств, тары и упаковки в соответствии с ДОПОГ.

Дополнительно читайте национальный стандарт Российской Федерации ГРУЗЫ ОПАСНЫЕ маркировка. Издание официальное.

Аренда транспорта для перевозки опасных грузов!
    

У вас остались вопросы?

Оставьте заявку на консультацию со специалистом

Оставить заявку