Главная Медиа Статьи ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУЗА И ТРАНСПОРТА КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУЗОВОГО АВТОТРАНСПОРТА

Грузовой автотранспорт классификация и виды

Классификация грузовых автомобилей

Для перевозок грузов автотранспортными предприятиями используется грузовой подвижной состав: грузовые автомобили и автомобильные прицепы различной грузоподъемности (бортовые, самосвалы, фургоны, в том числе изотермические, цистерны и другие), автомобили повышенной проходимости, автомобили-тягачи с полуприцепами. Эта часть транспортной сети также имеет свою разветвленную структуру.

Грузовой автомобильный транспорт занимает первое место в сфере перевозок грузов. Повсеместное распространение и востребованность грузового автотранспорта в сфере грузоперевозок и оказания транспортных услуг вывело его на лидирующие позиции.

Для перевозки грузов вы можете:
ПОЗВОНИТЬ НАМЗАКАЗАТЬ ЗВОНОКОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ

Содержание статьи:
Закрытый кузов
Тент Цельнометаллический Промтоварный Изотерм Реф Микроавтобус Мусоровоз Скотовоз Контейнеровоз Цистерна
Открытый кузов
Бортовой Самосвал Манипулятор Автовоз Лесовоз Трал Панелевоз Платформа
Классификация грузовых авто по параметрам
Группы Оси Нагрузка Формула Состав Двигатель Грузоподьёмность Масса Кузов Категория ЕЭК ООН
Классификация транспортных средств по назначению
Специальные ТС Специализированные ТС

По сравнению с железнодорожным, воздушным или морским транспортом, грузовые автомобили готовы выполнить транспортировку любого вида груза от железнодорожного вокзала, морского порта, аэропорта или склада к месту выгрузки. Городские, областные, междугородние и международные перевозки грузов осуществляются в основном грузовым автотранспортом, который перевозит различные грузы и товары из одной точки страны в другую.

Классификация грузовых автомобилей по видам

Ассортимент перевозимых грузов очень широк и обладает различными свойствами. Для перевозки различных типов грузов, требуется определённый вид грузового автотранспорта, который подходит для грузоперевозки. Классификация грузовых автомобилей, по видам и характеристикам существенно облегчает процесс подбора грузового автотранспорта для перевозки определённых видов груза. Статья «Классификация и виды грузовых автомобилей» поможет разобраться в характеристиках грузовых автомобилей и понять для чего предназначены грузовые транспортные средства.

ЗАКРЫТЫЙ КУЗОВ
Грузовые автомобили с закрытым кузовом

Закрытый тип кузова имеют грузовые автомобили, у которых грузовой отсек полностью закрыт. Такие автомобили подходят для перевозки более прихотливых грузов, ассортимент которых многообразнее, по сравнению с открытыми авто:

Тентованный кузов

Тентованный (тент) - это специфичные автомобили, которые могут быть оборудованы дополнительными аксессуарами. Их особенность в наличии тента, который можно убрать для того, чтобы погрузить или выгрузить груз и использовать транспорт, как открытую площадку;
 

Цельнометаллический фургон


 
Цельнометаллический - это фургон с несущей рамой, на которой одновременно размещаются и кузовная часть, и кабина. Такой фургон характеризуется большей прочностью и надежностью;
 

Промтоварный фургон

 
Промтоварный - это фургон с закрытым кузовом, предназначенный для транспортировки товаров, к которым не предъявляются особые требования к температурным условиям во время перевозки;
 

Изотермический фургон

 
Изотермический (изотерм) это вид грузовых автомобилей без морозильной установки. Изотермические фургоны могут удерживать температуру загруженного груза и обеспечивать стабильность перевозки груза на определённое время;
 

Рефрижераторный фургон

 
Рефрижератор (реф, холодильник, тушевоз) - это вид грузовых автомобилей, которые отличается наличием холодильной или морозильной установки для соблюдения точного температурного режима в пределах от +12 до -20 ℃ на всё время перевозки груза;

Микроавтобус грузопассажирский

 
Микроавтобус - это универсальные транспортные средства, которые бывают грузовыми, где есть один ряд сидений, посадочных мест от 1 до 3, корпус – металлический, а грузовой отсек отделен. Микроавтобус может быть грузопассажирским и пассажирским;
 

Мусоровоз

Мусоровоз (мусорный автомобиль, МА), это специализированное транспортное средство, разработанное для сбора, уплотнения, перевозки и выгрузки мусора.
 

Скотовоз

 
Скотовоз - это такой тип грузового автомобиля, который используется в сельском хозяйстве и животноводстве для перевозки крупного и мелкого рогатого скота и других животных;
 

Контейнеровоз

 
Контейнеровоз - это специальный грузовой автомобиль, прицеп или полуприцеп, который предназначен для перевозки морских и железнодорожных контейнеров различной длины и объема по автодорогам общего пользования;
 

Автоцистерна

Цистерна - это грузовой автомобиль, где вместо кузова используется ёмкость для транспортировки жидких грузов. Ёмкость цистерны представляет собой закрытый резервуар, предназначенный для перевозки и кратковременного хранения наливного груза.

 

ОТКРЫТЫЙ КУЗОВ
Грузовые автомобили с открытым кузовом

Открытый тип кузова имеют грузовые автомобили и транспортные средства, которые предназначенные для перевозки неприхотливых грузов. Такие грузы не боятся факторов окружающей среды и не нуждаются в защите от дождя, снега или солнца.

Бортовой

 
Бортовой - это грузовик, в котором кузов является открытым, а борта можно откинуть. Преимущество и причина популярности бортовых автомобилей состоит в том, что есть возможность разгружать со всех сторон (верх, бок, зад.);
 

Самосвал

 
Самосвал - это грузовой саморазгружающийся автомобиль, прицеп или полуприцеп с кузовом (чаще бункерного типа), механически (как правило, гидравлически) наклоняемым для выгрузки груза или с принудительной разгрузкой (например, шнеком). Также существуют самосвалы, для выгрузки которых применяется наклон всего автомобиля при помощи телескопических подъёмников;
 

Кран-манипулятор

 
Кран-манипулятор - это грузоподъемная машина, предназначенная для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и в большинстве случаев дальнейшей перевозки грузов.
 

Автовоз

 
Автовоз (автотранспортер) - это специализированное транспортное средство, предназначенное для перевозки легковых автомобилей, автодома, мотоцикла и другой колесной техники. Автовоз состоит из тягача и специального прицепа (полуприцепа);
 

Лесовоз

 
Лесовоз - это грозовой автомобиль, который предназначен для перевозки бревен, так же пиломатериалов. Лесовозы отличаются от сортиментовозов, которыми перевозят длинные продолговатые грузы;
 

Трал

 
Трал - это низкорамный полуприцеп, имеющий от трёх до семи осей. Тралы специально конструируют для перевозки негабаритных грузов, стремясь минимизировать погрузочную высоту;
 

Панелевоз

 
Панелевоз - это платформа с установленной на ней конструкцией, на которой можно надёжно зафиксировать панели стен, перекрытия или перегородки для перевозки;
 

Открытая площадка

 
Открытая площадка - это грузовой автомобиль, который представляет собой открытую платформу без бортов и ровным полом. На грузовом автомобиле с открытой платформой можно перевозить грузы, которые не боятся ветра, осадков и колебаний температуры.

Классификация грузовиков по различным параметрам

По группам

  • I группа бортовые автомобили (автомобили-фургоны общего назначения);
  • II группа специализированные (самосвалы, фургоны, рефрижераторы, контейнеровозы, седельные тягачи с полуприцепами, балластные тягачи с прицепами);
  • III группа (условно) автомобили-цистерны.

По количеству осей

  • Двухосные. Трехосные. Четырехосные. Пятиосные и более.

Грузовики и прочая специальная техника могут иметь две, три, четыре, пять и более осей для выполнения различных транспортных задач. Надо понимать, что при перевозке тяжёлых грузов необходимо сохранить целостность дорожного плотна. По этой причине устанавливается ограничение максимальной нагрузки на ось транспортных средств на различных дорогах.

По осевым нагрузкам (на наиболее загруженную ось)

  • До 6 тонн включительно;
  • Свыше 6 до 10 тонн включительно.

По колесной формуле

Колесная формула обозначается двумя цифрами. Первая цифра обозначает общее количество колес, а вторая количество ведущих колес у транспортного средства.

  • 4х2. 4х4. 6х4. 6х6. 8х2. 8х4.

По составу

  • Одиночное транспортное средство;
  • Автопоезд в составе: 
  • Автомобиль-прицеп;
  • Автомобиль-полуприцеп.

По типу двигателя

По грузоподъемности

  • Малой грузоподъемности - от 500 килограмм до 2 тонн;
  • Средней грузоподъемности - от 2 до 5 тонн;
  • Большой грузоподъемности - от 5 до 16 тонн;
  • Особо большой грузоподъемности - от 16 тонн и выше.

По полной массе

  • до 1.2 тонн;
  • от 1.2 до 2 тонн;
  • от 2 до 8 тонн;
  • от 8 до 14 тонн;
  • от 14 до 20 тонн;
  • от 20 до 40 тонн;
  • свыше 40 тонн.

По типу кузова

Открытый Закрытый Специальный
Бортовой Тентованный Автоцистерна
Низкорамный Цельнометаллический Строительная
Платформа Промтоварный Специальная
  Изотермический  
  Рефрижератор  

По категории

Категория N - Грузовые автомобили

  • Категория N1 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн;
  • Категория N2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн;
  • Категория N3 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.

Категория O - Прицепы

  • Категория O1 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых не более 0,75 тонн;
  • Категория O2 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 тонн;
  • Категория O3 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 тонн;
  • Категория O4 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых более 10.

Классификация транспортных средств по Техническому регламенту таможенного союза

Такое многообразие способов классификации объясняется потребностью выделения отдельных параметров транспортных средств для выбора последних при перевозке грузов на основании оптимального сочетания экономичности, скорости доставки, коммерческой пригодности, безопасности, вместимости, грузоподъемности и т.д. Список перечисленных оснований является приблизительным, так как его можно продолжить, исходя из определенных функциональных назначений транспортных средств, их эксплуатационных характеристик, специфики перевозимых грузов и т.д.

В настоящее время все большее распространение получают обозначения, принятые в международных требованиях по безопасности (Правилах ЕЭК ООН), разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН. В соответствии с вышеуказанными Правилами принята следующая международная классификация грузовых АТС:

Классификация автотранспортных средств, принятая ЕЭК ООН

Категория АТС
Тип и общее назначение АТС
Максимальная масса, тонн
Класс и эксплуатационное назначение АТС
1
2
3
4
М 1
АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест для сидения (кроме места водителя)
Не регламентируется
Легковые автомобили, в том числе повышенной проходимости
М 2
АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя)
До 5,0
Автобусы: городские (кл. I), междугородные (кл. II), туристические (кл. III)
М 3
АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест (кроме места водителя)
Свыше 5,0
Автобусы: городские, в том числе сочлененные (кл. I), междугородные (кл. II), туристические (кл. III)
М 2 и М 3
Отдельно выделяются маломестные АТС, предназначенные для перевозки пассажиров, вместимостью не более 22 сидящих или стоящих пассажиров (кроме места водителя)
Не регламентируется
Автобусы маломестные, в том числе повышенной проходимости, для стоящих и сидящих пассажиров (кл. A) и для сидящих пассажиров (кл. B)
N 1
АТС, предназначенные для перевозки грузов
До 3,5
Грузовые, специализированные и специальные автомобили, в т.ч.
N 2
АТС, предназначенные для перевозки грузов
Свыше 3,5 до 12,0
Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специализированные и специальные автомобили
N 3
АТС, предназначенные для перевозки грузов
Свыше 12,0
Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специализированные и специальные автомобили
О 1
АТС, буксируемые для перевозки
До 0,75
Прицепы
О 2
АТС, буксируемые для перевозки
Свыше 0,75 до 3,5
Прицепы и полуприцепы
О 3
АТС, буксируемые для перевозки
Свыше 3,5 до 10,0
Прицепы и полуприцепы
О 4
АТС, буксируемые для перевозки
Свыше 10,0
Прицепы и полуприцепы

Вместе с новой международной классификацией в нашей стране также используется отраслевая нормаль ОН 025 270-66, регламентирующая классификацию и систему обозначения АТС. Подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами, включающими как буквенные обозначения завода-изготовителя, так и порядковый номер модели подвижного состава. Заводские обозначения подвижного состава практикуются до настоящего времени для ряда моделей, включая АТС специализированного и специального назначения. В соответствии с нормалью ОН 025 270-66 была принята следующая система обозначения АТС.

1-я цифра обозначает класс АТС:

Для легковых автомобилей по рабочему объему двигателя (в литрах или куб. дм):

  • 11 - особо малый (объем до 1,1 л.);
  • 21 - малый (от 1,1 до 1,8 л.);
  • 31 - средний (от 1,8 до 3,5 л.);
  • 41 - большой (свыше 3,5 л.);
  • 51 - высший (рабочий объем не регламентируется).

Для автобусов по габаритной длине в метрах:

  • 22 - особо малый (длина до 5,5);
  • 32 - малый (6,0 - 7,5);
  • 42 - средний (8,5 - 10,0);
  • 52 - большой (11,0 - 12,0); 
  • 62 - особо большой;
  • (сочлененный) (16,5 - 24,0).

Для грузовых автомобилей по полной массе:

Полная масса, тонн Эксплуатационное назначение автомобиля
Бортовые Тягачи Самосвалы Цистерны Фургоны Специальные
 до 1.2 13 14 15 16 17 19
 от 1.2 до 2 23 24 25 26 27 29
 от 2 до 8 33 34 35 36 37 39
 от 8 до 14 43 44 45 46 47 49
 от 14 до 20 53 54 55 56 57 59
 от 20 до 40 63 64 65 66 67 69
 свыше 40 73 74 75 76 77 79

Примечание:  Классы от 18 до 78 являются резервными и в индексацию не включены.

  2-я цифра обозначает тип АТС:
3 - грузовой бортовой автомобиль или пикап;
4 - седельный тягач;
5 - самосвал;
6 - автоцистерна;
7 - фургон;
8 - резервная цифра;
9 - специальное автотранспортное средство.
  3-я и 4-я цифры индексов указывают на порядковый номер модели;
  5-я цифра - модификация автомобиля;
  6-я цифра - вид исполнения:
1 - для холодного климата;
6 - экспортное исполнение для умеренного климата;
7 - экспортное исполнение для тропического климата.

Классификация транспортных средств по назначению

Специализированное транспортное средство

В пункте 6 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» дано следующее определение специализированного транспортного средства:

Специализированное транспортное средство — это транспортное средство, предназначенное для перевозки определенных видов грузов (нефтепродукты, пищевые жидкости, сжиженные углеводородные газы, пищевые продукты и т.д.). Специализированные транспортные средства могут применяться по назначению в зависимости от вида перевозимого груза: для перевозки грунта, сыпучих грузов, бетонов и растворов, битума, топлива, порошкообразных грузов, строительных конструкций, длинномерных грузов, строительных грузов в контейнерах, технологического оборудования и строительных машин.

Нужно понимать что специализированное транспортное средство определяется таковым не по характеру перевозимого груза, а по конструктивным особенностям, которые обеспечивают надлежащие условия для перевозки определенного груза. Другими словами, специализированное транспортное средство — транспортное средство оснащенное специальным оборудованием, обеспечивающим особые условия для перевозки определенного груза.

В Приложении № 10 Постановления Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» определен перечень специализированных транспортных средств.

1. Транспортные средства с кузовом-фургоном:

  • фургоны-рефрижераторы;
  • фургоны с отоплением кузова.

2. Транспортные средства — цистерны:

  • цистерны для перевозки сыпучих, порошкообразных, пылевидных строительных материалов, в том числе цементовозы;
  • цистерны для перевозки сыпучих пищевых продуктов: мука, зерно, комбикорм, отруби;
  • цистерны для перевозки пищевых жидкостей.

3. Транспортные средства для перевозки строительных грузов:

  • транспортные средства — панелевозы;
  • транспортные средства — фермовозы;
  • транспортные средства — бетоносмесители;
  • транспортные средства с самосвальным кузовом.

4. Транспортные средства для перевозки животных.

5. Транспортные средства для перевозки автомобилей.

6. Транспортные средства — контейнеровозы.

7. Транспортные средства со съемным кузовом.

8. Транспортные средства — мусоровозы.

9. Транспортные средства, предназначенные для перевозки опасных грузов в соответствии с ДОПОГ (MEMU, EX/II, EX/III, FL, OX, AT).

 

Специальное транспортное средство

В пункте 6 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» дано следующее определение специального транспортного средства:

Специальное транспортное средство — это транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.).

Окончательный перечень специальных транспортных средств законодательно не определен, однако специальное оборудование установленное на транспортном средстве должно быть предусмотрено заводской конструкцией автомобиля либо должно быть зарегистрировано как внесение изменений в конструкцию транспортного средства. Важно знать что переоборудование транспортного средства подлежит государственной регистрации с внесением соответствующих отметок в ПТС и СТС.

Некоторые разновидности специальных транспортных средств:

  • Автомобили, мотоциклы и автобусы оперативных служб полиции;
  • Автомобили скорой медицинской помощи;
  • Машины МЧС, пожарные автомобили;
  • Машины городского коммунального хозяйства – снегоуборочная и поливомоечная техника;
  • Войсковой транспорт (бронетранспортеры, боевые машины и другое);
  • Внутрипроизводственный транспорт, использующийся на предприятиях;
  • и т.д.

Итог: Специализированное транспортное средство предназначено для перевозки определенных видов грузов. Специальное транспортное средство предназначено для выполнения специальных функций.

У вас остались вопросы?

Оставьте заявку на консультацию со специалистом

Оставить заявку