Виды и классификация грузов

Транспортный сектор логистики оперируют объектами, которыми являются различные грузы. Определение груза заключается в том, что это объекты, начиная с момента их приема к перевозке от отправителя и заканчивая моментом доставки конечному адресату.

В состав груза входит не только сам товар, но и упаковка, в которой он транспортируется. Вес товара без учёта упаковки именуется весом нетто, в то время как общий вес вместе с упаковкой обозначают как вес брутто. Те грузы, которые перемещаются без использования упаковки, принято называть бестарный груз.

Содержание:

Массовые Ящичные Длинномерные
Наливные Киповые Тяжеловесные
Навалочные Контейнерные Особорежимные
Лесные Ценные Опасные
Генеральные Пакетные Скоропортящиеся
Обычные Тарно-штучные Живые
Мешковые Специфические Антисанитарные
Катано-бочковые Негабаритные Классификация

Заказать грузоперевозку автотранспортом!
    

.

Виды грузов

Груз - это товар, находящийся в процессе перевозки или объект перемещаемый кем-либо или чем-либо в пространстве. Направлением перемещения груза может быть подъём или опускание в разных плоскостях, а также перевозка, доставка или транспортировка из пункта отправки в пункт назначения. Под грузом в общем виде понимают продукцию или товар, подлежащий перевозке. На автомобильном транспорте перевозятся сырье, комплектующие, топливо, продукты питания, бытовую технику, металлоизделия, лес и т.д. Перевозка грузов включает в себя ряд подготовительных операций (упаковкамаркировка, сортировка, взвешивание и т.д.), организацию погрузо-разгрузочных работ, перевозку и хранение.

Транспортные организации занимаются доставкой грузов, которые отличаются друг от друга характеристиками, методами загрузки и разгрузки, типом упаковки и т. д. Разнообразие грузов является ключевым элементом при выборе транспортных средств и определении параметров их использования, а также методик осуществления работ по погрузке и выгрузке. Категоризация товаров имеет важное значение в сфере логистики, так как она влияет на выбор наиболее подходящих способов их доставки, сохранности и обработки. В данной статье мы уделим внимание главным категориям грузов, особенностям их свойств и нюансам при транспортировке.


Массовые грузы

Массовые грузы - это грузы перевозимые большими партиями составляющие основную (по массе) часть перевозимых всеми видами транспорта грузов, подразделяются на четыре основные категории: наливные (нефтепродукты, растительные масла, животные жиры), навалочные (уголь, руда, строительные материалы), насыпные (сахар и зерновые насыпью) и лесные. Массовые перевозки — это перевозка большого объёма однородных грузов.

Существует четыре способа перевозки массовых грузов на транспорте:

  1. Железнодорожный транспорт: Эффективен для перевозки больших объемов товаров на длинные расстояния. Специальные вагоны (хопперы для сыпучих грузов или цистерны для жидкостей) используются для оптимизации процесса загрузки и разгрузки.

  2. Морской транспорт: Крупнейший способ транспортировки массовых грузов благодаря вместимости судов. Танкерные и балкерные суда позволяют минимизировать затраты на единицу продукции при международных поставках.

  3. Трубопроводный транспорт: Основной метод доставки жидких масс как нефть или газ на длинные дистанции с минимальными потерями.

  4. Автомобильный транспорт: Подходит для доставки сравнительно небольших партий грузов или там, где нет других вариантов логистики.

Массовые грузы играют ключевую роль в экономике многих стран, обеспечивая движение товаров и услуг на большие расстояния. Понимание природы этих грузов и эффективная организация их перевозки напрямую влияют на развитие крупномасштабных производственных и торговых процессов.


Наливные грузы

Наливные грузы - это жидкие грузы перевозимые наливом в цистерны, флекситанки и танк-контейнеры. К наливным грузом относятся нефть, газы сжиженные, лаки, спирты, масла и прочие жидкости которые можно возить наливом.

Наиболее распространённая классификация наливных грузов базируется на их потенциальной угрозе для окружающей среды. В соответствии с этой классификацией, наливные продукты можно разделить на две основные группы:

  • Опасные наливные грузы, представляющие угрозу для природы и живых существ. Сюда входит нефть и наливные продукты нефтепереработки, яды, кислотыщёлочи и другие жидкие опасные материалы 1–9 класса опасности.
  • Неопасные (пищевые) наливные грузы, не представляющие угрозы для животного мира и экологии. К этому классу относятся водамолокосоки и напитки, а также прочие жидкие пищевые продукты.

К наливным грузам относятся бестарные жидкие грузы, для которых тарой являются специальные кузова автомобилей цистерн или другие устройства, укрепленные в кузове грузового ТС. Наливные грузы это нефть и нефтепродукты, жидкие химические требующие перевозки материалы (кислотыспирты, некоторые виды удобрений т.д.) Также к наливным грузам можно отнести сжиженные газы СУГ, жидкие пищевые продукты (растительные масла, концентрат сока, животные жиры,  патоку, пресную воду и вино). 

Наибольшую долю среди этих грузов составляют сырая нефть и нефтепродукты. При перевозке, хранении и перегрузке наливных грузов необходимо учитывать их специфические свойства: вязкость, плотность, огнеопасность, испаряемость, взрывоопасность, упругость паров, влияние на организм человека, коррозирующее действие на металлы и др. Дополнительные сведения о наливных грузах можно найти в правилах перевозки наливных грузов.


Навалочные и насыпные грузы

Навалочные грузы - это грузы, которые перевозятся без тары в силу невозможности ее применения. Главное свойство навалочных грузов – это их сыпучесть (уголь, руда, щебень, стройматериалы и т.д.)

Навалочные грузы допускают погрузку-выгрузку, перевозку и хранение навалом. К этим грузам относятся в основном насыпные и мелкие штучные грузы (тарные и бестарные). Навалочные (сыпучие) грузы допускают погрузку и разгрузку навалом, и для их перевозки целесообразно применение грузовых автомобилей самосвалов. К универсальным и навалочным относятся грузы, которые могут перевозиться на обычных бортовых автомобилях. Для их перевозки, погрузки, выгрузки и складирования не требуется особых условий.

Главное свойство навалочных грузов – это их сыпучесть. К ним относятся: строительные материалы, уголь, руда и рудные концентраты, зерно. Особенность навалочных грузов заключается в том, что они состоят из подвижных частиц определенного размера, которые могут быть однородными или неоднородными по своему составу. Навалочные грузы можно разделить на две большие категории – зерновые и незерновые. К зерновым относятся сельскохозяйственные грузы, а не к зерновым – все остальные (строительные, продовольственные и промышленные грузы).

Насыпные грузы - это сыпучие грузы, которые характеризуются однородным составом и небольшой фракцией. Такому определению соответствуют: зерновые грузы пшеница, овёс, рожь, гречиха, ячмень и ряд грузов, аналогичных по составу, которые перевозят россыпью.

Транспортировка сыпучих материалов требует особого внимания к процессу погрузки и хранения, учитывая особенности их структуры и склонность к воздействию внешних факторов, таких как погодные условия. Основная задача при работе с сыпучими материалами — обеспечить их сохранность во время транспортировки, предотвращая потери и загрязнение.


Лесные грузы

Лесные грузы - это материалы, изготовленные из древесины, которые сохраняют её природную структуру и химический состав. Необработанные лесоматериалы являются продукцией лесозаготовительной промышленности. Их получают из спиленных деревьев, которые очищают от веток и разделяют ствол на части нужной длины. Такие лесоматериалы имеют поперечное сечение, близкое к форме круга, поэтому их называют круглыми.

Материалы, полученные из круглого леса и сохраняющие его природную структуру, называются обработанными лесоматериалами. Они являются продукцией лесопильной и деревообрабатывающей промышленности. Лесные грузы, предназначенные для перевозки, можно разделить на несколько основных категорий: пиленый лес, круглый лес, тесаный лес, технологическая щепа, фанера и другие.

Транспортировка древесины и пиломатериалов имеет свои особенности. В частности, для перевозки необработанных лесоматериалов большой длины используются специальные автопоезда с прицепами-роспусками. Поскольку погрузка лесоматериалов обычно происходит на необорудованных площадках, на лесовозные автопоезда устанавливают гидравлические подъёмные устройства. Это позволяет упростить процесс погрузки и разгрузки. Для перевозки лесоматериалов по просёлочным дорогам используются транспортные средства повышенной проходимости. Если перевозка осуществляется на неспециализированном транспортном средстве, оно должно быть оборудовано специальными приспособлениями, такими как коники, шипы или гребенки противоскольжения. Эти приспособления предотвращают смещение лесоматериалов и пиломатериалов на кабину.


Генеральные грузы

Генеральные грузы - это штучные грузы перевозимые большими партиями, в таре или упаковке. В качестве упаковки могут использоваться ящики, мешки, бочки, биг-беги, контейнеры, тюки, пакеты и другие виды тары и упаковки грузов.

Генеральный груз (англ. general cargo) — это штучный груз или товар (продукция), который перевозится в упаковке. В качестве упаковки могут использоваться ящики, мешки, бочки, биг-беги, контейнеры, тюки, пакеты и другие виды упаковки груза. Перевозка генеральных грузов в отличие от груза, перевозимого «без упаковки»: наливом (нефть и другие жидкости), навалом или насыпью (зерно, руда, уголь) — требует подготовки к предстоящей перевозке в прямом или смешанном сообщении: морским, речным, железнодорожным, автомобильным и авиационным транспортом и особого отношения со стороны перевозчика. Зачастую генеральный груз перевозится сборными партиями.

К генеральным относятся следующие грузы:

  • Металлоконструкции (прокатный, листовой металл, металл в чушках, пакетах, проволока, слитки, заготовки, трубы, ленточный металл в рулонах, металлолом и т. д.); 
  • Подвижные технические средства (на гусеничном ходу и на колесах);
  • Железобетонные изделия и конструкции (балки, шпалы, колонны, плиты, панели, трубы, кольца и т. д.);
  • Контейнеры (крупно-, средне- и малотоннажные, специальные и т. д.);
  • Грузы в транспортных пакетах (на поддонах, без поддонов, в обвязке, в пленке и т. д.);
  • Штучные грузы в упаковке (в ящиках из различных материалов и размеров);
  • Катно-бочковые грузы (бочки, барабаны различных конструкций с разными грузами, корзины), 
  • Крупногабаритные и тяжеловесные грузы;
  • Цемент, руды цветных металлов и концентраты в биг-бегах;
  • Лесоматериалы (круглый лес, пиломатериалы, фанера, древесная плита).

Генеральные грузы делятся на категории по размерам: обычные, длинномерные (свыше 3 метров) и негабаритные. По массе: легковесные или тяжеловесные (более 5 тонн).


Обычные грузы

Обычные грузы - это грузы, которые не требуют особых условий для перевозки, погрузки, выгрузки и могут перевозиться на бортовых или тентованных автомобиляхДля перевозки обычных грузов не требуется каких-либо особых условий при движении автомобиля и нет необходимости применять грузовые автомобили с кузовами особой конструкции.

Обычные грузы представляют собой наиболее распространённую категорию в сфере транспортной логистики. Эти грузы не нуждаются в специальных условиях для перевозки или хранения. Они перевозятся различными видами транспорта автомобилями, поездами, самолётами и морскими судами. Эффективное управление логистикой этих грузов включает в себя оптимизацию маршрутов, тщательное планирование транспортных операций и обеспечение своевременной доставки. Это является ключевым элементом успешного управления потоками грузов.


Мешковые грузы

Мешковые грузы - это грузы, которым не требуется защита от механических повреждений во время перевозки, загрузки и последующей выгрузки (сыпучие, пылевидные порошкообразные и подобные грузы).

Мешки широко используются для транспортировки различных сыпучих и порошкообразных продуктов, особенно растительного происхождения. Этот вид упаковки идеально подходит для товаров, которые не требуют защиты от физических повреждений. Конструкция мешка представляет собой гибкую ёмкость, которая обеспечивает удобство при перемещении.

Мешки могут быть изготовлены из разных материалов, выбор которых зависит от характеристик груза и условий транспортировки. Мешки из текстиля, целлюлозы, пластика и рогожи, несмотря на свою кажущуюся хрупкость, способны выдерживать статическую нагрузку до 8–10 тонн на квадратный метр. Этот параметр особенно важен при расчётах максимальной высоты укладки товаров в штабель.

При транспортировке продукции в мешках необходимо учитывать тип груза, так как это влияет на условия перевозки. Существует множество факторов и особенностей, которые могут усложнить процесс. Например, горячий цемент не следует перевозить в мешках по морю. Также порошкообразные материалы могут менять форму при укладке мешков, поэтому необходимо уделять особое внимание нагрузкам. Важно учитывать физико-химические свойства груза, которые могут повлиять на его поведение во время транспортировки.

Для защиты от влаги удобрения и химические вещества рекомендуется дополнительно упаковывать. Плавкие материалы, такие как парафин, смолы и битумы, лучше перевозить в тканевой или бумажной упаковке. Для транспортировки различных продуктов наилучшим решением являются мешки из гибкой пластмассы. Такая упаковка эффективно защищает содержимое от влаги, паров, запахов и пыли. Требования к мешкам как к таре описаны в ГОСТ 15846-70.


Катано-бочковые грузы

Катно-бочковые грузы - это грузы, которые перевозят в бочках, рулонах, барабанах. Катно - бочковые грузы разрешается грузить и разгружать вручную, путем перекатывания с одного места на другое.

В эту категорию входят сухие грузы, которые могут быть упакованы в металлические, деревянные или фанерные бочки, барабаны или рулоны из бумаги. Также сюда относятся жидкие грузы, которые могут быть упакованы в металлические или деревянные бочки и могут перемещаться при погрузочно-разгрузочных работах. Условия, при которых осуществляется погрузка, перевозка и хранение таких грузов, зависят от их характеристик. В зависимости от особенностей обработки и упаковки катно-бочковые грузы можно разделить на несколько групп. А именно продукты питания и напитки, сырые продукты животного происхождения в бочках, бумага и картон в рулонах, химические вещества.

При погрузке продуктов питания и напитков в деревянные бочки необходимо соблюдать осторожность, чтобы не повредить обручи, клёпки и не допустить протечки. Для погрузки таких грузов следует использовать специальные погрузочные машины. При ручном перемещении бочек рабочие должны находиться позади них, а их руки не должны находиться со стороны торцов бочек. Для погрузки катно-бочковых грузов (рулонов бумаги, бочек, барабанов и т. п.) следует использовать специальные грузозахватные устройства. Грузы, которые нельзя захватывать сжимающими или зацепляющими устройствами, следует перевозить на поддонах или с использованием поддерживающих устройств.

Некоторые бочки и рулоны бумаги можно перегружать с помощью стропов. В этом случае груз следует закреплять « в удав». Для перегрузки бумаги в рулонах нельзя использовать металлические стропы. Опускать груз на наклонную поверхность запрещено. Для транспортировки катно-бочковых грузов по территории порта следует использовать погрузчики, оснащённые специальными грузозахватными устройствами (боковыми, штыревыми, захватами-кантователями и т. п.). При перевозке катно-бочковых грузов на плоском листе груз должен быть надёжно зафиксирован.


Ящичные грузы

Ящичные грузы - это большая группа грузов, которые перевозят в ящиках. Продукты пищевой промышленности и сельского хозяйства, промышленные и потребительские товары, металлы и металлоизделия, машины и машинные части, приборы и оборудование.

К ящичным, относятся грузы в деревянных и фанерных ящиках и обрешетках, а также картонных коробках, которые имеют правильную геометрическую форму куба или параллелепипеда. Масса одного ящика с грузом может колебаться в весьма широки пределах от 20 кг до 300т. Рассматривая технологию, перегрузи ящичных грузов, целесообразно ограничить их максимальную массу до 3т, отнеся все остальное к категории оборудования и тяжеловесов. Размеры таких ящиков' длина 400—1600мм, шири на 250—900, высота 100—1300 мм. У картонных коробок размеры меньше.

В ящиках перевозят табак, чай, запасные части, консервы, и другие грузы в картонных коробках в основном транспортирую консервы. В пакетах на поддонах ящики транспортируют погрузчиками с вилочными захватами на склад, штабелируют и подвозят к вагонам или автомашинам для отправки.


Киповые грузы

Киповые грузы — это разнообразные товары, которые перевозят в кипах или тюках. К ним относятся хлопок, целлюлоза, джут, шерсть, сизаль, мешковина, пробка, натуральный каучук и другие материалы. Кипа представляет собой плотно спрессованную массу материала. Ценные товары, которые перевозятся в кипах, обычно обтягивают упаковочной тканью, а затем закрепляют металлической лентой или проволокой.

Размеры кип могут варьироваться: длина — от 700 до 1300 мм, ширина — от 450 до 850 мм, а высота — от 350 до 600 мм. Вес одной кипы может составлять от 100 до 600 кг, при этом большинство киповых грузов имеют массу одного места от 200 до 350 кг.

Киповые грузы лучше всех других тарно-штучных, кроме пакетов, приспособлены к комплексно - механизированной перегрузке, в наименьшей степени подвержены повреждениям в ходе грузовых операций. Характерные особенности технологии — перемещение и хранение груза групповыми «подъемами» без пакетирования на поддонах и строп - лентах и, в основном, без использования тяжелого ручного труда в начальной и конечной операциях технологического процесса.

Основным признаком кипового груза является возможность его компрессии без потери свойств. Существуют слабопрессованные кипы, которые формируются из материалов, чьи свойства могут ухудшиться при сильном сжатии, например, из целлюлозы, бумаги или одежды. Такие кипы обычно покрываются парусиной. В свою очередь, твердопрессованные кипы создаются из материалов, устойчивых к сильному сжатию, таких как вата, шерсть, хлопок и пакля. 

Волокнистые грузы, предназначенные для киповой упаковки, имеют склонность к быстрому поглощению влаги и загрязнению пылью. При взаимодействии с маслянистыми веществами существует риск их воспламенения. Большинство киповых грузов являются огнеопасными и при их перегрузке погрузчики с приводом от ДВС должны быть оборудованы искрогасителями, а захватные устройства — оцинкованы, обмеднены или обмотаны тканью или растительным тросом.


Контейнерные грузы

Контейнерные грузы - это грузы и товары, вне зависимости от их назначения, которые можно перемещать в специальных 20 или 40 футовых контейнерах за счёт автомобильного, морского, авиа и железнодорожного транспорта.

Металлические контейнеры служат для упаковки различных товаров и обладают унифицированными габаритами, что обеспечивает их совместимость с различными транспортными средствами, такими как суда, поезда и грузовики. Это стандартное решение позволяет легко перемещать контейнеры между разными видами транспорта без необходимости разгрузки и повторной погрузки содержимого, что значительно упрощает логистику и сокращает время на транспортировку.

Виды контейнеров по назначению:

  • Стандартные контейнеры (dry containers): предназначены для транспортировки сухих грузов, которые не нуждаются в особых условиях содержания. Это наиболее часто используемый вид тары, который применяется для перемещения большинства товаров, включая мебель, одежду, электронные устройства и бытовые приборы.
  • Рефрижераторные контейнеры (reefer containers)предназначены для транспортировки товаров, которые нуждаются в поддержании определённой температуры, например, продуктов питания, лекарственных препаратов, цветов и других товаров с ограниченным сроком годности. Благодаря встроенной системе охлаждения, температура внутри контейнера остаётся стабильной на протяжении всего пути следования.
  • Открытые контейнеры (open top containers): не оснащены крышей и созданы для транспортировки грузов, которые не могут быть помещены в стандартный контейнер из-за своих размеров. К таким грузам относятся строительные материалы, массивное оборудование, транспортные средства и прочие товары, нуждающиеся в особом подходе к перевозке.
  • Плоские платформы (flat rack containers): площадка с открытыми боковыми поверхностями и без верхней части, разработанная для транспортировки крупногабаритных объектов, таких как массивные механизмы, массивные трубы или строительные материалы.
  • Танк-контейнеры: применяются для перемещения жидкостей, химических веществ или сжиженного газа. Они созданы с учётом всех требований безопасности и должны соответствовать строгим нормам.

На каждом контейнере, который принадлежит автотранспорту общего пользования есть особые трафаретные знаки и надписи. Среди таких надписей – инвентарный номер, внутренний объем в м3, год, месяц и дата изготовления, масса контейнера брутто и нетто, сокращенное название владельца контейнера, а также место и дата последнего годового осмотра и капитального ремонта. При перевозке груза по железным дорогам, маркировка также является обязательной. Если маркировки нет, то контейнеры не должны приниматься к отправке. По стандарту ISO 6346:1995, маркировка контейнера имеет две латинские буквы, которые обозначают вид контейнера.


Ценные грузы

Ценный груз —  это предмет, который представляет большую ценность по тем или иным причинам (например, из-за дороговизны материалов или уникальности). В соответствии с международными нормами и стандартами, ценным считается груз, стоимость которого составляет 1000 долларов США и более за 1 килограмм веса.

Перевозка ценных товаров требует особого подхода от транспортных компаний, отличающегося от обычных операций. Важнейшим этапом здесь является тщательная подготовка, включающая меры по гарантированию безопасности товаров во время транспортировки. В зависимости от ситуации, компаниям следует также уделить внимание вопросу страхования грузов. Необходимо хотя бы поверхностно понимать специфику группы товаров, которые требуют особого внимания со стороны менеджеров и водителей транспортной компании. В качестве примера можно привести несколько типов особо ценных грузов, которые клиенты предпочитают доверять только проверенным исполнителям

К категории грузов, представляющих особую ценность, относятся:

  • Ценные бумаги (акции, векселя, банкноты и так далее);
  • Предметы искусства (картины, скульптуры);
  • Редкие животные, растения;
  • Драгоценные металлы, их сплавы и украшения из них;
  • Драгоценные камни;
  • Ювелирная продукция;
  • Старинные вещи (антиквариат);
  • Экспонаты из музеев;
  • Натуральный мех.

Активы, такие как акции, наличные и благородные металлы, являются ценными ресурсами. Украшения и камни, как обработанные, так и нет, также имеют значительную стоимость. Изделия из меха могут быть дорогостоящими. Перевозка предметов искусства и музейных экспонатов подчиняется строгим нормам. Антиквариат и произведения известных мастеров часто требуют особых условий хранения с контролем влажности и температуры. К этой категории также причисляются предметы, которые могут быть легко повреждены даже при слабом внешнем воздействии. К ним относятся изделия из фарфора, музыкальные инструменты, разнообразные украшения и элементы интерьера. Перечень таких товаров может занимать несколько страниц.

Для успешного осуществления перевозок ценных грузов крайне важно тщательно спланировать маршрут. При этом следует учитывать различные аспекты, которые могут повлиять на маршрут. В определённых ситуациях целесообразно задействовать профессионалов из сферы безопасности. Опыт показывает, что наземный транспорт — это наиболее надёжный способ доставки ценностей, если, конечно, между точками отправления и назначения нет океана. В противном случае задача становится значительно сложнее.


Пакетные грузы

Пакетные грузы - это отдельные штучные, затаренные или незатаренные грузы, которые формируются в крупную партию (пакет). Пакет - грузовая единица, сформированная из отдельных штучных грузов, сохраняющая форму при перевозке, погрузке и выгрузке.

Пакетирование грузов производится с целью облегчения механизации ПРР, обеспечения сохранности груза и удобства его доставки. Перевозки грузов в пакетированном виде относятся к прогрессивным процессам перемещения многих тарных и штуч­ных грузов на транспорте, и ПРР в этом случае всегда выполняются механизированным способом. Использование пакетного способа перевозки обеспечивает повышение производительности труда на погрузо-разгрузочных и складских операциях в 3 – 4 раза.

Транспортировка грузов в виде пакетов — это способ перевозки, при котором грузы объединяются в крупные единицы, называемые пакетами. Эти пакеты могут состоять из отдельных предметов, упакованных в тару или без неё, и формироваться с использованием различных методов и инструментов для их объединения. Пакетная перевозка — это эффективный способ доставки товаров с помощью различных видов транспорта. Он позволяет снизить общие затраты на перевозку, упростить погрузочно-разгрузочные работы, ускорить доставку и обеспечить сохранность груза.

При перевозке грузов в виде пакетов в закрытых и изотермических вагонах и контейнерах масса одного пакета не должна превышать 1 тонны. Средства для формирования пакетов — это инструменты, которые используются для объединения грузов в пакеты. К ним относятся поддоны, кассеты, стропы, сетки, обвязки и плёнки. В зависимости от условий использования они могут быть одноразовыми или многоразовыми.

Средства многоразового использования могут быть возвращены отправителю, транспортной компании или получателю в соответствии с условиями срочного возврата или обмена на аналогичное количество. Для перевозки широкого спектра грузов используются универсальные средства, а для определённых видов грузов — специализированные. Существует множество различных конструкций средств для формирования пакетов, включая жёсткие, полужёсткие, гибкие, разборные, неразборные и складные, которые могут использоваться как несущие, скрепляющие и другие элементы.


Тарно-штучные грузы

Тарно-штучные грузы – грузы, перевозимые только в затаренном виде, а штучные грузы  грузы, перевозимые без тары, отдельными местами. У тарно-штучных грузов может быть различный размер, и для их перевозки применяются автомобильные или железнодорожные транспортные средства ТС. В зависимости от габаритов груза, для его укрупнения могут использоваться различные методы.

  • Укладка в пакеты.
  • Формирование нескольких единиц в один пакет.
  • Упаковка в один контейнер.

Также можно применять альтернативные методы транспортировки. Преимущества такого способа перевозки тарно-штучных грузов:

  • Оптимизация времени, затрачиваемого на транспортировку;
  • Уменьшение временных и финансовых затрат на разгрузку и погрузку штучных грузов в таре;
  • Ускорение процесса оформления документации.

Если говорить кратко, то тарно-штучные грузы — это любые товары, от мелких до крупных и тяжёлых. Исключением являются только продукты питания с ограниченным сроком годности, сыпучие материалы, растения, а также все виды домашнего скота и диких животных.

Существует пять основных типов тарно-штучных грузов:

  1. Обычный тарно-штучный груз. Небольшие по объёму и массе грузы, которые могут быть размещены на одном ТС и весят не более 500 кг.;
  2. Тяжеловесный тарно-штучный груз. Более крупные грузы весом от 0,5 до 20 тонн, которые могут быть помещены в стандартные грузовые контейнеры;
  3. Сверхтяжеловесный тарно-штучный груз.  Груз весит более 20 тонн, занимает несколько транспортных мест и имеет нестандартную форму;
  4. Длинномерные тарно-штучный груз. Если длина груза превышает погрузочные габариты кузова ТС, он считается длинномерным;
  5. Негабаритные тарно-штучный груз. Размеры таких грузов выходят за пределы стандартных габаритов ТС для погрузки.

Транспортировка тарно-штучных грузов

Стандартные грузы могут быть доставлены с помощью автомобильного транспорта. Для других видов грузов, которые не помещаются в фуру, предназначен железнодорожный транспорт. Для транспортировки тарно штучных грузов применяются различные виды упаковки: контейнеры, поддоны, ящики, бочки и другие. Они могут быть изготовлены из пластика, дерева или металла. Грамотная упаковка не только гарантирует сохранность груза при перевозке, но и способствует более быстрой разгрузке, что позволяет сэкономить время и средства транспортной компании. Тарно-штучные грузы можно хранить на складах открытого или закрытого типа. Если процесс хранения длительный, то рекомендуется использовать закрытые склады, где грузы будут надежно защищены от ветра и осадков. Если же необходимо лишь загрузить или выгрузить товары в вагоны, то более подходящими будут склады открытого типа.


Специфические грузы

Специфические грузы требуют особых мер по сохранности и безопасности при перевозке, погрузочно - разгрузочных работ и хранении. Специфические грузы делятся на крупногабаритные, длинномерные, большой массы, опасные, скоропортящиеся, требующие соблюдения определенных санитарных условий и антисанитарные. 

Перевозка специфических грузов требует особого подхода из-за их крупных размеров, значительного веса и особых условий хранения. Для транспортировки таких грузов могут понадобиться маркировка, специальные разрешения разного рода и другие сопроводительные документы, постоянный контроль температуры внутри транспортного средства и бережное обращение с упаковкой. В категорию специфических грузов входят живые существа, продукты с ограниченным сроком годности, медикаменты, а также грузы, представляющие опасность или вызывающие антисанитарные условия. Часто требуется сопровождение, чтобы обеспечить надлежащее соблюдение всех мер предосторожности. Специфические грузы делятся на крупногабаритные, длинномерные, тяжеловесные, опасные, живые и скоропортящиеся.


Негабаритные грузы

Негабаритный груз - это крупногабаритный груз, размеры которого больше 4 метров в высоту, 20 метров в длину и 2,55 метра в ширину или он должен выступать сзади за пределы транспортного средства более чем на 2 метра. Негабаритные грузы представляют собой такие объекты, которые не укладываются в стандартные размеры транспортных кузовов, создавая потенциальную опасность для других участников дорожного движения.

Речь идёт о грузах, которые по своим габаритам не помещаются в стандартный кузов автомобиля. К таким грузам относятся крупные станки, сельскохозяйственные и другие машины, сварные конструкции, строительные конструкции, спецтехника и её компоненты, цистерны, газовые турбины, карьерное оборудование и другие подобные грузы. Эти предметы сложно или невозможно разобрать без ущерба для их целостности. Для перевозки некоторых негабаритных грузов, превышающих размеры кузова грузового ТС по ширине, необходимо получать специальное разрешение и принимать меры предосторожности. Существует огромное разнообразие нестандартных грузов. Их можно разделить на три группы:

  • Длинномерные грузы — это грузы, которые выступают за задний борт автомобиля более чем на два метра;
  • Крупногабаритные грузы — это отправления, размеры которых больше, чем стандартные размеры транспортного средства.
  • Тяжеловесные грузы — это предметы, которые превышают допустимые нормы по весу или осевой нагрузке;

Грузы считаются негабаритными, если их высота превышает 4 метра от поверхности земли до самой высокой точки ТС. Перевозка крупногабаритных грузов требует особого подхода и получения спецразрешения заранее. Для стандартных автопоездов длина не должна превышать 20 метров, а для составов с двумя прицепами — 24 метра. Ширина транспортных средств ограничена 2,55 метрами, однако прицепы-рефрижераторы могут достигать 2,60 метра. Если груз выступает за пределы транспортного средства более чем на 2 метра сзади, необходимо оформить соответствующие документы. Эти правила обеспечивают безопасность на дорогах и упрощают управление движением транспорта, который превышает стандартные размеры.


Длинномерные грузы

Длинномерные грузы - это грузы в таре или без упаковки, длина которых превышает 12 метров. Груз выступающий за задний борт транспортного средства боле чем на 2 метра принята считать длинномерным. В российском законодательстве нет термина «длинномерный груз», однако среди перевозчиков он широко используется. Под этим понятием обычно подразумевают негабаритные грузы, длина которых превышает размеры стандартного автопоезда или требует удлинения ТС для перевозки. Важной особенностью таких грузов является их неделимость на более мелкие части. Длинномерные грузы являются разновидностью негабаритных грузов таких, как:

  • трубная продукция большой длины;
  • строительные балки, столбы и сваи;
  • металлопрокат и металлоконструкции;
  • столбы, мачты, опоры ЛЭП, лопасти ветряков;
  • стройматериалы, такие как бревна и доски;
  • изделия из железобетона, такие как мостовые балки;
  • промышленное и нефтегазовое оборудование.

Как правило длина таких грузов больше длины кузова грузового автомобиля не менее чем на 1/3. Для перевозки таких грузов следует применять тралы или прицепы-роспуски. Перевозка длинномерных грузов регулируется теми же нормами, что и перевозка других видов негабаритных грузов. Оформление документации для таких грузов осуществляется в соответствии с требованиями, которые предъявляются к негабаритным перевозкам.


Тяжеловесные грузы

Тяжеловесные грузы - это груз, масса которого превышает установленные нормы и/или максимально допустимые нагрузки на оси транспортного средства. Вес считается суммарным, то есть включает в себя массу тягача, полуприцепа и самого груза.

Тяжеловесными грузами называются штучные грузы (танки, бульдозеры, экскаваторы, железобетонные конструкции, электрогенераторы, турбины, паровые котлы и другие виды спецтехники и оборудования). Для перевозки таких грузов бывает необходимым применение автомобилей большой или особо большой грузоподъемности, или низкорамных тралов - тяжеловозов.

Погрузка тяжеловесных грузов обычно очень трудоемка, вследствие чего необходимо применять специальное оборудование в виде кранов, лебедок, полиспастов и домкратов. Если общая масса ТС, включая прицеп и тягач, превышает 44 тонны, а вес груза составляет более 40 тонн, то такой груз считается тяжеловесным.

В половине случаев повреждение дорожного покрытия связано с чрезмерной нагрузкой, которую оказывают тяжелые грузовики. Регулярное воздействие таких нагрузок приводит к ускоренному разрушению дорожных конструкций по сравнению с обычной эксплуатацией. В связи с этим в России введены ограничения на максимальную нагрузку на ось и общую массу транспортных средств, перевозящих тяжелые грузы, чтобы продлить срок службы дорог. Вместе с длинномерными и крупногабаритными тяжеловесные грузы входят в категорию негабаритных.


Особорежимные грузы

Особорежимный груз - это груз требующий особого отношения при перевозке и хранении. Особорежимные грузы представляют собой специфическую категорию грузов, которые хранят и перевозят на основании специальных правил.

К таким грузам относятся:

  • Опасные грузы. Материалы и объекты, которые из-за своих особых характеристик при хранении, транспортировке и перемещении могут привести к повреждению транспортного средства, погрузочно-разгрузочного оборудования, а также к травмам, отравлениям, ожогам или болезням людей.
  • Скоропортящиеся грузы. Продукты питания, которые требуют особого внимания при хранении и перевозке, поскольку для них важны определённые показатели температуры, влажности и вентиляции.
  • Живой груз. Перевозка животных и продукции животноводства, таких как скот и птица, а также необработанные продукты животноводства, например, шерсть и шкуры, возможна только после проведения ветеринарно-санитарного контроля.

Особорежимные грузы требуют использования транспорта, который поддерживает определённую температуру. Это могут быть изотермические автоцистерны, фургоны или рефрижераторы. В основном, такие условия необходимы для перевозки продуктов питания, бытовой химии или оборудования с жидкостями. Эти грузы можно классифицировать, например, как неспешно портящиеся, которые способны храниться свыше 30 дней при стандартных условиях температуры и влажности. Скоропортящиеся продукты могут храниться до 30 дней, если соблюдаются особые температурные условия. Особо скоропортящиеся товары имеют срок годности менее 72 часов и требуют хранения и перевозки при температуре не выше +6ºC.


Опасные грузы

Опасные грузы - это грузы которые при перевозке и хранении могут послужить причиной увечья и отравления людей, разрушения подвижного состава, построек или дорог. Ядохимикаты, радиоактивные, легковоспламеняющиеся и взрывоопасные вещества, которые в силу своей опасности требуют наличия специальной тары и упаковки, выполнения квалифицированной погрузки и разгрузки, а также особого режима перевозкиНесоблюдение норм и правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом ДОПОГ может привести к непредсказуемым последствиям, таким как пожар, взрыв, химическое заражение, заражение окружающей среды и стать угрозой здоровью или жизни человека.

Опасные грузы классифицируются на 9 классов в зависимости от их уровня угрозы, и для их транспортировки необходимо строго следовать установленным инструкциям. Перевозка таких грузов возможна исключительно при наличии у транспортного средства сертификата ДОПОГ, который подтверждает, что автомобиль оснащён необходимым оборудованием для безопасной перевозки.

В соответствии с ДОПОГ предусматриваются следующие классы опасных грузов:

• Класс 1 — Взрывчатые вещества и изделия;
• Класс 2 — Газы;
• Класс 3 — Легковоспламеняющиеся жидкости;
• Класс 4.1 — Легковоспламеняющиеся твердые вещества, само реактивные вещества, полимеризирующиеся вещества и твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества;
• Класс 4.2 — Вещества, способные к самовозгоранию;
• Класс 4.3 — Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой;
• Класс 5.1 — Окисляющие вещества;
• Класс 5.2 — Органические пероксиды;
• Класс 6.1 — Токсичные вещества;
• Класс 6.2 — Инфекционные вещества;
• Класс 7 — Радиоактивные материалы;
• Класс 8 — Коррозионные вещества;
• Класс 9 — Прочие опасные вещества и изделия.

В перевозочных документах грузоотправитель и перевозчик обязаны поставить штемпеля красного цвета, определяющие характер опасности (“Легко воспламеняется”, “Загорается от воды”, “Дает воспламеняющиеся смеси” и т.д.). На каждое грузовое место грузоотправитель кроме маркировки ОГ обязан нанести наименование груза и знак опасности. Действующими правилами перевозок опасных грузов ПОГАТ предусмотрено сопровождение отдельных видов опасных грузов проводниками грузоотправителя или грузополучателя. Конкретная партия опасных грузов предъявляется к перевозке только теми видами отправок, которые предусмотрены действующими правилами перевозок. Возможность совместной перевозки в одном транспортном средстве опасных грузов разных классов и совместной перевозки опасных грузов с неопасными определяется по таблицам совместимости, помещенным в правилах перевозок.


Скоропортящиеся грузы

Скоропортящиеся груз - это пищевые продукты или товары, при хранении и доставке которых необходимо соблюдать температурно - влажностный и вентиляционный режимы. Скоропортящиеся грузы - это такие грузы, при хранении и перевозках которых требуются специальные помещения и подвижной состав, оборудованные для поддержания определенной температуры (рефрижератор).

Скоропортящимися грузами признаются такие продукты, которые представляя собой в обычных условиях среду, благоприятную для развития вредных микроорганизмов. Скоропортящиеся грузы требуют при продолжительном хранении и при перевозке, особых мер защиты (предупреждение излишней влажности, температурный режим, предварительное охлаждение при перевозке и пр.). Скоропортящиеся грузы можно классифицируются по происхождению:

  • Продукты растительного происхождения: фрукты, овощи, зелень, ягоды, грибы и т.д.;
  • Продукты животного происхождения: мясо животных и птиц, рыба и морепродукты, яйцо, в т.ч. инкубационное, молоко, икра, в т.ч. живой рыбопосадочный материал;
  • Продукты переработки: масло, жиры, сыры, колбасные изделия, консервы;
  • Живые растения: цветы, саженцы, клубни, семена, и другие грузы, не выдерживающие длительного хранения (зелень пищевая – укроп, петрушка и т.д.; хмель и пр.);
  • Грузы, используемые в медицинских целях: лекарственные (медицинские, биологические, ветеринарные) препараты, биоматериалы, живые человеческие органы, кровь, плазма, замороженные эмбрионы, вакцины, сыворотки, тест-системы.

Термочувствительные грузы — это скоропортящиеся товары, которые могут реагировать на изменение температуры как в положительную, так и в отрицательную сторону во время перевозки, обработки и хранения. Если во время выполнения операций с таким грузом не будет соблюден правильный температурный режим, то он может утратить свои свойства и стать непригодным для использования.


Живые грузы

Живой груз - это различные виды живых существ, включая как крупных, так и мелких животных, пушных зверей, разнообразных птиц, рыб, раков, рыбопосадочный материал, пчел, змей, лабораторных животных и прочих. Перевозка живых грузов допускается только после ветеринарно-санитарного освидетельствования.

К живым грузам относятся животные и птицы, перевозятся они автотранспортом в соответствии с ветеринарными нормами. Для транспортировки используются одно- и двухуровневые скотовозы, клетки, улья, ящики, резервуары, проходящие обязательную дезинфекцию перед каждым рейсом. Для перевозки живого груза грузоотправитель обязан предоставить ветеринарные сертификаты, а в отдельных случаях — разрешение от карантинных органов. 

Грузоотправитель обязан обеспечить транспортировку живого груза, предоставляя специализированные средства, такие как клетки, паллеты или контейнеры. Необходимо также наличие вспомогательного оборудования, корма и питьевой воды, а также инвентаря для кормления и поения животных во время пути. Помимо этого, грузоотправитель должен подготовить подстилочные и крепежные материалы, ветеринарную аптечку и специальную одежду для сопровождающего персонала. Важно также предусмотреть дополнительный запас кормов на случай непредвиденных задержек в пути.

Перевозка скота включает в себя перевозку таких животных, как коровы, лошади, быки, овцы, свиньи и других. Для перемещения птиц требуются специальные клетки, а пчел перевозят в ульях, соблюдая особые условия. В данной области часто востребованы такие перевозки, и они требуют поддержания определенной температуры и влажности. Размещение животных в транспортных средствах должно учитывать их возраст, пол и размер. Совместная перевозка крупных и мелких животных в одном загоне запрещена во избежание угрозы для их здоровья и жизни.


Антисанитарные грузы

Антисанитарные грузы - это грузы которые обладают неприятным запахом или пылящие грузы. Перевозка антисанитарных грузов должна осуществляться на специальном транспорте. При отсутствии подходящего автотранспорта необходимо плотно упаковать такой груз для предотвращения загрязнения окружающей среды в процессе перевозки.

Антисанитарные грузы, это широкий спектр пылящих веществ, бытовых и промышленных отходов, а также продуктов очистки сточных систем и ассенизации. Перевозка этих грузов осуществляется в специально оборудованных транспортных средствах. Для предотвращения загрязнения окружающей среды они требуют особых условий хранения в цистернах, баках и плотной упаковке.

К числу антисанитарных грузов относится мелкодисперсная пылящая продукция, такая как химикаты и цемент, которую нельзя перевозить в открытых кузовах. Также в этот перечень входят промышленные отходы, отходы жизнедеятельности человека, животных и другие подобные материалы.


.

Классификация грузов

Классификация грузов - это разделение их на группы по общим признакам, которые определяют целевое назначение и класс, погрузо-разгрузочные технологии, особенности перевозки и её тариф. Классификация грузов отражает те их свойства, которые определяют различные стороны процесса их перевозки и хранения.

Определение типа, вида и класса груза играет ключевую роль в организации логистических процессов. Это влияет на порядок выполнения работ, необходимость получения согласований, лицензий и разрешений. Важность этой классификации распространяется не только на отношения между поставщиком, перевозчиком и получателем, но и на взаимодействие с различными контрольными и надзорными органами. Например, при транспортировке нестандартных и крупногабаритных грузов, перевозке крупных животных или арт-объектов требуется особое внимание к уведомлениям и разрешительным документам.


Транспортная классификация грузов

Все предметы и материалы с момента принятия их к транспортировке и до сдачи получателю являются грузами. На автомобильном транспорте перевозится практически вся номенклатура существующих грузов. От вида груза в значительной степени зависит тип используемого для пе­ревозок подвижного состава, погрузочно - разгрузочных машин или механизмов (ПРМ) и технология перевозок. Приведенный перечень грузов затрагивает лишь основные их разновидности. Фактически их номенклатура значительно шире.

Грузы классифицируются по следующей номенклатуре
1) нефть и нефтепродукты, в том числе наливом;
2) каменный уголь;
3) кокс;
4) руда железная и марганцевая;
5) руда цветная и серное сырье;
6) черные металлы;
7) лесные грузы;
8) химические и минеральные удобрения;
9) хлебные грузы, в том числе зерно, мука, хлеб и хлебобулочные изделия;
10) цемент;
11) строительные грузы, в том числе кирпич;
12) промышленные грузы и формовочные материалы;
13) гранулированные шлаки;
14) вскрыша пород (включая грунт);
15) хлопок;
16) молоко и масло животное;
17) ликероводочные изделия;
18) остальные продовольственные товары;
19) промышленные товары народного потребления;
20) грузы в контейнерах;
21) прочие грузы.

Подготовка грузов к перевозке заключается в упаковке, сортировке по направлению, маркировке, взвешивании, пакетировании, подсборке укрупненных партий, загрузке контейнеров и составлении перевозочных документов. Погрузку грузов на автомобили и прицепы, а также их выгрузку производят различными, в основном механизированными способами в зависимости от физических свойств грузов и вида их упаковки. Способы погрузки и выгрузки определяют время простоя автомобилей и стоимость погрузочно - разгрузочных работ, а следовательно, производительность и себестоимость работы транспортных средств и скорость доставки грузов по назначению.

Перевозка грузов должна обеспечивать их доставку в место назначения в полной сохранности и в срок, что является одним из важнейших условий перевозки. Для разных грузов необходимо применять автомобили и кузова различных типов и выбирать различные скорости движения. Хранение грузов производится на складах. Тип и размеры складов, способы укладки грузов на складе и режим хранения зависят от физико-химических свойств и грузов, и их упаковки, сроков хранения, количества грузов и климатических условий. Классификация грузов отражает те их свойства, которые определяют различные стороны процесса их перевозки и хранения.

Разделение грузов по физическому состоянию

Грузы могут быть твердыми, жидкими и газообразными. К твердым относят навалочные, тарно-штучные, пакетированные, контейнерные, негабаритные и грузы большой массы. Жидкое и газообразное состояние имеют наливные и, конечно же, газообразные объекты перевозки.

По виду упаковки грузы подразделяют на тарные и бестарные. Кроме того, грузы классифицируются по виду: тары, массе, размерам, способу погрузки и выгрузки, величине отправок, признакам специфических свойств, степени опасности и условиям использования грузоподъемности автомобилей.

По массе одного грузового места грузы бывают:

  • штучные нормальной массы (до 250 кг, а для катаных грузов — бочки, катушки, кабели — до 500 кг);
  • повышенной массы (от 250 кг, а для катаных от 500 кг, до 30 т);
  • тяжеловесные грузы (штучные неделимые массой 30 т и более).

Для перевозки последних грузов требуются специальные разрешения соответствующих организаций и ГИБДД.

По размерам грузы могут быть допускаемыми к перевозкам по дорогам общего пользования и крупногабаритными, один из габаритных размеров которых превышает допустимые: по ширине для основных ТС 2,55 м., для рефрижераторов и изотермических фургонов 2.6 м, высоте в транспортном положении вместе с автомобилем 4 м, длине со свесом за пределы заднего борта кузова 2 м. При этом, общая допустимая длина автопоезда не должна превышать 20 метров.

Разрешённые максимальные габариты груза и автомобиля
Приложение № 1 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом

Предельно допустимые габариты ТС Значение метры
Длина Одиночное транспортное средство 12
Прицеп 12
Автопоезд 20
Длина выступающего за заднюю точку габарита транспортного средства груза не должна превышать 2
Ширина Все транспортные средства 2.55
Изотермические кузова транспортных средств 2.6
Высота Все транспортные средства 4
Примечание: Предельно допустимые габариты груза, автомобилей и иных транспортных средств, указанные в настоящем приложении, включают в себя размеры съемных кузовов и тары для грузов, включая контейнеры.

По способам погрузки и выгрузки грузы подразделяются на штучные, сыпучие, навалочные и наливные, а по величине отправок — на мелкопартионные (массой до 5 т), партионные (5—30 т) и массовые (более 30 т). Партия груза — это количество груза, предъявляемое к единовременной перевозке в один адрес по одному транспортному сопроводительному документу.

По признакам специфических свойств, которые надо особо учитывать при подготовке, хранении, погрузке, перевозке и выгрузке, грузы делятся на скоропортящиеся, опасные, антисанитарные (мусор, нечистоты), живье (скот, птица, рыба, пчелы и др.).

Для одних скоропортящихся грузов необходим подогрев кузова при низких температурах окружающего воздуха, для других — различная степень охлаждения. Так, например, мясо перевозится в охлажденном состоянии (при температуре -6...+4 °С), в замороженном виде -6...-17 °С), в глубокозамороженном состоянии (не выше -18 °С).

Разделение грузов по влиянию температуры и влажности

Если качества груза не изменяются под воздействием внешней среды, то он считается нережимным. Если же он требует определенных температурно-влажных условий, то его назовут режимным. Кроме того, перевозимая продукция систематизируется по условиям хранения:

  • груз, подверженный воздействию атмосферных условий;
  • не подверженный им;
  • требующий спецусловий для хранения.

По степени опасности грузы делятся на четыре группы:

В свою очередь, опасные грузы в зависимости от их вредного воздействия на людей, животных, подвижной состав, строения, дороги, которое может проявиться при отступлении от строгих правил погрузочно-разгрузочных работ, перевозки и хранения, делятся на девять классов.

Классификация опасных грузов

Опасными грузами считаются предметы и вещества, перевозка которых несет угрозу жизни людей и окружающей среде. Такие грузы ндо перевозить по специальным правилам ДОПОГ и с особой осторожностью, поэтому крайне важно верно отнести перевозимую продукцию к одной из категорий:

  • класс опасности - взрывчатые материалы, которые по своим свойствам могут взрываться, вызывать пожар с взрывчатым действием, а также устройства, содержащие взрывчатые вещества и средства взрывания, предназначенные для производства пиротехнического эффекта;
  • класс опасности - газы сжатые, сжиженные охлаждением и растворенные под давлением, отвечающие хотя бы одному из следующих условий:
  • класс опасности - легковоспламеняющиеся жидкости, смеси жидкостей, а также жидкости, содержащие твердые вещества в растворе или суспензии, которые выделяют легковоспламеняющиеся пары, имеющие температуру вспышки в закрытом тигле 61С и ниже;
  • 4 класс опасности - легковоспламеняющиеся вещества и материалы (кроме классифицированных как взрывчатые), способные во время перевозки легко загораться от внешних источников воспламенения, в результате трения, поглощения влаги, самопроизвольных химических превращений, а также при нагревании;
  • класс опасности - окисляющие вещества и органические пероксиды, которые способны легко выделять кислород, поддерживать горение, а также могут, в соответствующих условиях или в смеси с другими веществами, вызвать самовоспламенение и взрыв;
  • класс опасности - ядовитые и инфекционные вещества, способные вызывать смерть, отравление или заболевание при попадании внутрь организма или при соприкосновении с кожей и слизистой оболочкой;
  • класс опасности - радиоактивные вещества с удельной активностью более 70 кБк/кг (2 нКи/г). 
  • класс опасности - едкие и коррозионные вещества, которые вызывают повреждение кожи, поражение слизистых оболочек глаз и дыхательных путей, коррозию металлов и повреждения транспортных средств, сооружений или грузов, а также могут вызывать пожар при взаимодействии с органическими материалами или некоторыми химическими веществами;
  • класс опасности - вещества с относительно низкой опасностью при транспортировании, не отнесенные ни к одному из предыдущих классов, но требующих применения к ним определенных правил перевозки и хранения.
При их транспортировке отправитель и перевозчик обязаны поставить в перевозочных документах штемпели красного цвета, определяющие характер опасности груза (например, «Легко воспламеняется»).

Классификация грузов по физико-химическим свойствам

В зависимости от них груз будет считаться:

  • гигроскопическим (груз поглощает влагу из воздуха и легко ее отдает);
  • самонагревающимся и самовозгорающимся;
  • ядовитым и выделяющим вредные газы;
  • огнеопасным;
  • взрывчатым;
  • слеживающимся и смерзающимся;
  • выделяющим специфические запахи;
  • воспринимающим посторонние запахи;
  • пылящим.

Погрузка, перевозка и выгрузка различных грузов регламентируются «Правилами по охране труда на автомобильном транспорте». По условиям использования грузоподъемности автомобилей грузы разделяются на четыре класса (по признаку отнесения к тарифному классу), каждый из которых включает: грузы, обеспечивающие следующие коэффициенты использования грузоподъемности.

Класс груза Коэффициент использования грузоподъемности Среднее расчетное значение
1 класс 1 1
2 класс от 0,71 до 0,99 0,8
3 класс от 0,51 до 0,70 0,6
4 класс от 0,41 до 0,50 0,5

Класс груза определяется не только физическими свойствами, но и способом его упаковки (затаривания). Один и тот же груз может быть отнесен к различным классам при разной его упаковке. Так, например, пемза всякая навалом относится к первому классу, а пемза в мешках — к третьему, рассада цветочная в корзинах относится ко второму, а таже рассада без упаковки к — четвертому классу.

Грузы, обеспечивающие коэффициент использования грузоподъемности до 0,4, относятся к грузам, для которых стоимость перевозок рассчитывается транспортной организацией и грузоотправителем (грузополучателем) в соответствии тарифов на перевозку грузовВ России для всех видов транспорта установлена тарифная номенклатура. С ее помощью определяются тарифный класс перевозимого товара и провозная плата. В номенклатуре грузы классифицируются в зависимости от:

  • происхождения (продукт сельского хозяйства, продукт промышленности);
  • физико-химических свойств (скоропортящиеся и устойчиво сохраняющиеся);
  • техники перевозки (сухие и наливные);
  • формы предъявления к перевозке (тарно-штучные, навалочные, наливные, живые и др.)

Использование грузоподъемности зависит также от характеристик ТСТаким образом, коэффициент использования грузоподъемности автомобилей зависит от класса груза, его упаковки, размеров кузова и грузоподъемности подвижного состава.

Услуги автотранспорта для перевозки грузов!
    

У вас остались вопросы?

Оставьте заявку на консультацию со специалистом

Оставить заявку