Груз - это товар, находящийся в процессе перевозки или объект перемещаемый кем-либо или чем-либо в пространстве. Направлением перемещения груза может быть подъём или опускание в разных плоскостях, а также перевозка, доставка или транспортировка из пункта отправки в пункт назначения.
Под грузом в общем виде понимают продукцию или товар, подлежащий перевозке. На автомобильном транспорте перевозятся сырье, комплектующие, топливо, продукты питания, бытовую технику, металлоизделия, лес и т.д.
Перевозка грузов включает в себя ряд подготовительных операций (упаковка, маркировка, сортировка, взвешивание и т.д.), организацию погрузо-разгрузочных работ, перевозку и хранение грузов.
Содержание:
Виды грузов | Характеристика грузов | Классификация грузов |
Заказать грузоперевозку автотранспортом!
Виды грузов
- Массовые грузы - это грузы перевозимые большими партиями составляющие основную (по массе) часть перевозимых всеми видами транспорта грузов, подразделяются на четыре основные категории: наливные, навалочные, насыпные и лесные;
- Наливные грузы - это жидкие грузы перевозимые наливом в цистерны, флекситанки и танк-контейнеры. К наливным грузом относятся нефть, газы сжиженные, лаки, спирты, масла и прочие жидкости которые можно транспортировать наливом;
- Навалочные грузы - это грузы, которые перевозятся без тары в силу невозможности ее применения. Главное свойство навалочных грузов – это их сыпучесть (уголь, руда, щебень, стройматериалы и т.д.);
- Насыпные грузы - это сыпучие грузы, которые характеризуются однородным составом и небольшой фракцией. Такому определению соответствуют: зерновые грузы пшеница, овёс, рожь, гречиха, ячмень и ряд грузов, аналогичных по составу, которые перевозят россыпью;
- Лесные грузы - это материалы из древесины, сохранившие ее природную физическую структуру и химический состав. Необработанные лесоматериалы относят к продукции лесозаготовительной промышленности;
- Генеральные грузы - это штучные грузы перевозимые большими партиями, в таре или упаковке. В качестве упаковки могут использоваться ящики, мешки, бочки, биг-беги, контейнеры, тюки, пакеты и другие виды тары и упаковки грузов;
- Киповые грузы перевозят в кипах или тюках (шерсть, пух, каучук и подобные). Кипа представляет собой плотно спрессованную массу материала. Ценные товары в кипах обшивают упаковочной тканью, а затем стягивают металлической лентой или проволокой;
- Мешковые грузы - это грузы, которым не требуется защита от механических повреждений во время перевозки, загрузки и последующей выгрузки (сыпучие, пылевидные порошкообразные и подобные грузы);
- Катно-бочковые грузы - это грузы, которые перевозят в бочках, рулонах, барабанах. Катно - бочковые грузы разрешается грузить и разгружать вручную, путем перекатывания с одного места на другое;
- Ящичные грузы - это большая группа грузов, которые перевозят в ящиках. Продукты пищевой промышленности и сельского хозяйства, промышленные и потребительские товары, металлы и металлоизделия, машины и машинные части, приборы и оборудование;
- Контейнерные грузы - это грузы и товары, вне зависимости от их назначения, которые можно перемещать в специальных контейнерах за счёт автомобильного, морского, авиа и железнодорожного транспорта;
- Пакетные грузы - это отдельные штучные, затаренные или незатаренные грузы, которые формируются в крупную партию (пакет). Пакет - грузовая единица, сформированная из отдельных штучных грузов, сохраняющая форму при перевозке, погрузке и выгрузке;
- Тарно-штучные грузы - это грузы правильной формы, их хранят и укладывают штабелями. Этот вид грузов подразделяют на следующие подгруппы: металлы и металлоизделия, тарные, штучные (штабелируемые и нештабелируемые);
- Длинномерные грузы - это грузы в таре или без упаковки, длина которых превышает 8 метров. Груз выступающий за задний борт транспортного средства боле чем на 2 метра принята считать длинномерным;
- Негабаритный груз - это груз, габариты которого превышают допустимые при транспортировке размеры и установленные правилами дорожного движения. Негабаритный груз имеет размер, который невозможно поместить в стандартное транспортное средство;
- Тяжеловесные грузы - это грузы в таре или без упаковки масса которых находится в пределах от 250 кг до 50 т. К тяжеловесным грузам относятся все штабелируемые, насыпные, полужидкие, жидкие и нештабелируемые грузы, масса которых не превышает 50 тонн;
- Живой груз - это скот, птица, пчелы, рыба, животные продукты, шкура, шерсть и т.п. Перевозка живых грузов допускается только после ветеринарно-санитарного освидетельствования;
- Скоропортящиеся груз - это пищевые продукты, при хранении и доставке которых необходимо соблюдать температурно - влажностный и вентиляционный режимы;
- Особорежимный груз - это груз требующий особого отношения при перевозке и хранении. К таким грузам относятся опасные, скоропортящиеся и живые грузы;
- Специфические грузы делятся на негабаритные, длинномерные, большой массы, опасные, скоропортящиеся, требующие соблюдения определенных санитарных условий и антисанитарные;
- Антисанитарные грузы - это грузы, которые обладают неприятным запахом или пылящие грузы. транспортировка антисанитарных грузов осуществляется на специальном транспорте;
- Опасные грузы, это опасные вещества, материалы и предметы, которые вследствие их специфических свойств при хранении, перевозке, перегрузке могут служить причиной повреждения ТС, складов, перегрузочных устройств, а также увечий, отравления, ожогов, облучения или заболевания людей.
Характеристики грузов
Генеральные грузы
К генеральным относятся следующие грузы:
- Металлоконструкции (прокатный, листовой металл, металл в чушках, пакетах, проволока, слитки, заготовки, трубы, ленточный металл в рулонах, металлолом и т. д.);
- Подвижные технические средства (на гусеничном ходу и на колесах);
- Железобетонные изделия и конструкции (балки, шпалы, колонны, плиты, панели, трубы, кольца и т. д.);
- Контейнеры (крупно-, средне- и малотоннажные, специальные и т. д.);
- Грузы в транспортных пакетах (на поддонах, без поддонов, в обвязке, в пленке и т. д.);
- Штучные грузы в упаковке (в ящиках из различных материалов и размеров);
- Катно-бочковые грузы (бочки, барабаны различных конструкций с разными грузами, корзины),
- Крупногабаритные и тяжеловесные грузы;
- Цемент, руды цветных металлов и концентраты в биг-бегах;
- Лесоматериалы (круглый лес, пиломатериалы, фанера, древесная плита).
Генеральные грузы делятся на категории по размерам: обычные, длинномерные (свыше 3 метров) и негабаритные. По массе: легковесные или тяжеловесные (более 5 тонн).
Навалочные грузы
Навалочные - это грузы, которые допускают погрузку-выгрузку, перевозку и хранение навалом. К этим грузам относятся в основном насыпные и мелкие штучные грузы (тарные и бестарные). Навалочные (сыпучие) грузы допускают погрузку и разгрузку навалом, и для их перевозки целесообразно применение грузовых автомобилей самосвалов. К универсальным и навалочным относятся грузы, которые могут перевозиться на обычных бортовых автомобилях. Для их перевозки, погрузки, выгрузки и складирования не требуется особых условий.
Главное свойство навалочных грузов – это их сыпучесть. К ним относятся: строительные материалы, уголь, руда и рудные концентраты, зерно. Особенность навалочных грузов заключается в том, что они состоят из подвижных частиц определенного размера, которые могут быть однородными или неоднородными по своему составу. Навалочные грузы можно разделить на две большие категории – зерновые и незерновые. К зерновым относятся сельскохозяйственные грузы, а не к зерновым – все остальные (строительные, продовольственные и промышленные грузы).
Наливные грузы
К наливным грузам относятся бестарные жидкие грузы, для которых тарой являются специальные кузова автомобилей цистерн или другие устройства, укрепленные в кузове грузового ТС. К наливным грузам относят: нефть и нефтепродукты, жидкие химические требующие перевозки материалы (кислоты, спирты, некоторые виды удобрений т.д.) Также к наливным грузам относятся сжиженные газы СУГ, жидкие пищевые продукты (растительные масла, концентрат сока, животные жиры, патока, пресная вода, вино). Наибольшую долю среди этих грузов составляют нефть и нефтепродукты. При перевозке, хранении и перегрузке наливных грузов необходимо учитывать их специфические свойства: вязкость, плотность, огнеопасность, испаряемость, взрывоопасность, упругость паров, влияние на организм человека, коррозирующее действие на металлы и др.
По условиям перевозок и хранения грузы делятся на обычные и специфические.
Обычные грузы
Обычные грузы - это грузы, которые не требуют особых условий для перевозки, погрузки, выгрузки и могут перевозиться на бортовых автомобилях. Для перевозки обычных грузов не требуется каких-либо особых условий при движении автомобиля и нет необходимости применять грузовые автомобили с кузовами особой конструкции.
Специфические грузы
Специфические грузы требуют особых мер по сохранности и безопасности при перевозке, погрузочно - разгрузочных работ и хранении. Специфические грузы делятся на негабаритные, длинномерные, большой массы, опасные, скоропортящиеся, требующие соблюдения определенных санитарных условий и антисанитарные.
Специфические грузы делятся на негабаритные, длинномерные, тяжеловесные, опасные и скоропортящиеся.
Негабаритные грузы
Негабаритные грузы - это такие грузы, которые по своим размерам не вмещаются в стандартный кузов автомобиля (например, крупные станки, сельскохозяйственные или иные машины, сварные конструкции, паркогаражное оборудование, строительные конструкции и т. п.) Негабаритные грузы, это группы имеющие размер одного места свыше 2.5 метров по ширине или свыше 3.8 метров по высоте в погруженном состоянии на грузовой автомобиль. Для перевозки некоторых негабаритных грузов, превышающих размеры кузова грузового ТС по ширине, необходимо получать специальное разрешение и принимать меры предосторожности.
Длинномерные грузы
Длинномерные – это такие грузы, свес которых над задним бортом грузового ТС превышает 2 метра. Длинномерные грузы являются разновидностью негабаритных грузов таких, как (сталь различного профиля, автомобили, трубы и т. п.). Как правило длина таких грузов больше длины кузова грузового автомобиля не менее чем на 1/3. Для перевозки таких грузов следует применять прицепы-роспуски.
Тяжеловесные грузы
Тяжеловесными грузами называются штучные грузы (танки, бульдозеры, экскаваторы, железобетонные конструкции, электрогенераторы, турбины, паровые котлы и другие виды техники и оборудования), вес отдельного места которых более 250 кг (для катаных грузов - 400 кг). Для перевозки таких грузов бывает необходимым применение автомобилей большой или особо большой грузоподъемности, или низкорамных прицепов - тяжеловозов. Погрузка тяжеловесных грузов обычно очень трудоемка, вследствие чего необходимо применять специальное оборудование в виде кранов, лебедок, полиспастов и домкратов.
Опасные грузы
Опасные грузы - это грузы которые при перевозке и хранении могут послужить причиной увечья и отравления людей, разрушения подвижного состава, построек или дорог. Ядохимикаты, радиоактивные, легковоспламеняющиеся и взрывоопасные вещества, которые в силу своей опасности требуют наличия специальной тары и упаковки, выполнения квалифицированной погрузки и разгрузки, а также особого режима перевозки. Несоблюдение норм и правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом ПОГАТ может привести к непредсказуемым последствиям, таким как пожар, взрыв, химическое заражение, заражение окружающей среды и стать угрозой здоровью или жизни человека.
В перевозочных документах грузоотправитель и перевозчик обязаны поставить штемпеля красного цвета, определяющие характер опасности (“Легко воспламеняется”, “Загорается от воды”, “Дает воспламеняющиеся смеси” и т.д.). На каждое грузовое место грузоотправитель кроме маркировки ОГ обязан нанести наименование груза и знак опасности. Действующими правилами перевозок опасных грузов предусмотрено сопровождение отдельных видов опасных грузов проводниками грузоотправителя или грузополучателя. Конкретная партия опасных грузов предъявляется к перевозке только теми видами отправок, которые предусмотрены действующими правилами перевозок. Возможность совместной перевозки в одном транспортном средстве опасных грузов разных классов и совместной перевозки опасных грузов с неопасными определяется по таблицам совместимости, помещенным в правилах перевозок.
Скоропортящиеся грузы
Скоропортящиеся грузы - это такие грузы, при хранении и перевозках которых требуются специальные помещения и подвижной состав, оборудованные для поддержания определенной температуры (рефрижератор). Скоропортящимися грузами признаются такие продукты, которые представляя собой в обычных условиях среду, благоприятную для развития вредных микроорганизмов. Скоропортящиеся грузы требуют при продолжительном хранении и при перевозке, особых мер защиты (предупреждение излишней влажности, температурный режим, предварительное охлаждение при перевозке и пр.). К скоропортящимся грузам надлежит отнести грузы, боящиеся холода и требующие особых мер для защиты против него (хранение и перевозка в утепленных помещениях и )
Антисанитарные грузы
Антисанитарные грузы - это грузы которые обладают неприятным запахом или пылящие грузы. Перевозка антисанитарных грузов должна осуществляться на специальном транспорте. При отсутствии подходящего автотранспорта необходимо плотно упаковать такой груз для предотвращения загрязнения окружающей среды в процессе перевозки.
Живые грузы
К живым грузам относятся животные и птицы, перевозятся они автотранспортом в соответствии с ветеринарными нормами. Живые грузы, это животные, птицы, пчелы и рыба, перевозимые с соблюдением санитарно-ветеринарных требований. Для транспортировки используются одно- и двухуровневые скотовозы, клетки, улья, ящики, резервуары, проходящие обязательную дезинфекцию перед каждым рейсом.
.
Классификация грузов
Классификация грузов - это разделение их на группы по общим признакам, которые определяют целевое назначение и класс, погрузо-разгрузочные технологии, особенности перевозки и её тариф. Классификация грузов отражает те их свойства, которые определяют различные стороны процесса их перевозки и хранения.
Транспортная класификация грузов
Все предметы и материалы с момента принятия их к транспортировке и до сдачи получателю являются грузами. На автомобилном транспорте перевозится практически вся номенклатура существующих грузов. От вида груза в значительной степени зависит тип используемого для перевозок подвижного состава, погрузочно-разгрузочных машин или механизмов (ПРМ) и технология перевозок. Приведенный перечень грузов затрагивает лишь основные их разновидности. Фактически их номенклатура значительно шире.
Грузы классифицируются по следующей номенклатуре:
- 1) нефть и нефтепродукты, в том числе наливом;
- 2) каменный уголь;
- 3) кокс;
- 4) руда железная и марганцевая;
- 5) руда цветная и серное сырье;
- 6) черные металлы;
- 7) лесные грузы;
- 8) химические и минеральные удобрения;
- 9) хлебные грузы, в том числе зерно, мука, хлеб и хлебобулочные изделия;
- 10) цемент;
- 11) строительные грузы, в том числе кирпич;
- 12) промышленные грузы и формовочные материалы;
- 13) гранулированные шлаки;
- 14) вскрыша пород (включая грунт);
- 15) хлопок;
- 16) молоко и масло животное;
- 17) ликероводочные изделия;
- 18) остальные продовольственные товары;
- 19) промышленные товары народного потребления;
- 20) грузы в контейнерах;
- 21) прочие грузы.
Подготовка грузов к перевозке заключается в упаковке, сортировке по направлению, маркировке, взвешивании, пакетировании, подсборке укрупненных партий, загрузке контейнеров и составлении перевозочных документов. Погрузку грузов на автомобили и прицепы, а также их выгрузку производят различными, в основном механизированными способами в зависимости от физических свойств грузов и вида их упаковки. Способы погрузки и выгрузки определяют время простоя автомобилей и стоимость погрузочно-разгрузочных работ, а следовательно, производительность и себестоимость работы транспортных средств и скорость доставки грузов по назначению.
По виду упаковки грузы подразделяют на тарные и бестарные. Кроме того, грузы классифицируются по виду: тары, массе, размерам, способу погрузки и выгрузки, величине отправок, признакам специфических свойств, степени опасности и условиям использования грузоподъемности автомобилей.
По массе одного грузового места грузы бывают:
- штучные нормальной массы (до 250 кг, а для катаных грузов — бочки, катушки, кабели — до 500 кг);
- повышенной массы (от 250 кг, а для катаных от 500 кг, до 30 т);
- тяжеловесные грузы (штучные неделимые массой 30 т и более).
Для перевозки последних грузов требуются специальные разрешения соответствующих организаций и ГИБДД.
По размерам грузы могут быть допускаемыми к перевозкам по дорогам общего пользования и крупногабаритными, один из габаритных размеров которых превышает допустимые: по ширине для основных ТС 2,55 м., для рефрижераторов и изотермических фургонов 2.6 м, высоте в транспортном положении вместе с автомобилем 4 м, длине со свесом за пределы заднего борта кузова 2 м. При этом, общая допустимая длина автопоезда не должна превышать 20 метров.
Разрешённые максимальные габариты груза и автомобиля
Приложение № 1 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом
Предельно допустимые габариты ТС | Значение метры | |
Длина | Одиночное транспортное средство | 12 |
Прицеп | 12 | |
Автопоезд | 20 | |
Длина выступающего за заднюю точку габарита транспортного средства груза не должна превышать | 2 | |
Ширина | Все транспортные средства | 2.55 |
Изотермические кузова транспортных средств | 2.6 | |
Высота | Все транспортные средства | 4 |
Примечание: Предельно допустимые габариты груза, автомобилей и иных транспортных средств, указанные в настоящем приложении, включают в себя размеры съемных кузовов и тары для грузов, включая контейнеры. |
По способам погрузки и выгрузки грузы подразделяются на штучные, сыпучие, навалочные и наливные, а по величине отправок — на мелкопартионные (массой до 5 т), партионные (5—30 т) и массовые (более 30 т). Партия груза — это количество груза, предъявляемое к единовременной перевозке в один адрес по одному транспортному сопроводительному документу.
По признакам специфических свойств, которые надо особо учитывать при подготовке, хранении, погрузке, перевозке и выгрузке, грузы делятся на скоропортящиеся, опасные, антисанитарные (мусор, нечистоты), живье (скот, птица, рыба, пчелы и др.).
Для одних скоропортящихся грузов необходим подогрев кузова при низких температурах окружающего воздуха, для других — различная степень охлаждения. Так, например, мясо перевозится в охлажденном состоянии (при температуре -6...+4 °С), в замороженном виде -6...-17 °С), в глубокозамороженном состоянии (не выше -18 °С).
Разделение грузов по влиянию температуры и влажности
Если качества груза не изменяются под воздействием внешней среды, то он считается нережимным. Если же он требует определенных температурно-влажных условий, то его назовут режимным. Кроме того, перевозимая продукция систематизируется по условиям хранения:
- груз, подверженный воздействию атмосферных условий;
- не подверженный им;
- требующий спецусловий для хранения.
По степени опасности грузы делятся на четыре группы:
- 1) малоопасные (стройматериалы, пищевые продукты, промышленные товары);
- 2) опасные по своим размерам — (крупногабаритные) с деталями, выступающими за основные габариты транспортных средств;
- 3) пылящие или горячие (цемент, минеральные удобрения, горячий асфальт, разогретый битум);
- 4) опасные.
В свою очередь, опасные грузы в зависимости от их вредного воздействия на людей, животных, подвижной состав, строения, дороги, которое может проявиться при отступлении от строгих правил погрузочно-разгрузочных работ, перевозки и хранения, делятся на девять классов.
Опасными грузами считаются предметы и вещества, перевозка которых несет угрозу жизни людей и окружающей среде. Такие грузы необходимо транспортировать по специальным правилам ДОПОГ и с особой осторожностью, поэтому крайне важно верно отнести перевозимую продукцию к одной из категорий:
- 1 класс опасности - взрывчатые материалы, которые по своим свойствам могут взрываться, вызывать пожар с взрывчатым действием, а также устройства, содержащие взрывчатые вещества и средства взрывания, предназначенные для производства пиротехнического эффекта;
- 2 класс опасности - газы сжатые, сжиженные охлаждением и растворенные под давлением, отвечающие хотя бы одному из следующих условий:
- 3 класс опасности - легковоспламеняющиеся жидкости, смеси жидкостей, а также жидкости, содержащие твердые вещества в растворе или суспензии, которые выделяют легковоспламеняющиеся пары, имеющие температуру вспышки в закрытом тигле 61С и ниже;
- 4 класс опасности - легковоспламеняющиеся вещества и материалы (кроме классифицированных как взрывчатые), способные во время перевозки легко загораться от внешних источников воспламенения, в результате трения, поглощения влаги, самопроизвольных химических превращений, а также при нагревании;
- 5 класс опасности - окисляющие вещества и органические пероксиды, которые способны легко выделять кислород, поддерживать горение, а также могут, в соответствующих условиях или в смеси с другими веществами, вызвать самовоспламенение и взрыв;
- 6 класс опасности - ядовитые и инфекционные вещества, способные вызывать смерть, отравление или заболевание при попадании внутрь организма или при соприкосновении с кожей и слизистой оболочкой;
- 7 класс опасности - радиоактивные вещества с удельной активностью более 70 кБк/кг (2 нКи/г).
- 8 класс опасности - едкие и коррозионные вещества, которые вызывают повреждение кожи, поражение слизистых оболочек глаз и дыхательных путей, коррозию металлов и повреждения транспортных средств, сооружений или грузов, а также могут вызывать пожар при взаимодействии с органическими материалами или некоторыми химическими веществами;
- 9 класс опасности - вещества с относительно низкой опасностью при транспортировании, не отнесенные ни к одному из предыдущих классов, но требующих применения к ним определенных правил перевозки и хранения.
Классификация грузов по физико-химическим свойствам
В зависимости от них груз будет считаться:
- гигроскопическим (груз поглощает влагу из воздуха и легко ее отдает);
- самонагревающимся и самовозгорающимся;
- ядовитым и выделяющим вредные газы;
- огнеопасным;
- взрывчатым;
- слеживающимся и смерзающимся;
- выделяющим специфические запахи;
- воспринимающим посторонние запахи;
- пылящим.
Погрузка, перевозка и выгрузка различных грузов регламентируются «Правилами по охране труда на автомобильном транспорте». По условиям использования грузоподъемности автомобилей грузы разделяются на четыре класса (по признаку отнесения к тарифному классу), каждый из которых включает: грузы, обеспечивающие следующие коэффициенты использования грузоподъемности.
Класс груза | Коэффициент использования грузоподъемности | Среднее расчетное значение |
1 класс | 1 | 1 |
2 класс | от 0,71 до 0,99 | 0,8 |
3 класс | от 0,51 до 0,70 | 0,6 |
4 класс | от 0,41 до 0,50 | 0,5 |
Класс груза определяется не только физическими свойствами, но и способом его упаковки (затаривания). Один и тот же груз может быть отнесен к различным классам при разной его упаковке. Так, например, пемза всякая навалом относится к первому классу, а пемза в мешках — к третьему, рассада цветочная в корзинах относится ко второму, а таже рассада без упаковки к — четвертому классу.
Грузы, обеспечивающие коэффициент использования грузоподъемности до 0,4, относятся к грузам, для которых стоимость перевозок рассчитывается транспортной организацией и грузоотправителем (грузополучателем) в соответствии тарифов на перевозку грузов. В России для всех видов транспорта установлена тарифная номенклатура. С ее помощью определяются тарифный класс перевозимого товара и провозная плата. В номенклатуре грузы класифицируются в зависимости от:
- происхождения (продукт сельского хозяйства, продукт промышленности);
- физико-химических свойств (скоропортящиеся и устойчиво сохраняющиеся);
- техники перевозки (сухие и наливные);
- формы предъявления к перевозке (тарно-штучные, навалочные, наливные, живые и др.)
Использование грузоподъемности зависит также от характеристик транспортных средств. Таким образом, коэффициент использования грузоподъемности автомобилей зависит от класса груза, его упаковки, размеров кузова и грузоподъемности подвижного состава.