Перевозка наливных грузов

Перевозка жидких грузов автотранспортом

Наливные грузыэто различные жидкости, вещества их смеси, которые находятся в жидком или газообразном агрегатном состоянии

Наливным грузом принято считать любые жидкие вещества для перевозки которых требуются специальный автотранспорт, к которому относятся цистерны, автоцистерны или танк-контейнеры.

Для сохранения качественных исходных свойств и параметров наливных грузов их перевозка может производиться в жидком или газообразном состоянии. 

Наливные грузы это:

  • Пищевые продукты - молоко и молочные продукты, сок и концентраты, сусло, топлёный жир, уксус, вино и виноматериал, минеральная и питьевая вода, растительные масла, патока и т.д.;
  • Химические вещества - ацетон и остальные растворители, кислоты, щёлочи, лак и ЛКМ, спирты, смолы, полимеры, реагенты и реактивы, добавки в бетон, ингибиторы, каустик, формалин, флотореагенты, хлорпарафин фенол, толуол и т.п., 
  • Светлые и тёмные нефтепродукты ГСМ - бензин, керосин, печное топливо, базовые и индустриальные масла, сырая нефть, битум, мазут, каменноугольное масло и прочие;
  • Сжиженный углеводородный газ СУГ - пропан, бутан, метан, этилен изобутанол. Это углеводороды или их смеси, которые при нормальном давлении и температуре окружающего воздуха находятся в газообразном состоянии, но при увеличении давления переходят в жидкое состояние.

Наливные грузы - классификация

Перевозка жидких грузов может иметь разные особенности в зависимости от их характера, перевозятся специализированными автоцистернами, судами и железнодорожными цистернами наливом.

Наливные грузы подразделяются на четыре основные группы:

Пищевые продукты. К ним относят перевозку растительного масла, вина, молока и прочих жидкостей, которые употребляют в пищу или используют для приготовления продуктов питания. При перевозке пищевых грузов предъявляются особые требования к соблюдению санитарно-гигиенических норм. Жидкости при перевозке автоцистернами должны наливаться только в обеззараженные чистые емкости, в них не должны попадать посторонние примеси и т.д. Часто перевозка пищевых грузов требует соблюдения особого температурного режима;

Химические вещества. К данной категории относят перевозку спирта, кислот и других жидкостей химического назначения. Так как данные грузы часто имеют агрессивную природу, для перевозки жидкостей химического назначения используют автоцистерны повышенной прочности, не допускают попадания в них посторонних примесей, которые могут привести к возникновению неконтролируемой реакции;

Тёмные и светлые нефтепродукты. Сюда входит перевозка наливных грузов из нефти: моторного масла, бензина, дизельного топлива и перевозку автоцистернами аналогичных веществ. При перевозке грузов данного типа важно не допускать попадания в них воды и посторонних примесей, чрезмерного перегрева или остужения. Многие нефтепродукты относят к категории опасных грузов, поэтому перевозка веществ этого вида производится особенно аккуратно, в соответствии с правилами ДОПОГ;

Сжиженные газы. К данным грузам относят метан, пропан и бутан, аммиак и другие. В зависимости от типа газа и его назначения он транспортируется в автоцистернах для перевозки жидкостей под давлением или в охлажденном состоянии. Большое внимание при перевозке газов уделяют герметичности емкостей, куда они помещаются.

Транспорт для перевозки наливных грузов

Цистерны и танк-контейнеры могут перевозить практически всех виды жидких продуктов. Автоцистерны для перевозки наливных грузов классифицируют следующим образом: цистерны автомобильные, цистерны-прицепы, цистерны-полуприцепы и заправщики. Процесс транспортировки жидких наливных грузов относящихся к пищевым продуктам требует внимательности, но несколько иного вида. Если при транспортировке опасных грузов в первую очередь уделяют внимание правилам безопасности, то при перевозке пищевых продуктов необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы. Транспорт для перевозки пищевых жидких грузов должен соответствовать европейским экологическим стандартам. Проходить специальную обработку дезинфектантами перед каждой загрузкой. Водители, занятые в сфере перевозок пищевых жидкостей в обязательном порядке должны проходить медосмотр и иметь санитарные книжки.

Автоцистерны для перевозки жидких грузов

Оборудование автоцистерн позволяет поддерживать температурные параметры наливного груза. Теплоизолированный, изотермический корпус ППЦ способствует удержанию температуры залитого груза. Термическая изоляция полуприцепа цистерны позволяет сохранять наливной груз, как в холодном состоянии, так и в горячем. Большинство автоцистерн снабжены различными устройствами для разогрева жидкого груза. К таким устройствам относятся паровой подогрев (паровая рубашка), автономный подогрев (термореле) и подогрев цистерны от системы выхлопных газов. Также цистерны для перевозки наливных грузов могут иметь воздушный компрессор, который создаёт достаточное давление в корпусе ППЦ и вязкий наливной груз сливается быстрее. При перевозке бензина необходимо применять устройство заземления для отвода статического электричества цистерны, для предотвращения самовозгорания.

Особенности перевозки жидких наливных грузов

Перевозка наливных грузов автотранспортом в автоцистернах, танк-контейнерах и флекситанках по степени сложности занимает первое место в сфере автомобильных грузоперевозок. Все жидкие наливные грузы, которые перевозят с применением автотранспорта разделяются на две основные группы опасные жидкие вещества и безопасные наливные продукты. Безопасная транспортировка и сохранность наливных грузов во время перевозки, обеспечивается при помощи специального оборудования, датчиков и устройств, которыми оснащены автоцистерны, танк-контейнеры и флекситанки. Специальное оборудование транспортных средств позволяет контролировать и стабилизировать параметры наливных грузо во время транспортировки.

Свойства наливных грузов:

  • плотность;
  • вязкость;
  • температура застывания;
  • испаряемость;
  • теплоёмкость;
  • электризация;
  • легковоспламеняемость;
  • окисляемость;
  • ядовитость;
  • токсичность;
  • радиоактивность;
  • коррозионность.

Необходимо чётко понимать принадлежность автоцистерн для перевозки конкретного вида наливных грузов. Перевозка нефтепродуктов, к которым относится битум или бензин, а также другие светлые и тёмные продукты переработки нефти, перевозить в одинаковых цистернах нельзя. То же самое касается и пищевых продуктов молоко, патока, масло и химических веществ метанол, полимеры, кислоты и щёлочи. В настоящее время существует ряд модификаций цистерн, специально приспособленных для перевозки светлых и темных нефтепродуктов, химических и пищевых разновидностей жидких наливных грузов.

Применение цистерн и полуприцепов для перевозки жидких грузов позволяет резко увеличить грузоподъемность подвижного состава и снизить себестоимость перевозок наливных продуктов. Автомобили и автопоезда цистерны, получают все более широкое распространение. Не смотря на то, что стоимость и тарифы перевозок жидких наливных продуктов в автоцистернах и так-контейнерах в среднем выше по сравнению с обычными грузовыми автомобилями. Однако при использовании автоцистерн исключаются расходы на тару и упаковку, обеспечивается лучшая сохранность груза при погрузке, перевозке, разгрузке и уменьшаются расходы на погрузочно-разгрузочные работы. Сокращение времени происходит за счёт исключение ручного труда.

Правила перевозки наливных грузов

При перевозках наливных грузов запрещено использовать оду и туже цистерну для перевозки пищевых продуктов и непищевых химических жидкостей. Перед каждой транспортировкой наливного пищевого груза, ёмкости автоцистерны необходимо пропаривать для дезинфекции.  Бензовоз, который перевозит одну и туже марку топлива можно не парить перед каждым рейсом. Но если происходит смена наливного продукта (бензин на дизтопливо или моторное масло) процедура пропарки должна быть обязательной. Пренебрежение этим правилом может повлечь потерю товарного качества перевозимого продукта.

Использовать для каждого типа груза соответствующие виды цистерн. Перевозка пищевых наливных грузов осуществляется только в пищевых автоцистернах (молоковоз, масловоз, водовоз патоковоз) и т.п. Перевозка химических наливных грузов осуществляется только в цистернах для химии веществ (спиртовоз, кислотовоз, аммиаковоз). Перевозка светлых нефтепродуктов ГСМ производится в цистернах бензовозах. Перевозка тёмных нефтепродуктов осуществляется в битумовозах и мазутовозах.

Необходимо постоянно проверять ППЦ на герметичность и исправность дополнительного оборудования. Сливную арматуру, донные клапана прокладки заливных горловин и т.д. перед каждым рейсом. Необходимо знать температурные режимы и особенности перевозки различных видов наливных грузов. Выполнение этих простых правил для перевозки жидких наливных грузов позволит организовать эффективную работу автоцистерн. Минимизировать денежные потери в случае порчи наливного продукта или другие негативные последствия неграмотной транспортировки жидких грузов.

Перевозка, доставка и транспортировка наливных грузов, автотранспортом в автоцистернах позволяет за один рейс перевести до 25 тонн наливной продукции в адрес указанный заказчиком. Виды наливной продукции влияют на способ перевозки жидкого груза. Оборудование автоцистерн и технология транспортировки пищевых наливных грузов, отличается от перевозки химических веществ, которые могут относятся к опасным грузам

Перевозка пищевых наливных грузов

Транспортировка жидких пищевых веществ относится к перевозке неопасных наливных грузов. К безопасным для перевозки пищевым жидкостям относятся продукты, такие как столовая и минеральная вода, молоко и молочные продукты, сок и соковые концентраты, растительные масла всех видов, патока, фруктовое и ягодное пюре, сусло и концентраты, вино и виноматериалы, топлёный жир и другие. Каждый вид наливного пищевого продукта требует соблюдения определённых условий перевозки. К таким условиям могут относится, санитарные нормы, температурный режим, сроки доставки и прочие требования заказчика касаемо перевозки. 

Жидкие пищевые продукты, такие как молоко, растительные масла, топлёный жир, могут прогоркать, окисляться и вбирать в себя посторонние запахи из окружающей среды. По этой причине подобные наливные грузы должны перевозиться в стерильных, герметичных и светонепроницаемых емкостях. Несоблюдение условий перевозки пищевых грузов влечёт за собой порчу наливного продукта.

Основное преимущество автоцистерн и танк-контейнеров для перевозки наливных пищевых грузов является применение алюминия или нержавеющей стали в конструкции сосудов ППЦ. Специальные материалы алюминий или нержавеющая сталь не вступают в реакцию с наливным пищевым грузом. Таким образом качество и сохранность жидких наливных продуктов остаются неизменными в процессе транспортировки.

Перевозка пищевых наливных жидкостей осуществляется в изотермических автоцистернах (термос). Цистерна с термоизоляцией предотвращает порчу наливного продукта в условиях колебания наружной температуры. Важным требованием является соблюдение сроков доставки при перевозке молока и прочих скоропортящихся продуктов. Соблюдение норм и правил перевозки наливных пищевых грузов автотранспортом, это обязательное условие для качественной перевозки.

Перевозка опасных наливных грузов

Перевозка опасных наливных грузов в автоцистернах и танк-контейнерах, это основная составляющая большой сферы перевозки наливных грузовК опасным грузам относятся нефть и нефтепродукты ГСМ, сжиженный газ СУГ, кислоты и щёлочи, растворители, спирты, смолы и полимеры, опасные отходы и другие химические жидкости с опасными свойствами. Безопасность перевозок опасных грузов - это состояние защищенности жизни и здоровья людей, их имущества, окружающей среды, объектов и средств транспорта от транспортной опасности перевозимых опасных грузов. Чтобы не допустить негативного развития ситуации необходимо соблюдать правила перевозки опасных грузов автотранспортомТранспортировка опасных химических веществ и опасных грузов в жидком виде осуществляется по правилам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

Требования к водителям для перевозки опасных грузов

Водители, которые перевозят опасные грузы в обязательном порядке должны пройти соответствующие обучающие курсы. После чего сдать экзамен по обращению с заявленными классами опасных грузов. Водители осуществляющие наливные перевозки жидких, опасных грузов в автоцистернах должны обладать профессиональным опытом, который подтверждается наличием действующего свидетельства ДОПОГ.

Водитель обязан:

Правила перевозки ОГ подробно устанавливают нормы и требования безопасности. Практический опыт и обязательное выполнение правил ДОПОГ (дорожная перевозка опасных грузов), делают перевозку наливных грузов безопасной для здоровья людей и окружающей среды. Нужно помнить, что наливные грузы могут воспламеняться, врываться, быть ядовитыми и токсичными, окисляться, коррозировать и т.д. По этому перевозка наливных грузов требует профессионального подхода, специальных знаний и ответственности от всех лиц задействованных в процессе грузоперевозки. Участие дилетантов в процессе перевозки опасных химических веществ (грузов), как правило приводит к тяжким последствиям.

Наливные перевозки опасных грузов, это повышенная опасность, так как в одной автоцистерне может находиться достаточно большое количество опасного химического вещества. По этой причине перевозка опасных грузов осуществляется по специальным разрешениям и требует наличия сопроводительных документов. Перевозка наливных грузов может осуществляться в односекционных или многосекционных автоцистернах и в танк-контейнерах.

Оборудование автоцистерн для перевозки наливных грузов:

  • Разделённые отсеки для одновременной доставки нескольких видов наливного груза;
  • Раздельный слив, как для каждого отсека, так и в общую магистраль;
  • Донные клапана предотвращают утечку груза при движении и стоянке;
  • Воздушный компрессор для быстрой загрузки и выгрузки;
  • Площадка обслуживания для удобства доступа к заливным горловинам;
  • Перепускные и дыхательные клапана для сброса давления;
  • Устройство заземления для отвода статического электричества;
  • Температурные датчики находятся в каждом отсеке ёмкости ППЦ;
  • Автономный подогрев для поддержания заданной температуры перевозимого продукта;
  • Паровая рубашка для бесконтактного разогрева груза от источника пара или горячей воды;
  • Сливные рукава (шланги) длиной до 10 метров произведены из кислотостойких материалов;
  • Быстро разъемные соединения диаметром до 100 мм. выполнены из коррозионностойких материалов;
  • Глонасс или GPS навигация для отслеживания маршрута движения автомобиля;
  • ППЦ могут быть изготовлены из чёрной стали, алюминия, нержавеющей стали или из стеклопластика;
  • Термоизоляция, изотермических ППЦ обеспечивает температурные колебания груза до 3℃ в сутки;
  • Разрешение ДОПОГ на транспортное средство и свидетельство у водителя для перевозки опасных грузов;
  • Прочее современное оборудование АЦ по правилам перевозки опасных грузов автотранспортом.

Перевозка легковоспламеняющихся, взрывоопасных, едких, коррозийных, ядовитых и токсичных веществ требует от водителя, перевозчика специальных знаний и навыков работы с опасными веществами. Важным критерием для перевозки жидких грузов с опасными свойствами является выбор компании перевозчика. Транспортная компания, которая занимается перевозкой жидких, наливных грузов должна иметь стаж работы от 5 лет, обладать собственным автопарком специальных автоцистерн, на которые оформлены действующие разрешения ДОПОГ.

Перевозка жидких грузов, а именно опасных жидкостей следующих классов опасности: 3, 4.1, 5.1, 6.1, 8, 9 осуществляется в автоцистернах согласно строгого соблюдения правил ДОПОГПолуприцепы цистерны ППЦ и танк контейнеры и прочие емкости для перевозки наливных грузов с опасными свойствами должны обладать повышенной прочностью, быть пожароустойчивы и выдерживать коррозийные свойства химических продуктов. Дополнительно перевозка опасных грузов осуществляется по системе информации об опасности СИО, которая предусматривает наличие специальной маркировки и прочей важной информации.

У вас остались вопросы?

Оставьте заявку на консультацию со специалистом