Главная Медиа Статьи АВТОЦИСТЕРНЫ И НАЛИВНЫЕ ГРУЗЫ МАРКИРОВКА АВТОЦИСТЕРН ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

Маркировка автоцистерн при перевозке опасных грузов

Маркировка автоцистерн. Перевозка опасных грузов ADR.

При ликвидации последствий аварий с транспортными средствами, перевозящими опасные грузы, очень важную роль играет наличие точной и достоверной информации. Эта информация позволяющей определить, каким опасным грузом загружено транспортное средство, и опасные свойства этого груза.

Для обеспечения наличия указанной информации при перевозке опасных грузов, эта информация должна указываться на каждом средстве удержания опасного груза (в том числе и цистернах) и дублироваться в сопроводительных, перевозочных документах. Требования к маркировке транспортных средств, перевозящих опасные грузы, определенны в правилах дорожной перевозки опасных грузов и главе 5.3 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее – ДОПОГ).

Основными факторами, определяющими требования к маркировке цистерн, являются количество опасных грузов в цистерне, виды опасности грузов, тип цистерны и их количество на транспортной единице. Нужно понимать, что цистерна, является средством удержания груза, и при отсутствии перевозочных документов, которые, например, могут быть недоступными в случае аварийной ситуации, необходимую для ликвидации аварии информацию можно получить только из маркировки цистерны.

Для указания необходимой информации используются информационные таблицы опасного груза (в ДОПОГ – таблички оранжевого цвета). Эти информационные таблицы имеют оранжевую, светоотражающую поверхность. Какой бы опасный груз не перевозился, информационные таблицы, должны всегда крепиться как минимум спереди и сзади транспортной единицы. Эти таблицы специально предусмотрены для индикации наличия опасных грузов в транспортной единице.

Идентификатором перевозимого опасного груза является номер ООН опасного груза. По этому номеру, используя Перечень опасных грузов, можно быстро определить требования к перевозке опасного груза и другую необходимую информацию. Для указания на опасные свойства груза используются пиктограммы (знаки-табло опасности), имеющие целью передать конкретную информацию об опасных свойствах груза. Знаки-табло опасности представляют собой знаки опасности, увеличенный до размера 250 х 250 мм. Знаки-табло опасности указывают только на вид опасности груза, но зачастую, не характеризуют степень его опасности.

Подобное утверждение является справедливым и для многих номеров ООН опасных грузов. Для указания на опасные свойства груза и его степень опасности, используется номер опасности, иногда называемый кодом Кемлера (КЭМ). Идея этого номера такова, что он состоит из цифр, каждая из которых указывает на определенное опасное свойство. Первая цифра номера опасности зачастую совпадает с номером класса опасного груза. Удвоение же цифр указывает на то, что опасный груз характеризуется высокой степенью опасности. В коде также может использоваться буква «Х», указывающая на то, что вещество вступает в опасную реакцию с водой. 

Идентификационный номер ООН, номер опасности и номер образца знака опасности определяются для перевозимого опасного груза по Перечню опасных грузов, приведенному в главе 3.2 приложения А Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Знаки-табло опасности выполняются зачастую краской или на самоклеящейся пленке.

Оба этих способа являются допустимыми так, как обеспечивают долговечность маркировки. Однако в случае пожара, эта информация утрачивается буквально в первые минуты, после возгорания. И возникает потребность обеспечения сохранности необходимой информации хотя бы некоторый промежуток времени, необходимый аварийным службам для прибытия к месту аварии. За такой промежуток времени принят временной интервал продолжительностью в 15 минут.

Обеспечение сохранности знаков опасности в условиях пожара на протяжении такого промежутка времени довольно проблематично, да и разборчивость знаков-табло опасности после их пребывания в огне вызывает определенные сомнения. Обеспечить разборчивость цифр, в этих условиях гораздо легче, например путем применения штамповки или накладных металлических цифр. В связи с чем, и Правилами и ДОПОГ, установлены требования к огнестойкости информационных таблиц опасного груза, а точнее идентификационного номера ООН и номера опасности.

При перевозке одного опасного груза в автоцистерне существует два равнозначных варианта маркировки, наиболее экономный из которых следующий. К автоцистерне, загруженной одним опасным грузом (бензином, дизельным топливом, маслом моторным и пр.) прикрепляются две информационные таблицы опасного груза и три знака-табло опасности. 

Одна из этих таблиц должна закрепляться спереди транспортной единицы (на кабине водителя), а вторая - сзади (на цистерне или полуприцепе-цистерне), и обе – перпендикулярно продольной оси транспортной единицы. Знаки-табло опасности крепятся по бокам и сзади автоцистерны. Информация на информационных таблицах опасного груза (идентификационный номер ООН и номер опасности) и знаки-табло опасности должны соответствовать опасному грузу, содержащемуся в цистерне.

Таким образом, если в цистерне перевозится один опасный груз (например, дизельное топливо), то в информационных таблицах опасного груза указываются идентификационный номер ООН и номер опасности для этого груза (номер ООН 1202, номер опасности 30). Если после разгрузки дизельного топлива цистерна будет наполнена другим опасным грузом (например, бензином), то информационные таблицы опасного груза необходимо заменить информационными таблицами для бензина (номер ООН 1203, номер опасности 33).

Для облегчения этих операций обычно используются информационные таблицы со сменными цифрами. Кроме этого, в случае необходимости, надо заменить и знаки-табло опасности. Требования к маркировке многосекционных цистерн, в которых одновременно перевозится несколько опасных грузов, отличается от маркировки цистерн, загруженных одним опасным грузом. Так, в случае одновременной перевозки нескольких опасных грузов в многосекционной цистерне информационные таблицы опасного груза крепятся к боковым поверхностям каждого отсека цистерны.

В этих информационных таблицах опасного груза должны указываться идентификационный номер опасности и номер ООН соответственно для каждого из веществ, перевозимых в отсеке цистерны. На информационных таблицах опасного груза, которые крепятся спереди и сзади транспортной единицы идентификационный номер ООН и номер опасности не указываются.

Знаки-табло опасности должны размещаться по бокам автоцистерны, в месте размещения соответствующих отсеков, а также по одному знаку-табло опасности каждого образца, имеющегося на каждой боковой стороне, размещается сзади автоцистерны. Однако, если для всех отсеков, требуются одинаковые знаки-табло опасности, эти знаки-табло опасности должны размещаться по одному на каждой боковой поверхности цистерны.

Законодатель предусматривает упрощенные требования к маркировке многосекционных цистерн, в которых одновременно перевозятся вещества с номерами ООН 1202 (дизельное топливо), 1203 (бензин моторный), 1223 (керосин) или авиационное топливо, отнесенное к номерам ООН 1268 или 1863, и не перевозятся другие опасные вещества.

В этом случае на информационных таблицах опасного груза, которые крепятся спереди и сзади транспортной единицы, должен указываться идентификационный номер опасности и номер ООН, предписанные для наиболее опасного вещества, т.е. для вещества с наиболее низкой температурой вспышки. К боковым поверхностям цистерн (отсеков цистерн) информационные таблицы опасного груза в этом случае прикреплять необязательно.

Таким образом, если в многосекционной цистерне одновременно перевозятся опасные грузы, такие как бензин и дизельное топливо, то достаточно транспортную единицу обозначить двумя информационными таблицами опасного груза с указанными на них идентификационным номером ООН и номером опасности для бензина моторного, соответственно 1203 и 33. Одна из этих таблиц должна крепиться спереди транспортной единицы (на кабине водителя), а вторая - сзади (на полуприцепе-цистерне). Знаки-табло опасности № 3 (легковоспламеняющаяся жидкость) должны крепиться по бокам и сзади автоцистерны.

Если в многосекционной цистерне одновременно перевозятся опасные грузы, такие как дизельное топливо и моторное масло (упрощенные требования не применяются), то информационные таблицы опасного груза крепятся на боковых поверхностях каждого отсека цистерны. В этих информационных таблицах опасного груза должны указываться идентификационный номер опасности и номер ООН соответственно для каждого из веществ, перевозимого в отсеке цистерны (для дизельного топлива: № ООН 1202, номер опасности 33, для масла моторного: № ООН 3082, номер опасности 90).

Спереди и сзади транспортной единицы закрепляются по одной информационной таблице опасного груза без указанных на них идентификационного номера ООН и номера опасности. Знаки-табло опасности размещаются на боковых поверхностях автоцистерны, в месте размещения соответствующих отсеков (для дизельного топлива знак опасности № 3, для масла моторного – № 9), а также сзади автоцистерны должны размещаться знаки-табло опасности № 3 и № 9.

Маркировка автоцистерн по ДОПОГ при перевозке нефти, нефтепродуктов и жидких углеводородов

№ ООННомер опасностиНаименованиеТабличкаИнформационные таблоМаркировочный знак вещества, опасного для окружающей средыМаркировочный знак для веществ, перевозимых при повышенной температуре
1202 30 Газойль, дизельное топливо, топливо печное легкое Табличка оранжевого цвета по ДОПОГ 30/1202 (газойль, топливо дизельное, топливо печное легкое) Информационное табло №3 по ДОПОГ (легковоспламеняющиеся жидкости) + -
1203 33 Бензин моторный, газолин, петрол Табличка оранжевого цвета по ДОПОГ 33/1203 (бензин моторный, газолин, петрол) Информационное табло №3 по ДОПОГ (легковоспламеняющиеся жидкости) + -
1206 33 Гептаны Табличка по ДОПОГ 33/1206 (гептаны) Информационное табло №3 по ДОПОГ (легковоспламеняющиеся жидкости) - -
1208 33 Гексаны Табличка по ДОПОГ 33/1208 (гексаны) Информационное табло №3 по ДОПОГ (легковоспламеняющиеся жидкости) - -
1223 30 Керосин Табличка по ДОПОГ 30/1223 (керосин) Информационное табло №3 по ДОПОГ (легковоспламеняющиеся жидкости) + -
1262 33 Октаны 1262 Информационное табло №3 по ДОПОГ (легковоспламеняющиеся жидкости) - -
1265 33 Пентаны жидкие Табличка по ДОПОГ 33/1262 (октаны) Информационное табло №3 по ДОПОГ (легковоспламеняющиеся жидкости) - -
1267 33 Нефть сырая Табличка оранжевого цвета по ДОПОГ 33/1267 (нефть сырая) Информационное табло №3 по ДОПОГ (легковоспламеняющиеся жидкости) + -
1267 30 Нефть сырая Табличка оранжевого цвета по ДОПОГ 30/1267 (нефть сырая) Информационное табло №3 по ДОПОГ (легковоспламеняющиеся жидкости) + -
1268 33 Нефти дистилляты и нефтепродукты, не указанные конкретно Табличка по ДОПОГ 33/1268 (нефти дистилляты и нефтепродукты, н.у.к.) Информационное табло №3 по ДОПОГ (легковоспламеняющиеся жидкости) + -
1268 30 Нефти дистилляты и нефтепродукты, не указанные конкретно Табличка по ДОПОГ 30/1268 (нефти дистилляты и нефтепродукты, н.у.к.) Информационное табло №3 по ДОПОГ (легковоспламеняющиеся жидкости) + -
1300 33 Скипидара заменитель Табличка по ДОПОГ 33/1300 (скипидара заменитель) Информационное табло №3 по ДОПОГ (легковоспламеняющиеся жидкости) - -
1300 30 Скипидара заменитель Табличка по ДОПОГ 30/1300 (скипидара заменитель) Информационное табло №3 по ДОПОГ (легковоспламеняющиеся жидкости) - -
1863 33 Топливо авиационное для турбинных двигателей Табличка по ДОПОГ 33/1863 (топливо авиационное для турбинных двигателей) Информационное табло №3 по ДОПОГ (легковоспламеняющиеся жидкости) + -
1863 30 Топливо авиационное для турбинных двигателей Табличка по ДОПОГ 30/1863 (топливо авиационное для турбинных двигателей) Информационное табло №3 по ДОПОГ (легковоспламеняющиеся жидкости) + -
1920 30 Нонаны Табличка по ДОПОГ 30/1920 (нонаны) Информационное табло №3 по ДОПОГ (легковоспламеняющиеся жидкости) - -
1999 33 Гудроны жидкие, включая битум дорожный, растворенный в нефтяном дистилляте Табличка по ДОПОГ 33/1999 (гудроны жидкие, включая битум дорожный, растворенный в нефтяном дистилляте) Информационное табло №3 по ДОПОГ (легковоспламеняющиеся жидкости) + -
1999 30 Гудроны жидкие, включая битум дорожный, растворенный в нефтяном дистилляте Табличка по ДОПОГ 30/1999 (гудроны жидкие, включая битум дорожный, растворенный в нефтяном дистилляте) Информационное табло №3 по ДОПОГ (легковоспламеняющиеся жидкости) + -
3082 90 Вещество жидкое опасное для окружающей среды, не указанное конкретно Табличка по ДОПОГ 90/3082 (вещество жидкое опасное для окружающей среды, н.у..к.) Информационное табло №9 по ДОПОГ (прочие опасные вещества и изделия) + -
3256 30 Жидкость при повышенной температуре, легковоспламеняющаяся, не указанная конкретно Табличка по ДОПОГ 30/3256 (жидкость при повышенной температуре, легковоспламеняющаяся, н.у.к.) Информационное табло №3 по ДОПОГ (легковоспламеняющиеся жидкости) +/- +
3257 99 Жидкость при повышенной температуре, не указанная конкретно Табличка по ДОПОГ 99/3257 (жидкость при повышенной температуре, н.у.к.) Информационное табло №9 по ДОПОГ (прочие опасные вещества и изделия) +/- +
3295 33 Углеводороды жидкие, не указанные конкретно Табличка оранжевого цвета по ДОПОГ 33/3295 (углеводороды жидкие, н.у.к.) Информационное табло №3 по ДОПОГ (легковоспламеняющиеся жидкости) +/- -
3295 30 Углеводороды жидкие, не указанные конкретно Табличка оранжевого цвета по ДОПОГ 30/3295 (углеводороды жидкие, н.у.к.) Информационное табло №3 по ДОПОГ (легковоспламеняющиеся жидкости) +/- -
3494 336 Нефть сырая сернистая легковоспламеняющаяся токсичная Табличка по ДОПОГ 336/3494 (нефть сырая сернистая легковоспламеняющаяся токсичная) Информационное табло №3 по ДОПОГ (легковоспламеняющиеся жидкости)+Информационное табло №6.1 по ДОПОГ (токсичные вещества) +/- -
3494 36 Нефть сырая сернистая легковоспламеняющаяся токсичная Табличка по ДОПОГ 336/3494 (нефть сырая сернистая легковоспламеняющаяся токсичная) Информационное табло №3 по ДОПОГ (легковоспламеняющиеся жидкости)+Информационное табло №6.1 по ДОПОГ (токсичные вещества) +/- -

У вас остались вопросы?

Оставьте заявку на консультацию со специалистом