Главная Медиа Статьи АВТОЦИСТЕРНЫ И НАЛИВНЫЕ ГРУЗЫ СПЕЦИАЛЬНЫЕ АВТОЦИСТЕРНЫ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

Специальные автоцистерны для перевозки опасных грузов

Специальные автомобили для перевозки опасных грузов ADR

Перевозка опасных грузов осуществляется только специально приспособленными для этих целей автотранспортными средствами, которые не должны включать более одного прицепа или полуприцепа. 

Для защиты бензовозов от статических, атмосферных и электрических зарядов при движении и на стоянке. Все автотранспортные средства, занятые на перевозках опасных грузов, должны быть оборудованы металлической заземлительной цепочкой с касанием земли на длине 200 мм и металлическим штырем.

Кузова автотранспортных средств, перевозящих грузы навалом, не должны иметь механических повреждений. Кузова типа фургон обязательно должны иметь надежные замковые устройства, обеспечивающие высокую надежность закрытия дверей кузова и позволяющие их опломбировать. При перевозке опасных грузов в автомобилях, крытых брезентом, необходимо, чтобы брезент был сделан из огнестойких материалов или имел огнестойкую пропитку и был надежно закреплен со всех сторон, закрывая борта кузова не менее чем на 200 мм. Автомобили, систематически используемые для перевозки взрывчатых легковоспламеняющихся веществ, должны оборудоваться выпускной трубой глушителя с выносом ее в сторону перед радиатором и наклоном вниз.

Если расположение двигателя не позволяет произвести такое переоборудование. Такая защита конструкции может быть изготовлена в форме усиливающих колец, защитных колпаков. Все цистерны объемом свыше 2 000 л оборудуют дополнительными клапанами, но не более двух на цистерну. Цистерны меньшего объема изготавливают с предохранительными мембранами. Для перевозки различных опасных грузов (ГСМ, ЛВЖ, взрывчатые вещества, химикаты, взрывоопасные грузы - уголь, мука и т.п.) на грузовых автомобилях предусматривается комплекс технических доработок, позволяющих в значительной степени снизить вероятность воспламенения перевозимого груза в процессе перевозки.

Изменение конфигурации выпускного тракта

Наиболее важной доработкой является изменение конфигурации тракта выпуска отработанных газов и установка на глушитель искрогасителя. Выпускной тракт и его элементы довольно сильно нагревается, в процессе эксплуатации возникают небольшие утечки нагретых до высокой температуры газов через соединения, а при возникновении различных неисправностей в двигателе или значительном скоплении сажи в выпускном тракте, возможен выброс раскаленных частиц или открытого пламени из выпускной трубы.

В случае стандартного расположения системы выпуска внутри колесной базы грузового автомобиля возможно воспламенение груза в указанных выше случаях. Для предотвращения такого развития ситуации выпускной тракт переносится вперед и располагается в районе переднего бампера, что позволяет максимально отдалить выпускные трубы и глушитель от опасного груза. На срез выпускной трубы монтируется специальное устройство искрогаситель, которое препятствует выходу из трубы раскаленных частиц сажи и искр.

Бронирование топливного бака

Бронирование топливного бака представляет собой помещение бака в специальный защитный контейнер, предотвращающий повреждение относительно низко расположенного топливного бака автомобиля в результате ДТП, наезда на препятствия по движению по пересеченной местности. Возможны различные варианты исполнения контейнера от решетчатого до цельнолистового с закрывающейся на замок крышкой.

Экранирование электропроводки

Электропроводка автомобиля для перевозки опасных грузов одно из потенциально опасных узлов в плане возникновения нагрева и открытого пламени. В результате различных повреждений электрических жгутов или потребителей (фонари, датчики и т.п.) возможно возникновение короткого замыкания на металлические детали шасси автомобиля, что в ряде случаев приводит к воспламенению изоляции электропроводов и возможному возгоранию груза.

Также одним из слабых мест являются многочисленные контактные группы и предохранители, слабый контроль за которыми со стороны эксплуатирующих автомобиль механиков и водителя, способен вызвать нагрев контактов с последующим оплавлением изоляции и коротким замыканием. Экранирование проводки производится с целью максимально изолировать электрическую систему от окружающей среды. Жгуты убираются в несгораемые металлические или полимерные рукава, а открытые контактные группы - в специально изготавливаемые металлические монтажные боксы.

Проблесковые маячки

Для обозначения на дороге автомобилей, перевозящих опасные грузы, они оборудуются проблесковыми маячками различных конструкций. Возможна установка как одиночных маячков, так и сдвоенных, блочных и т.п. Проблесковые маячки устанавливаются на крышу кабины автомобиля на специальный кронштейн, без сверления крыши. Возможна установка проблескового маячка непосредственно на крышу автомобиля.

Автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов, должны иметь следующее оснащение независимо от класса грузов:

  • Два огнетушителя, вместимостью не менее 5 л, содержащих вещества, инертные по отношению к перевозимому грузу;
  • Портативный огнетушитель для тушения пожара в двигателе автомобиля;
  • Набор ручного инструмента для аварийного ремонта, изготовленного из материалов, не дающих искры или имеющих искрогасящие покрытия;
  • Не менее одного противооткатного упора, соответствующего диаметру колеса;
  • Два фонаря автономного питания с мигающими (или постоянными) огнями оранжевого цвета. Если огни автомобиля не исправны, то в случае стоянки ночью или при плохой видимости эти фонари должны устанавливаться на дороге на расстоянии примерно Юм впереди и позади автомобиля;
  • Аптечку и средства первичной нейтрализации перевозимых опасных веществ;
  • Лопату (совковую), необходимый запас песка (25 кг) и кошму для тушения пожара;
  • Средства индивидуальной защиты водителя СИЗ и сопровождающего персонала.

Общие требования к цистернам для перевозки опасных грузов

Цистерны, используемые для перевозки опасных грузов, могут быть изготовлены или переоборудованы только по конструкторской документации, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Поверхность цистерны не должна иметь следов коррозии и вмятин. Окрашенные части цистерны не должны иметь повреждений. Корпус цистерны должен быть подсоединен к шасси с помощью прочного электрического кабеля с указанием знака заземления.

В пожаро и взрывоопасных зонах цистерн запрещается применение электрооборудования, изготовленного неспециализированными организациями, а также кабелей и проводов с полиэтиленовой изоляцией и кабелей в полиэтиленовой оболочке.

Цистерны должны быть оборудованы площадками обслуживания люков, стационарными или откидными поручнями в зоне обслуживания, лестницами для подъема на площадку обслуживания. Предохранительные клапаны, разрывные мембраны, запорная аппаратура и заглушки должны быть окрашены в красный цвет. Специальные требования к оборудованию транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов 3 класса опасности.

При перевозке опасных грузов класса 3 грузовым бортовым транспортным средством должны соблюдаться следующие требования:

  • Кузов должен быть прочным, не иметь щелей;
  • Кузов должен отделяться от кабины водителя на расстояние не менее 150 мм.;
  • Для внутреннего покрытия необходимо использовать материалы, не вызывающие искр и не способные образовывать опасные соединения с нефтепродуктами.

Транспортные средства с цистернами, предназначенные для перевозки опасных грузов 3 класса опасности, оборудуются следующими устройствами для отвода статического электричества:

  • Заземляющей цепочкой из не искрообразующих материалов или лентой из электропроводящей резины, электропроводно соединенной с корпусом цистерны, имеющей касание земли на длине 200 мм.;
  • Розеткой с защитным кожухом, электропроводно соединенной с корпусом цистерны;
  • Гибким многожильным проводом сечением площадью не менее 2,5 мм2 и длиной не менее 20 м с двухполюсными вилками на концах для присоединения к заземлительному контуру в пунктах погрузки и разгрузки;
  • Металлическим тросом длиной не менее 7 м с клином (штырем) длиной не менее 0,5 м.

На транспортном средстве, предназначенном для перевозки опасных грузов класса 3, дополнительно должны иметься лопата, топор, кошма размерами не менее 1,5×1,5 м, емкость, заполненная сухим песком массой не менее 25 кг. Огнетушители, другие противопожарные средства и шанцевый инструмент на подвижном составе крепятся в местах, предусмотренных для этих целей заводом-изготовителем. Инструмент и принадлежности должны быть в пригодном для использования состоянии и надежно закреплены в отведенных для них местах.

Каждая цистерна (секция) транспортного средства должна быть оборудована устройствами и приспособлениями для пломбирования запорной арматуры. Раздаточные краны и сливно-наливные патрубки в транспортном положении должны быть зачехлены или закрыты заглушками. Транспортное средство с цистерной должно быть оборудовано устройством для хранения рукавов во время передвижения, ящиками для укладки запасных частей, специнструмента и принадлежностей. Конструкция ящиков для рукавов должна обеспечивать слив случайно пролитого нефтепродукта и предохранять от проникновения внутрь пыли и атмосферных осадков. Наружные элементы рукавов не должны иметь механических повреждений.

Двери, ящики, пеналы должны легко, без заеданий закрываться, открываться и надежно запираться. Дверки и крышки шкафов, а также места для доступа к транспортируемому нефтепродукту должны быть приспособлены для пломбирования. На цистерне должна быть табличка с предупреждающей надписью «При наливе и сливе автоцистерна должна быть заземлена». Цистерны предназначенные для перевозки нефтепродуктов, должны иметь исправные крышки наливных люков с уложенными в их пазах прокладками, а также скобы, рычаги и нажимные винты. Кроме того, они должны иметь исправный дыхательный клапан. Сетка и корпус дыхательного клапана должны быть очищены от загрязнений.

У вас остались вопросы?

Оставьте заявку на консультацию со специалистом

Оставить заявку