Главная Медиа Статьи В ПОМОЩЬ ВОДИТЕЛЮ ДАЛЬНОБОЙЩИКУ ЗИМНИЕ ПРИСАДКИ В ТОПЛИВО И МАСЛО

Зимние присадки в топливо и масло

Присадки в топливо

Не рекомендуем увлекаться добавлением присадок, особенно чистящих и неизвестного производства в зимний период. Чистящая присадка имеет свойство вымывать всю грязь из бака и трубопроводов и все это гнать в топливный насос. Фильтр не все может задержать. В результате - большие расходы на ремонт насоса или двигателя.

На зиму можно запастись антигелем. Его добавляйте в топливо согласно инструкции и до момента загустения солярки, а после - уже не подействует. Хотя солярка с новых, приличных заправок при более-менее низкой температуре (порядка -10-15°С) не должна сильно загеливаться.

Лучше всего поинтересоваться у знакомых дизелистов, где они заправляются, и не заливать полный бак на "непроверенных" заправках чтобы в случае проблем было легче выкатать плохую солярку. Рекомендуем молибденовую присадку в масло фирмы REDEX.

Во-первых, соединения молибдена, содержащиеся в ней, входят в молекулярное взаимодействие с трущимися поверхностями в двигателе и создают тонкий защитный слой, уменьшающий износ и трение.

Во-вторых, эти соединения затягивают микротрещины и небольшие повреждения поверхности. Хватает ее надолго, т.е. защитный слой не смывается при замене масла. На практике это выражается в резком уменьшении шумов при работе двигателя и экономии горючего.

Можно также профилактически добавлять немного т.н. кондиционеров, т.е. присадок, призванных улучшать показатели топлива. Производители приписывают им магическое действие по связыванию воды, повышению цетано-вого числа, уменьшению расхода, и т.д.

Старайтесь покупать все присадки в топливо одной фирмы. Они вроде и совместимы, но лучше не рисковать со смешиванием присадок разных фирм. Не экспериментируйте с присадками для повышения компрессии: когда нужна замена колец - "покойника припарками не оживишь", а навредить они могут очень сильно.

ИЗ ЛЕТНЕЙ СОЛЯРКИ-ЗИМНЮЮ Возможно ли такое?

Вы, наверное, уже догадались, что речь пойдет не о промышленном производстве столь ценного в наших климатических условиях зимнего дизельного топлива. И уж тем более не о новом способе мошенничества. Просто попытаемся, поставить себя на место водителя грузовика, которому в первые морозные дни "не повезло" с топливом. Конечно, факел, примус или паяльная лампа у него всегда под рукой, но помучиться все равно придется. А уж долго или нет -зависит от конкретной ситуации.

Попробуем добавить немного оптимизма. Речь пойдет о специальных препаратах - антигелевых присадках к дизельному топливу, предназначенных , для улучшения его "зимних" свойств. Как обычно, в нашем эксперименте приняли участие несколько образцов подобных препаратов. Это STP Diesel Anti Gel, K&W Anti Gel, Jet go Diesel Fuel Conditioner, Wynn's Ice proof for diesel и "Аспект-Модификатор". Такая представительная компания собрана не столько ради определения лучшего или худшего среди них, сколько с целью более полно представить продукты, встречающиеся на рынке.

По мере понижения температуры воздуха на улице дизельное топливо "переживает" три стадии: вначале мутнеет, затем достигает так называемого предела фильтруемости и, наконец, застывает.
Температура помутнения характеризует начало гелеобразования содержащихся в топливе парафиновых углеводородов.

Эта характерная температура после добавления в летнее топливо испытуемых присадок почти не изменилась Все верно, ведь подобные депрессорные присадки не растворяют парафинов и не уменьшают их количества, а лишь связывают их, не позволяя объединяться в большие сгустки. Температура предела филь-труемости - не менее важный показатель. Ведь проблемы возникают уже тогда, когда первые сгустки парафинов начинают забивать фильтры. Последняя графа в таблице - температура застывания - показывает некий теоретический предел температуры, до которой вообще может "работать" топливо.

Что же показали испытания? Если у летнего топлива предел фильтруемости -7°С, то при "правильном" добавлении какой-либо из присадок он опускается до -10°С. Температура застывания при этом снижается с -13* до -22-29°С. Что ж, неплохо. Осталось разобраться, что значит "при правильном добавлений". Оказывается, что необходимо соблюсти не только рекомендованную производителем концентрацию препарата, но и температуру смешивания! А это значит, что "химичить" следует заблаговременно и "в тепле", пока проблемы с осаждением парафинов еще не начались.

Следует отметить еще два важных момента.

Во первых, подобные присадки не позволяют сделать из, летнего топлива "настоящее" зимнее (c температурой застывания" -35°С). Во-вторых, эффект от их использования снижается с температурой. Так, попытка сделать из зимнего топлива арктическое даст меньший эффект, чем в наших опытах: в лучшем случае удастся выгадать 3-5 градусов.  Эффективность всех присадок зависит от группового и фракционного состава топлива, а он, в свою очередь, определяется сырьем и технологией производства солярки.

Можно бороться с застыванием дизельного топлива, добавляя в него керосин или бензин. Они в состоянии растворить некоторое количество парафиновых углеводородов. А можно ли сочетать это народное средство с добавкой описанных присадок? Оказывается, можно. При этом часть парафинов растворит в себе керосин, а еще часть будет связана депрессорной присадкой. Правда, общий эффект окажется несколько меньше, чем вы ожидаете. Однако даже если мы, взяв летнее дизельное топливо, произведем над ним не две, а двадцать две магические операции, получить из него арктическое все равно не удастся. Для этого придуманы более действенные промышленные методы.

Дизельная алхимия АНТИГЕЛЬ ИЛИ ДЕПРЕССАТОР?

Чтобы летнее дизельное топливо для дизельных двигателей стало пригодным к использованию в холодное время года, нужно найти эффективные рычаги воздействия на кристаллы парафинов, неизбежно образующиеся в нем при понижении температуры. Частично с этой задачей справляются так называемые депрессорные присадки: не оказывая влияния на общее содержание парафинов в дизтопливе, депрессаторы модифицируют и размельчают выпадающие кристаллы, давая возможность топливу даже при низких температурах сохранять приемлемую текучесть и беспрепятственно проходить через фильтры тонкой очистки.

Однако ни одна депрессорная присадка не спасает зимнюю солярку от выпадения парафиновых углеводородов, в результате чего при хранении в условиях низких температур топливо разделяется на два слоя: верхний - прозрачный и нижний - мутный. Если расслоение произошло в баке, то двигатель, скорей всего, запустится, но проработает недолго - кристаллическая фаза неоднородного топлива быстро забьет фильтрующие элементы, из-за чего мотор заглохнет или откажется работать под нагрузкой. Очень "высокую склонность к расслоению при низких температурах проявляет летнее дизельное топливо, разбавленное бензином, хотя такой способ приготовления "зимней" солярки в свое время был даже рекомендован Госагропромом.

Зависимость простая: чем больше массовая доля бензина, тем выше вероятность расслоения. Кроме того, разбавленное дизтопливо обладает худшими смазывающими свойствами, и это непременно скажется на долговечности топливной аппаратуры. Чтобы подстраховать солярку от расслоения, химики придумали препараты класса "антигель". Эти составы переводят парафин во взвешенное состояние, в результате чего топливо становится однородным по всему объему и не дает осадка.

В ЛАБОРАТОРИИ

Потребительские качества каждого из шестнадцати образцов зимних присадок мы оценивали по трем показателям. Во-первых, по внешнему виду самого продукта (однородность, наличие видимого осадка и т. д.). Во-вторых, по изменению предельной температуры фильтруе-мости (по ГОСТ-22254) и в-третьих, по температуре застывания (по ГОСТ-20287). Испытания проводились на типичном образце летнего дизельного топлива, причем введение присадок производилось в максимальной указанной на этикетке концентрации.

С радостью сообщаем, что четырнадцать из шестнадцати образцов и впрямь позволили с тем или иным успехом приблизить характеристики летнего дизельного топлива к зимнему. Особенно выделим образцы N 2 (присадка Ас-пект-Д, указанный производитель - АО Аспект, Россия), N 14 (присадка Aviex Anti-Gel and Fuel Conditioner, указанный производитель - K&W Products, США) и N 16 (присадка Hi-Gear Iceberg Super Antigel, указанный производитель - Hi-Gear Products, Inc., США). Эффективность этих средств - самая высокая.

Девятый и десятый участники теста также отвечают этим требованиям, хотя и без запаса. До указанных в ГОСТе характеристик зимнего дизтоплива не дотянулись образец N 12 (присадка Ice Proof for Diesel, указанный производитель - Wynn's, Бельгия) и N 13 (присадка Дизконт, указанный производитель - Автокон Инвест, Россия).
Некоторую настороженность вызвало и качество образцов NN 5, 6, 9 и 13. По температурным показателям претензий к ним нет, но вот неоднородность состава и наличие ярко выраженного осадка вынудили поставить в протоколах испытаний жирный знак вопроса.

ЛИТЬ ИЛИ НЕ ЛИТЬ?

В условиях хронического дефицита качественного сезонного топлива депрессорные и антиге-левые присадки и впрямь могут существенно облегчить зимнюю эксплуатацию автомобилей с дизельными двигателями. Но не все так просто. Во-первых, любая присадка, будь то антигель или депрессатор, является средством превентивного действия и совершенно бесполезна для применения постфактум, когда содержимое топливного бака уже расслоилось или, того хуже, превратилось в "сметану". Простых способов реанимации замерзшего дизеля нет, и не нужно истязать мотор попытками запуска "с толкача".

Ищите лучше теплый гараж. Во-вторых, эффективность работы зимней добавки сильно зависит от качества заправляемого топлива, и вовсе не факт, что одна и та же присадка окажет одинаково положительное воздействие на топливо с колонки British Petroleum и солярку в баке колхозного трактора. И наконец, в-третьих. Антигели и де-прессаторы модифицируют только растворенные парафины, поэтому для получения реального эффекта присадку нужно добавлять в теплое топливо.

Температура помутнения летнего дизельного топлива (начала выпадения кристаллов парафина) составляет -5°С. Чтобы депресса-тор имел малейший шанс, температура топлива в момент введения присадки должна быть хотя бы на 10°С выше этой отметки, а если это условие не выполняется, результат будет нулевым. Но как может рядовой автовладелец разогреть топливо? Разве что поставит канистру на кухонную плиту...

Что же получается - замкнутый круг? Отчасти, да. Впрочем, риск заполнения бака "замороженной" соляркой можно снизить, если в холодное время года заправляться на крупных АЗС. Как правило, такие станции производят розлив нефтепродуктов из больших подземных емкостей, имеющих естественную (грунт) или специальную теплоизоляцию. Дизтопливо в таких хранилищах остывает не так быстро, подается в раздаточные магистрали относительно теплым и потому вполне может поддаться влиянию добавок.

С другой стороны, вероятность того, что вместо зимней солярки вам зальют летнюю, гораздо ниже именно на крупных АЗС, принадлежащих фирмам, которые стараются следить за качеством поставляемого топлива.Но тут остается вспомнить старую поговорку: кашу маслом не испортишь.Тем более,что особого вреда от добавления присадок в зимнее топливо не будет. Вопрос переходит в целесообразность дополнительных затрат,и их просто надо соотносить с риском напороться на летнее дизтопливо.

Кстати...

Серьезную конкуренцию химическим добавкам в дизельное топливо составляют компактные электронагреватели,устанавливаемые на патрубки топливозаборников и фильтры тонкой очистки. На российском рынке наиболее доступны нагреватели, выпускаемые киевским заводом Юг.

Имейте в виду, что:

  • Увеличение содержания присадки в топливе сверх ее эффективной концентрации, предписанной инструкцией, не приводит к улучшению низкотемпературных свойств солярки;
  • Введение депрессорной присадки в помутневшее дизтопливо бесполезно, поскольку такая присадка воздействует только на растворенные парафины;
  • При эксплуатации дизеля важна не столько температура замерзания топлива, сколько по рог его фильтруемости;
  • добавление депрессорной присадки в дизтопливо снижает температуру его применения не более чем на 10 градусов;
  • Эффективность работы присадки сильно зависит от качества дизельного топлива;
  • "Тепловозная" солярка, о морозоустойчивости которой ходит немало гаражных слухов, это миф. Нефтепродукта с таким названием не существует.
У вас остались вопросы?

Оставьте заявку на консультацию со специалистом

Оставить заявку