Тара и упаковка для перевозки грузов

Тара и упаковка. 

Виды тары и упаковки для грузоперевозок.

К перевозке любым видом транспорта большинство грузов принимается в упаковке. Упаковка обеспечивает сохранность грузов при транспортировке и выполнении погрузочно-разгрузочных работПомимо того, что упаковка является важным условием обеспечения сохранности грузов, она еще позволяет формировать грузовые единицы (по габаритам или массе), контролировать и учитывать количественные показатели грузов при их отгрузке и выдаче.

Тара и упаковка позволяет рационально использовать грузовой объем транспортных средств, обеспечивать условия для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, пакетирования и маркировки грузов

Читай те таже статью по теме: Тара, упаковка и маркировка для опасных грузов ADR

Тара - это основной элемент упаковки

Основной элемент упаковки, который представляет собой изделие для размещения продукции, является тара. Для перевозки грузов используется транспортная тара (тара, образующая самостоятельную транспортную единицу). Однако условиями договора перевозки может быть предусмотрено, что грузы принимаются к перевозке в потребительской упаковке. Тип и качество упаковки закрепляются в нормативно-технической документации на транспортировку конкретных видов грузов - стандартах, технических условиях, правилах упаковки грузов при перевозке.

Транспортные организации не осуществляют упаковывание и маркировку грузов - это обязанность грузоотправителя. Если же в основе взаимоотношения сторон лежит договор транспортно-экспедиционного обслуживания, в число условий договора может быть включено обязательство транспортно-экспедиционного агентства по упаковыванию грузов и подготовке их к перевозке. 

Классификацию тары осуществляют в зависимости от формы. Наиболее распространенными видами тары, используемой при транспортировке грузов, являются:

ЯЩИКИ

Под ящиком понимается закрытая со всех сторон транспортная тара с корпусом, имеющим в сечении, параллельном дну, преимущественно форму прямоугольника, с дном, двумя торцовыми и боковыми стенками, с крышкой или без нее, изготовленная из досок, фанеры, пластмассы, металла или комбинации упаковочных материалов. Шарниры, запоры, ручки и им подобные должны быть, по возможности, утоплены, гвозди и шурупы также не должны выступать. Тяжелые ящики снабжаются снизу деревянными брусьями, позволяющими выполнение разгрузочно-погрузочных операций с помощью подъемно-транспортных средств. Усиливающие бруски должны быть смещены на дне и крышке в шахматном порядке, чтобы при штабелировании они входили во взаимозацепление и обеспечивали тем самым устойчивую погрузку. При необходимости прочность ящиков повышается за счет окантовки стальной или пластмассовой лентой. Ящики предназначены для упаковки тяжелых и бьющихся грузов.

БОЧКИ

Бочки представляют собой транспортную тару с корпусом цилиндрической или параболической формы, с обручами или зигами катания, с доньями. Бочки могут быть изготовлены из металла, пластмассы или дерева. Винтовые затворы должны надежно закрываться, зажимно-запорные устройства крышек бочек должны фиксироваться. Пробки сливных отверстий должны быть закрыты, например, металлическими пластинами. При отправлении бочек с жидкостью, которая при перевозке может забродить, они снабжаются соответствующими затворами для выпуска газов, препятствующих вытеканию жидкости. Такие затворы с внешней стороны должны иметь обращающую на себя внимание маркировку. Бочки применяются для транспортирования преимущественно жидких грузов в больших количествах. Целесообразность использования бочек определяется нормативно-технической документацией на отдельные грузы (товары).

БАРАБАНЫ

Это транспортная тара с гладким или гофрированным корпусом цилиндрической формы, без обручей или зигов катания, с плоским дном. Барабан имеет цилиндрическую форму в виде обечайки, состоящей из многих слоев бумаги, скрепленных друг с другом. Дно и крышки изготавливаются из многослойной бумаги, клееной фанеры, жести или из комбинации этих материалов. Обечайка и днища соединяются с помощью металлической ленты. Крышки фиксируются с помощью зажимно-запорных устройств. Барабаны могут использоваться для перевозки пастообразных или жидких газов при условии пропитки внутренних стенок или применения пригодных искусственных материалов.

МЕШКИ

Мягкий контейнер разовый МКР, так же называется биг-бэг - это мешок большого объёма 1 м3 и большой грузоподъёмности 1000 кг. изготовленный из полипропиленовой (чаще всего) или капроновой ткани, имеющий грузоподъёмные элементы в виде строп. Мешком называется транспортная мягкая тара с корпусом в форме рукава, с дном и горловиной. Горловина у мешка может быть закрытая или открытая. Мешки должны надежно закрываться. Должны быть исключены случаи самопроизвольного открытия. Использование мешков для упаковки грузов, чувствительных к сжатию, или грузов, которые при незначительном повреждении мешков под влиянием воздуха или пыли могут терять свою ценность, считается нецелесообразным.

КОРОБА


Рассматриваются как достаточная упаковка в том случае, если она изготовлена из прочного плетения, обеспечивает сохранность перевозимых грузов и затворы сконструированы таким образом, чтобы был исключен доступ к грузу во время транспортировки. Прочность короба должна соответствовать массе груза. Ручки и полы должны иметь такую прочность, чтобы они не повреждались при нормальной обработке грузов. Если в короб упаковывается груз, не выдерживающий давления, то короб снабжается прочными крышками и конструируется таким образом, чтобы без повреждения для груза его можно было ставить на другой короб.

ГАЗОВЫЙ БАЛОН

Газовый баллон это ёмкость цилиндрической формы, наполненная газом, находящимся под давлением (до 15 МПа). В верхней её части находится отверстие с резьбой, в которое ввинчивается запорный вентиль. Балон для газа, это сосуд под избыточным внутренним давлением для хранения сжатых, сжиженных (превращающихся в жидкость при повышенном давлении) и растворенных под давлением газов. К газам, хранящимся в сжатом виде при нормальной температуре относятся: кислород, воздух, водород, азот, метан, фтор, гелий и другие газы. Большинство других газов при повышении давления переходят в жидкое состояние и хранятся в баллонах в жидком виде без охлаждения. Например: хлор, аммиак, углекислый газ, закись азота, сжиженные углеводородные газы и другие. Баллон из металла — самое простое и экономное решение проблемы хранения газов. Его корпус изготавливается из малоуглеродистой или легированной стали. Выпускаются ёмкости из металла с объёмом 5, 10, 12, 20, 27, 40 или 50 литров.

КЕГИ







Кег — это металлическая ёмкость (обычно из стали, алюминия или пластмассы), используемая для хранения и транспортировки пива и других алкогольных или безалкогольных напитков, газированных или простых, обычно под давлением. Современные кеги изготавливаются из нержавеющей стали. Современный кег имеет также приспособления для перевозки и складирования, обязательно наличие специального клапана для предотвращения попадания внутрь кега воздуха при перевозке и хранении. Для розлива пива на кег надевают заборную головку. Существуют заборные головки для ручного розлива, оснащённые насосом и краном, но чаще напитки из кегов извлекаются путём подачи в кег смеси углекислого газа и азота из баллона, для чего в заборной головке имеется соответствующий патрубок, а затем через охладитель подаются к разливным колонкам. ПЭТ-кеги популярны не только в России, но и в странах Восточной Европы. Их объем составляет 15, 20 и 30 литров, тогда как максимальный объем стальной кеги достигает 50 литров.

СТЕКЛЯННЫЕ БАЛЛОНЫ

Могут рассматриваться, как достаточная упаковка только в том случае, если стеклянные сосуды обернуты эластичным легким материалом, уложены в толстостенную защитную емкость, имеющую крышки и ручки. Мягкий слой должен распределяться равномерно и иметь толщину не менее 4 см. В отличие от других упаковок стекло подлежит повторной обработке. Его можно использовать снова. Оно не поглощает и не выделяет вредных веществ. Нейтрально для любого наполнителя. Его используют для хранения маринадов, джемов, компотов, вина, горючих смесей, химических веществ и многого другого. Стекло не окисляется и не разрушается при правильном использовании.

КИПЫ и РУЛОНЫ









К киповым относят грузы, перевозимые в кипах и тюках. Кипа представляет собой спрессованную массу материала правильной геометрической формы. Ценные грузы в кипах обшиваются тканью и увязываются стальной лентой или проволокой. Могут использоваться в качестве упаковки, если они содержат грузы, которые могут подвергаться механическим усилиям (сжатие, удары, толчки) и загрязнению, упакованы в достаточно стойкий материал и надежно закрыты. Упаковка в кипах может быть также изготовлена из комбинации упаковочных материалов. Усиление упаковки достигается за счет деревянных планок. Независимо от этого кипы должны прочно обвязываться. Упаковка из бумаги, ткани, гофрированного картона, пластмассовой пленки не может считаться достаточной.

КЛЕТКИ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ

Клетка предназначена как для содержания, так и для транспортировки животных. Клетки должны быть достаточно прочными, иметь сплошной пол и сконструированы таким образом, чтобы в любом случае был доступ воздуха. Расстояние между брусками решетки должно быть таким, чтобы животные не могли просунуть наружу части туловища. Двери и крышки должны быть зафиксированы от непреднамеренного открывания.

ФЛЯГИ

Представляют собой транспортную многооборотную тару с корпусом цилиндрической формы и цилиндрической горловиной, диаметр которой меньше диаметра корпуса, с приспособлением для переноса и крышкой с затвором. Существует фляга молочная алюминиевая или стальная. Первая делается цельнотянутая (ФА), вторая - сварная луженая (ФЛ). По объему предусмотрено 4 вида: 25л., 35л., 38л. и 40л. Фляга не должна влиять на органолептические свойства молока. Запорное устройство обязано иметь возможность пломбирования. Минимальный срок службы алюминиевой модели – 5 лет. Сделанная из легкого, довольно прочного и дешевого материала, фляга идеально подходит для сбора, перевозки и хранения большинства жидких продуктов: воды, молока и молочных изделий, растительного масла, меда и прочих.

ЕВРОКУБ

Еврокуб (IBC контейнер) это емкость в форме куба, установленная в жесткую металлическую обрешетку. Дно евроконтейнера выполнено в виде поддона - деревянным, пластиковым или стальным. Это очень удобно, так как существует возможность транспортировать еврокуб вилочным погрузчиком. Емкость изготовлена из очень прочного полиэтилена низкого давления (ПЭНД). Сверху еврокуба находится горловина диаметром 150-500 мм для заливки продукта перевозимого в еврокубе. Снизу еврокуба установлен сливной кран, не выходящий за габариты куба. Вся конструкция может выдерживать высокие нагрузки, обеспечивается высокая опорожняемость емкости. Контейнер обеспечивает высокую степень механической защиты содержимого, а пластиковая емкость – абсолютную герметичность.

КОРОБКИ

Эта тара с корпусом разнообразной формы, с плоским дном, закрываемая крышкой съемной или на шарнире. Возможна любая форма коробок, но с обязательным условием, что дно и крышка должны быть плоскими. Трехслойный гофрокартон из которого производят коробки, используется для транспортировки и хранения широкого спектра товаров, от техники и одежды до алкоголя. Пятислойный гофрокартон применяют – для крупногабаритных и хрупких грузов. Семислойный используют – для особо ценных и хрупких предметов.

ПАЛЛЕТЫ

Паллеты и поддоны разделяются между собой по размеру, количеству досок, присутствию фасок и собственного клейма. Для транспортировки товаров может использоваться: сертифицированный европаллет (EUR) и сертифицированный финский паллет. Каждый их них делится по сортам: высший сорт, к которому относятся новые паллеты, без трещин или потертостей, которые использовались менее 3 раз, первый — только надежные паллеты белого цвета, при отсутствии трещин, а также второй — допускается наличие небольшого количества загрязнений, потемнений дерева и маленьких трещин, а также могут быть отремонтированы и восстановлены.

ПАЛЛЕТНЫЙ БОРТ

Палетные борта – надежный и качественный способ жесткой упаковки груза для дальнейшей транспортировки. Это контейнеры из прочных сортов дерева, состоящие из одного или нескольких ярусов. Паллетный борт в виде одного яруса имеет стандартные размеры по ГОСТ 9078-84 – 800*1200*145 мм, обрешетка выполняется по индивидуальным габаритам груза. Палетная конструкция выполняется из стандартной палеты, бортов и крышки, обрешетка – каркас из дерева, состоящий из сколоченных брусков и досок. Максимальный размер партии товара 1200 х 800 х 2000 мм. (длина, ширина, высота). Паллетный борт имеет ограничения по весу груза – 1000 килограмм.

ОБРЕЩЁТКА

Обрешетка - это защитный каркас из определенного материала, который используется для перевозки ценных и хрупких грузов. От габаритов груза, материалов из которых он изготовлен зависит форма каркаса. Груз замеряется и на основе замеров изготавливается жесткая тара для транспортировки. Чаще всего обрешетка применяется, для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и хрупких изделий. Обрешетка товара изготавливается по месту из досок и пиломатериалов, тщательно подгоняется под размеры предмета. Такая тара надежно защищает груз от механических повреждений и от проникновения посторонних лиц. Однако обрешетка увеличивает габариты груза до 30%.

Требования к таре и упаковке

Виды тары и упаковки, упаковочных средств, которые следует использовать при упаковывании конкретных грузов, устанавливаются в стандартах, технических условиях, иной нормативно-технической документации на эти грузы. Для большинства грузов требования к упаковке и таре установлены в ГОСТах на продукцию. Требования к упаковке и таре зависят от разнообразных факторов — от вида груза, его массы, размера, формы, пр. Также определяющим фактором при выборе упаковки и тары являются конструкция, состав и характеристика продукции, обусловливающие особые правила обращения с грузами при их транспортировке и погрузочно-разгрузочных работах.

Упаковывание грузов для их транспортировки должно производиться и с учетом безопасности тары для транспортных средств и работников, занятых в транспортном процессе. Это означает, что упаковка и тара не должны иметь выступающих частей (гвоздей, концов проволоки или стальной ленты, пр.), способных повредить транспортное средство, другие грузы, а также привести к травмированию работников.

При эксплуатации тары необходимо выполнять ряд требований:

  1. Тару следует загружать не более номинальной массы брутто;
  2. Способ загрузки тары должен исключать появление остаточных деформаций тары;
  3. Груз в таре должен находиться ниже уровня ее бортов;
  4. Опрокидывающиеся стенки тары должны быть в закрытом положении.

На каждую партию упакованных грузов (товаров) составляют либо общий упаковочный лист, либо упаковочный лист на каждое грузовое место. Общий упаковочный лист на партию вкладывается в грузовое место № 1 каждой отправляемой партии. Иная сопроводительная документация также подлежит упаковыванию. Как правило, она вкладывается в конверты из водонепроницаемой бумаги или водонепроницаемые пакеты.

К транспортной таре и оборудованию, также относятся контейнеры, танк-контейнеры и автоцистерны.

Под контейнером понимается транспортное многократно используемое оборудование для перевозки и временного хранения грузов с объемом 1 м3 и более, имеющее приспособления, обеспечивающие механизированную установку и снятие его с транспортных средств. Контейнер представляет собой полностью или частично закрытую емкость, предназначенную для помещения в нее грузов.

Контейнер является приспособлением, имеющим неизменные характеристики, и в силу этого он является достаточно прочным, чтобы служить для многократного использования. Его конструкция позволяет осуществлять перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта без промежуточного перезатаривания грузов, а также облегчает грузовые операции (перегрузку с одного транспорта на другой), а также хранение помещенных в контейнер грузов.

В зависимости от назначения контейнеры классифицируют на:

  1. Универсальные (контейнеры, предназначенные для перевозки широкой номенклатуры штучных грузов в таре, без нее или в облегченной упаковке). В соответствии с ИСО (Международной организацией стандартизации) универсальные контейнеры подразделяются на межконтинентальные (крупнотоннажные) и внутриконтинентальные (массой брутто 2,5 т). К универсальным также относятся малотоннажные контейнеры массой брутто 0,625 и 1,25 т.
  2. Специализированные (контейнеры, предназначенные для многократной перевозки и хранения грузов определенной номенклатуры (жидких, насыпных, опасных, скоропортящихся и прочих)). Специализированный контейнер представляет собой конструкцию, стандартную по размерам и максимальной массе брутто. По условиям нормативно-технических документов большинство специализированных контейнеров должны иметь обозначения и надписи, информирующие о виде помещенного в них груза.

Правильная подобранная упаковка и тара гарантируют сохранность груза при перевозке.

Читай те таже статью по теме: Тара, упаковка и маркировка для опасных грузов ADR

У вас остались вопросы?

Оставьте заявку на консультацию со специалистом

Оставить заявку