Главная Медиа Статьи ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУЗА И ТРАНСПОРТА ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ - ТАРА, УПАКОВКА И МАРКИРОВКА

Тара, упаковка и маркировка опасных грузов ADR

ГРУЗЫ ОПАСНЫЕ

ТАРА, УПАКОВКА И МАРКИРОВКА

Перемещение опасных грузов связано с рядом серьезных рисков. Поэтому предъявляя их к перевозке, владелец должен предпринять максимальные меры, которые обезопасят персонал, население и окружающую среду. Это касается не только правильного выбора транспортного средства, а маркировки и упаковки. Дополнительно читайте национальный стандарт Российской Федерации ГРУЗЫ ОПАСНЫЕ маркировкаИздание официальное.

Тара и упаковка для опасных грузов

К таре, в которой перевозят такие продукты, предъявляют строгие требования. Если использовать неправильные материалы, неправильно соединять элементы упаковочных изделий, могут возникнуть аварийные ситуации.

Для транспортирования опасных грузов применяются следующие виды упаковочной продукции:

  • Барабаны картонные;
  • Бочки;
  • Канистры;
  • Мешки;
  • Фляги;
  • Ящики;
  • Комбинированная тара, состоящая из внешней оболочки и внутреннего сосуда.

Изготавливают их из разных материалов, в зависимости от свойств перевозимых продуктов. Это алюминий, сталь, полимеры, древесина, фанера, бумага, картон, ткань и другие.

Классы упаковки устанавливаются по степени опасности груза:

  • Высокий;
  • Средний;
  • Низкий.

В каждую единицу тары помещается количество вещества, не превышающее пределов, указанных в правилах транспортировки опасных грузов на автомобильной технике.


Маркировка тары при перевозке опасных грузов

Согласно положений главы 1.4 ДОПОГ, отправитель опасных грузов предъявляет к перевозке только грузы, соответствующие требованиям ДОПОГ. Ему предписано, в числе прочего, использовать тару, которая допущена и пригодна для перевозки соответствующих веществ и имеет маркировку, соответствующую ДОПОГПорядок маркировки тары для перевозки опасных грузов изложен в главе 6.1 ДОПОГ

Нанесённая на тару маркировка означает:

  • Тара соответствует типу конструкции, успешно прошедшему испытания;
  • Отвечает требованиям к изготовлению этой тары;
  • Маркировочный знак не обязательно означает, что тара может быть использована для любого вещества.

Требования к маркировке тары:

1. Каждая тара, предназначенная для использования в соответствии с требованиями ДОПОГ, должна иметь в соответствующем месте долговечную и разборчивую маркировку;

2. Отношение маркировки к размеру тары должно быть таким, чтобы маркировка была ясно видимой;

3. При весе упаковки брутто более 30 кг. маркировка или её копия наносится на верхнюю или боковую стороны;

4. Буквы, цифры, символы должны быть высотой не менее 12 мм; 

5. Для тары вместимостью менее 30 кг. (литров) - не менее 6 мм, менее 5 кг. (литров) - соотносимого размера;

Маркировка должная содержать в установленной последовательности через пробел или знак " / " :

  • символ ООН для тары;
  • символ МПОГ/ДОПОГ для составной тары из стекла фарфора или керамики и легкой металлической тары, удовлетворяющей упрощенным условиям;
  • код типа тары;
  • код, состоящий из двух частей.

Буквы, обозначающей группу(ы) упаковки, на отнесение к которым тара прошла испытание:

  • для групп упаковки I, II, III;
  • для групп упаковки I, II;
  • для группы упаковки III.

Ввеличины относительной плотности, округленной с точностью до первого десятичного знака, на которую был испытан тип конструкции тары, не имеющей внутренней тары и предназначенной для содержания жидкостей. Её можно не указывать, если относительная плотность не превышает 1,2. На таре, предназначенной для удержания твердых веществ или внутренней тары, надлежит указывать значение максимальной массы брутто в килограммах.

На легкой металлической таре, маркированной символом "МПОГ/ДОПОГ" в соответствии с пунктом 6.1.3.1 a) ii), предназначенной для удержания жидкостей, вязкость которых при 23°C превышает 200 мм²/с, надлежит указывать значение максимальной массы брутто в килограммах;

Либо букву "S", указывающую, что тара предназначена для перевозки твердых веществ или внутренней тары, либо – для тары, предназначенной для удержания жидкостей (кроме комбинированной тары), – величину испытательного давления в успешно прошедших гидравлических испытаниях, в кПа, округленную до ближайшего десятикратного значения в кПа. На легкой металлической таре, маркированной символом "МПОГ/ДОПОГ" в соответствии с пунктом 6.1.3.1 a) ii), предназначенной для удержания жидкостей, вязкость которых при 23°C превышает 200 мм²/с, надлежит указывать букву "S";

Две последние цифры года изготовления тары. На таре типов 1H и 3H надлежит также указывать месяц изготовления, который можно проставлять отдельно от остальной маркировки. С этой целью можно использовать следующий способ:

Обозначение государства, санкционировавшего нанесение маркировки, с указанием отличительного знака автомобилей, находящихся в международном движении;

Название изготовителя или иное обозначение тары, указанное компетентным органом.

Пример маркировки тары 

4G/Y145/S/13

RUS/GOFRA

Новый ящик из фибрового картона,для I и II групп упаковки, максимальная масса брутто 145 кг., для твердых веществ, год изготовления- 2013, Россия, ПО "Гофра"

Требования к таре опасных грузов

Нужно, чтобы применяемая тара соответствовала следующим нормам:

  • Сохранность при перевозке и сбережении;
  • Инертность по отношению к грузу;
  • Для полимеров — устойчивость к старению вследствие ультрафиолета, воздействия упаковываемого вещества;
  • Сварные швы на емкостях для перевозки жидкостей с объемом более 40 дм3, для твердых текучих грузов до 40 дм3 — механически закатанные или сваренные;
  • Для алюминиевых барабанов и бочек — приварные фланцы, наличие сварных швов, на тех участках, что соединяют донья со стенками — наличие защитных обручей;
  • Два и более гофра катания на металлических бочках и барабанах или два обруча, точечная сварка недопустима.

Для производства фанеры, из которой изготавливают тару, используют только водостойкий клей, крышку барабана выкладывают изнутри бумагой или другим материалом, чтобы предотвратить высыпание продукта в кузов или на землю.

Металлические ящики внутри выстилают картоном или войлоком. Их стенки, дно, крышку изготовляют из цельной доски или щитов, скрепленных кромочными соединениями К-1–К-6 на клею или рифлеными металлическими накладками (скрепками). Пенопластовые ящики производят из формованного пенопласта, нижняя часть имеет полости по форме перевозимой тары, верхняя закрывает и плотно прикрепляется к корпусу бумажной лентой. Не допускается, чтобы крышка или пробка тары контактировали с верхней частью ящика. Предусматривают не менее трех слоев в бумажных мешках.

В комбинированной таре сосуды, изготовленные из полимеров, должны плотно вставляться в наружную оболочку. Если внутренняя часть изготовлена из фарфора, стекла или керамики, ее плотно укупоривают. После помещения в ящики, корзины и т. д. промежутки заполняют инертными прокладками, поглощающим материалом. Это не позволит сосуду перемещаться при транспортировке. При этом наружная часть тары должна быть такой, что полностью защищает внутреннюю составляющую от повреждений.


Испытания

Всю упаковку опасных грузов по ДОПОГ проверяют на удар при свободном падении, а также на штабелирование (последний — за исключением мешков), некоторые виды — на герметичность, гидравлическое давление.

Внутреннюю часть комбинированной тары допускается не испытывать. Но для этого должны соблюдаться следующие условия:

  • Объединяются разные типы внутренней тары, которые были испытаны в наружной;
  • Сменные внутренние сосуды соответствуют размеру или меньше тех, что использовались ранее, и той же конструкции либо формы, из того же или более прочного материала. Размер горла такой же или меньше с аналогичной укупоркой;
  • Для заполнения пустот используется достаточно прокладок.

Серийные образцы для упаковки опасных грузов тестируют по нормам соответствующей технической документации. На герметичность проверяют каждую единицу тары для транспортировки жидкостей, в том числе после реставрации. Для заполнения емкостей могут использовать воду или антифриз.

Для испытания на удар в свободном падении тару заполняют продуктом, который предстоит транспортировать, или его эквивалентом с такими же свойствами.

Согласно принятым стандартам, соблюдают и другие требования:

  • При проверке на свободное падение наполнение жидкостью составляет 98%, твердыми веществами — 98% от объема посуды;
  • До испытания деревянные бочки выдерживают с водой не меньше 24 часов, картонную и бумажную — столько же при влажности 45–55%, температурой 21–25 °C.

Испытание на удар проводят, придерживаясь норм ГОСТ 18425.

На герметичность проверяют сжатым воздухом. Показатели избыточного давления для упаковки первой группы составляют 30 кПа, для второй и третьей — 20 кПа. Если для этого прибегают к погружению в воду, то давление увеличивают на показатель гидростатического давления жидкости в нижней части образца. При любом виде проверки — и этом тоже, испытывают по три экземпляра от каждого производителя.

На гидравлическое давление проверяют по стандартам нормативно-технической документации для этого вида тары. Избыточное давление вычисляют по приведенным ниже формулам:

Ри = 1,75 х Р50 – 100 или Ри = 1,5 х Р55 – 100.

Несмотря на то, каким будет результат, показатели для разных групп упаковок не должны быть меньше:

  • Для первой — 250 кПа;
  • Для второй и третьей — 100 кПа.

Испытание на штабелирование проводят согласно ГОСТ 25014. Высота укладки штабелей — от 3 м. Если тестированию подвергают полимерные изделия, то срок составляет 28 суток при температуре 40 °C.

При положительном результате после испытания на тару для опасных грузов оформляют протокол и свидетельство. В документе указываются следующие сведения:

  • Название предприятия-изготовителя;
  • Вид, тип исполнения тары;
  • Маркировку;
  • Группу и назначение упаковки;
  • Высоту штабелирования;
  • Показатели теста гидравлического давления;
  • Сможет ли тара, в которую помещают вещество, которое плавится при температуре до 50 °С, удерживать продукт;
  • Номер, дату выдачи и срок действия регистрационного свидетельства (допускается не больше 36 месяцев).

Копию свидетельства направляют предприятию, на котором изготовлена тара. Каждую единицу, кроме той, в которой перевозятся грузы классов 2, 7, 6.2, предприятие маркирует. Для этого используют несмываемые красители, оттиски делают четкими, читаемыми. Если посуда многооборотная и ремонтопригодная, то маркировку на тару для опасных грузов наносят таким способом, чтобы она сохранялась даже после проведения реставрации.

Параметры упаковки, которая применяется для транспортировки опасных грузов, описаны в ГОСТ 26319-84. Стандарт установлен для грузового места, чья масса нетто не превышает 400 кг, вместимость — до 450 дм3.


Маркировка при перевозке опасных грузов

Маркируют опасные грузы тоже особым способом. Специальные знаки вывешивают на автомобильной технике и на упаковке.

Табличка «опасный груз»

Такая табличка вывешивается на совершающую транспортировку автомобильную технику спереди и сзади. Применяются два ее варианта — с подписью или без нее. Первая используется, когда у перевозимых продуктов имеет номер ООН.

Размеры информационной таблички — 30 х 40 см, рамка черного цвета — шириной 1,5 см, фон — оранжевый. На поле имеется горизонтальная черта, которая делит площадь на две равные части. В верхней половине располагается КЭМ (код экстренных мер), в нижней — номер ООН. Высота знаков — 10 см. Если указанные размеры слишком велики для используемого транспортного средства и по этой причине их невозможно зафиксировать, то их уменьшают до 12х30 см, при этом обязательно указывают номер ООН.

Перед тем как загрузить другой вид опасного груза, предыдущую табличку снимают и заменяют ее новой.


Знаки опасности

При использовании цистерн и контейнеров на их боковой и задней поверхности вывешивается знак опасности. Он имеет форму ромба с длиной стороны 25 см. Если транспортировочная емкость состоит из нескольких секций, в каждой из которых находится вещество другого вида опасности, то на каждом размещают свой знак.

Группы знаков различаются по цвету фона в зависимости от опасности, которые они представляют:

  • Взрывоопасно — оранжевый;
  • Газы — зеленый;
  • Ядовитые газы — белый;
  • Легковоспламеняющиеся жидкости — красный;
  • Твердые легковоспламеняющиеся продукты — полосатый (красный и белый);
  • Самовозгорающиеся — верхняя половина поля белая, нижняя — красная;
  • Исключен контакт с водой — синий;
  • Продукты, которые при благоприятных условиях подвержены окислению, органические пероксиды, при благоприятной среде выделяющие кислород — желтый;
  • Яды, инфекционные вещества, иные вещества из шестого класса опасности без сильного токсического действия — белый;
  • Радиационные грузы (более 70 кБк на 1 кг) — желтые в верхней половине и белые внизу;
  • Едкие и коррозионного действия — белые в верхней половине и черные снизу;
  • Девятый класс опасности — полосатые (белый с черным) вверху, белые внизу.

На каждый знак нанесена надпись, предупреждающая об опасности, класс вещества и соответствующая пиктограмма, которая интуитивно распознается. Знаки опасности для маркировки опасных грузов утверждены ГОСТ 19433-88.


Обозначения на упаковке

На каждую упаковку тоже наносят маркировку с номером ООН груза, который находится внутри. Если упаковки нет, то маркируют само изделие, его опорную часть, транспортно-загрузочное, пусковое устройство, приспособления для хранения. Надписи должны быть разборчивыми, четкими, выдерживающими воздействие погодных условий. На аварийной таре проставляется также маркировка «Аварийная».

Если продукцию помещают в контейнер средней грузоподъемности, вместимость тары превышает 450 л или она является крупногабаритной, то маркируют две противоположные стороны. Для отдельных классов предусмотрены особые правила маркировки опасных грузов. Неправильная упаковка и маркировка грузов приводит к трагическим последствиям. Кроме того, владелец груза и перевозчик рискуют понести убытки, в том числе вызванные штрафными санкциями, наложенными на них надзирательными органами.

Дополнительно читайте национальный стандарт Российской Федерации ГРУЗЫ ОПАСНЫЕ маркировка. Издание официальное.

У вас остались вопросы?

Оставьте заявку на консультацию со специалистом