Классификация и виды грузовых автомобилей
Для перевозок грузов автотранспортными предприятиями используется грузовой подвижной состав: грузовые автомобили и автомобильные прицепы различной грузоподъемности (бортовые, самосвалы, фургоны, в том числе изотермические, цистерны и другие), автомобили повышенной проходимости, автомобили-тягачи с полуприцепами. Эта часть транспортной сети также имеет свою разветвленную структуру.
Грузовой автомобильный транспорт занимает первое место в сфере перевозок грузов. Повсеместное распространение и востребованность грузового автотранспорта в сфере грузоперевозок и оказания транспортных вывело его на лидирующие позиции. По сравнению с железнодорожным, воздушным или морским транспортом, грузовые автомобили готовы выполнить транспортировку любого вида груза от железнодорожного вокзала, морского порта, аэропорта или склада к месту выгрузки. Городские, областные, междугородние и международные перевозки грузов осуществляются в основном грузовым автотранспортом, который перевозит различные грузы и товары из одной точки страны в другую.
Ассортимент перевозимых грузов очень широк и обладает различными свойствами. Для перевозки различных типов грузов, требуется определённый вид грузового автотранспорта, который подходит для грузоперевозки. Классификация грузовых автомобилей, по видам и характеристикам существенно облегчает процесс подбора грузового автотранспорта для перевозки определённых видов груза. Статья «Классификация и виды грузовых автомобилей» поможет разобраться в характеристиках грузовых автомобилей и понять для чего предназначены грузовые транспортные средства.
Классификация грузовых ТС по различным основаниям выглядит следующим образом:
По типу кузова
Закрытый тип - это грузовые автомобили, в которых кузов полностью закрыт. Такие автомобили подходят для перевозки более прихотливых грузов, ассортимент которых многообразнее, по сравнению с открытыми авто:
- Тентованный (тент) - это специфичные автомобили, которые могут быть оборудованы дополнительными аксессуарами. Их особенность в наличии тента, который можно убрать для того, чтобы погрузить или выгрузить груз и использовать транспорт, как открытую площадку;
- Цельнометаллический - это фургон с несушей рамой, на которой одновременно размещаются и кузовная часть, и кабина. Такой фургон характеризуется большей прочностью и надежностью;
- Промтоварный - это фургон с закрытым кузовом, предназначенный для транспортировки товаров, к которым не предъявляются особые требования к температурным условиям во время перевозки;
- Изотермический (изотерм) это вид грузовых автомобилей без морозильной установки. Изотермические фургоны могут удерживать температуру загруженного груза и обеспечивать стабильность перевозки груза на определённое время;
- Рефрижератор (реф, холодильник, тушевоз) - это вид грузовых автомобилей, которые отличается наличием холодильной или морозильной установки для соблюдения точного температурного режима в пределах от +12 до -20 ℃ на всё время перевозки груза;
- Микроавтобус - это универсальные транспортные средства, которые бывают грузовыми, где есть один ряд сидений, посадочных мест от 1 до 3, корпус – металлический, а грузовой отсек отделен. Микроавтобус может быть грузопассажирским и пассажирским;
- Скотовоз - это такой тип грузового автомобиля, который используется в сельском хозяйстве и животноводстве для перевозки крупного и мелкого рогатого скота и других животных.
- Контейнеровоз - это специальный грузовой автомобиль, прицеп или полуприцеп, который предназначен для перевозки морских и железнодорожных контейнеров различной длины и объема по автодорогам общего пользования;
- Автоцистерна - это грузовой автомобиль, где вместо кузова используется ёмкость для транспортировки жидких грузов. Ёмкость представляет собой закрытый резервуар, предназначенный для перевозки и кратковременного хранения наливного груза.
Открытый тип - это транспортные средства, которые предназначенные для перевозки неприхотливых грузов:
- Бортовой - грузовики, в которых кузов является открытым, а борта можно откинуть. Преимущество и причина популярности бортовых автомобилей состоит в том, что есть возможность разгружать со всех сторон (верх, бок, зад.);
- Самосвал - это грузовой саморазгружающийся автомобиль, прицеп или полуприцеп с кузовом (чаще бункерного типа), механически (как правило, гидравлически) наклоняемым для выгрузки груза или с принудительной разгрузкой (например, шнеком). Также существуют самосвалы, для выгрузки которых применяется наклон всего автомобиля при помощи телескопических подъёмников;
- Кран-манипулятор - это грузоподъемная машина, предназначенная для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и в большинстве случаев дальнейшей перевозки грузов.
- Автовоз (автотранспортер) - это специализированное транспортное средство, предназначенное для перевозки легковых автомобилей, автодома, мотоцикла и другой колесной техники. Автовоз состоит из тягача и специального прицепа (полуприцепа);
- Лесовоз - это грузовойй автомобиль, который предназначен для перевозки бревен, так же пиломатериалов. Лесовозы отличаются от сортиментовозов, которыми перевозят длинные продолговатые грузы;
- Трал - это низкорамный полуприцеп, имеющий от трёх до семи осей. Тралы специально конструируют для перевозки негабаритных грузов, стремясь минимизировать погрузочную высоту;
- Панелевоз - это платформа с установленной на ней конструкцией, на которой можно надёжно зафиксировать панели стен, перекрытия или перегородки для перевозки;
- Открытая платформа - это грузовой автомобиль, который представляет собой открытую платформу без бортов и ровным полом.
По группам
- I группа бортовые автомобили (автомобили-фургоны общего назначения);
- II группа специализированные (самосвалы, фургоны, рефрижераторы, контейнеровозы, седельные тягачи с полуприцепами, балластные тягачи с прицепами);
- III группа (условно) автомобили-цистерны.
По количеству осей
- Двухосные;
- Трехосные;
- Четырехосные;
- Пятиосные и более.
По осевым нагрузкам (на наиболее загруженную ось)
- До 6 тонн включительно;
- Свыше 6 до 10 тонн включительно.
По колесной формуле
Колесная формула обозначается двумя цифрами. Первая цифра обозначает общее количество колес, а вторая количество ведущих колес.
- 4х2;
- 4х4;
- 6х4;
- 6х6.
По составу
- Одиночное транспортное средство;
- Автопоезд в составе:
- Автомобиль-прицеп;
- Автомобиль-полуприцеп.
По типу двигателя
- Бензиновые;
- Дизельные.
По грузоподъемности
- Малой (от 500 килограм до 2 тонн);
- Средней (от 2 до 5 тонн);
- Большой (от 5 до 16 тонн);
- Особо большой (от 16 тонн и выше).
Такое многообразие способов классификации объясняется потребностью выделения отдельных параметров транспортных средств для выбора последних при перевозке грузов на основании оптимального сочетания экономичности, скорости доставки, коммерческой пригодности, безопасности, вместимости, грузоподъемности и т.д. Список перечисленных оснований является приблизительным, так как его можно продолжить, исходя из определенных функциональных назначений транспортных средств, их эксплуатационных характеристик, специфики перевозимых грузов и т.д. Кроме вышеперечисленных способов классификации, отраслевой нормалью ОН 025 270-66 введена классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава. Так, в отношении грузовых автомобилей принята следующая система обозначения автотранспортных средств (АТС):
1-я цифра обозначает класс грузовых автомобилей по полной массе:
Полная масса, тонн | Эксплуатационное назначение автомобиля | |||||
Бортовые | Тягачи | Самосвалы | Цистерны | Фургоны | Специальные | |
до 1.2 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 19 |
от 1.2 до 2 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 29 |
от 2 до 8 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 39 |
от 8 до 14 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 49 |
от 14 до 20 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 59 |
от 20 до 40 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 69 |
свыше 40 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 79 |
Примечание. Классы от 18 до 78 являются резервными и в индексацию не включены.
2-я цифра обозначает тип АТС:
3 - грузовой бортовой автомобиль или пикап;
4 - седельный тягач;
5 - самосвал;
6 - автоцистерна;
7 - фургон;
8 - резервная цифра;
9 - специальное автотранспортное средство.
3-я и 4-я цифры индексов указывают на порядковый номер модели;
5-я цифра - модификация автомобиля;
6-я цифра - вид исполнения:
1 - для холодного климата;
6 - экспортное исполнение для умеренного климата;
7 - экспортное исполнение для тропического климата.
Некоторые автотранспортные средства имеют в своем обозначении через тире приставку 01, 02, 03 и т.д., что указывает на то, что модель или модификация является переходной или имеет дополнительные комплектации. Перед цифровым индексом по данной классификации, в большинстве случаев, указывается буквенное обозначение завода-изготовителя (например, КамАЗ 5320). Обозначения автомобилей иностранных марок, в большинстве случаев, состоят из буквенного обозначения марки завода-изготовителя и заводского порядкового номера модели и модификации. В настоящее время все большее распространение получают обозначения, принятые в международных требованиях по безопасности (Правилах ЕЭК ООН), разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН.
В соответствии с вышеуказанными Правилами принята следующая международная классификация грузовых АТС:
Категория АТС | Тип АТС | Полная масса, тонн | Примечания |
1 | 2 | 3 | 4 |
N1 | АТС с двигателем, предназначенные для перевозки грузов | до 3.5 | Грузовые автомобили, специальные автомобили |
N2 | свыше 3.5 до 12 | Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специальные автомобили | |
N3 | -»- | свыше 12 | -»- |
1 | АТС без водителя | до 0.75 | Прицепы и полуприцепы |
2 | -»- | свыше 0.75до3.5 | -»- |
3 | -»- | свыше 3.5 до 10 | -»- |
4 | -»- | свыше 10 | -»- |