Главная Медиа Статьи ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУЗА И ТРАНСПОРТА КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Грузовой автотранспорт классификация и виды


Классификация и виды грузовых автомобилей

Для перевозок грузов автотранспортными предприятиями используется грузовой подвижной состав: грузовые автомобили и автомобильные прицепы различной грузоподъемности (бортовые, самосвалы, фургоны, в том числе изотермические, цистерны и другие), автомобили повышенной проходимости, автомобили-тягачи с полуприцепами. Эта часть транспортной сети также имеет свою разветвленную структуру.

Грузовой автомобильный транспорт занимает первое место в сфере перевозок грузов. Повсеместное распространение и востребованность грузового автотранспорта в сфере грузоперевозок и оказания транспортных вывело его на лидирующие позиции. По сравнению с железнодорожным, воздушным или морским транспортом, грузовые автомобили готовы выполнить транспортировку любого вида груза от железнодорожного вокзала, морского порта, аэропорта или склада к месту выгрузки. Городские, областные, междугородние и международные перевозки грузов осуществляются в основном грузовым автотранспортом, который перевозит различные грузы и товары из одной точки страны в другую. 

Ассортимент перевозимых грузов очень широк и обладает различными свойствами. Для перевозки различных типов грузов, требуется определённый вид грузового автотранспорта, который подходит для грузоперевозки. Классификация грузовых автомобилей, по видам и характеристикам существенно облегчает процесс подбора грузового автотранспорта для перевозки определённых видов груза. Статья «Классификация и виды грузовых автомобилей» поможет разобраться в характеристиках грузовых автомобилей и понять для чего предназначены грузовые транспортные средства.

Классификация грузовых ТС по различным основаниям выглядит следующим образом:

По типу кузова

Закрытый тип - это грузовые автомобили, в которых кузов полностью закрыт. Такие автомобили подходят для перевозки более прихотливых грузов, ассортимент которых многообразнее, по сравнению с открытыми авто:

  • Тентованный (тент) - это специфичные автомобили, которые могут быть оборудованы дополнительными аксессуарами. Их особенность в наличии тента, который можно убрать для того, чтобы погрузить или выгрузить груз и использовать транспорт, как открытую площадку;
  • Цельнометаллический - это фургон с несушей рамой, на которой одновременно размещаются и кузовная часть, и кабина. Такой фургон характеризуется большей прочностью и надежностью;
  • Промтоварный - это фургон с закрытым кузовом, предназначенный для транспортировки товаров, к которым не предъявляются особые требования к температурным условиям во время перевозки;
  • Изотермический (изотерм) это вид грузовых автомобилей без морозильной установки. Изотермические фургоны могут удерживать температуру загруженного груза и обеспечивать стабильность перевозки груза на определённое время;
  • Рефрижератор (реф, холодильник, тушевоз) - это вид грузовых автомобилей, которые отличается наличием холодильной или морозильной установки для соблюдения точного температурного режима в пределах от +12 до -20 ℃ на всё время перевозки груза;
  • Микроавтобус - это универсальные транспортные средства, которые бывают грузовыми, где есть один ряд сидений, посадочных мест от 1 до 3, корпус – металлический, а грузовой отсек отделен. Микроавтобус может быть грузопассажирским и пассажирским;
  • Скотовоз - это такой тип грузового автомобиля, который используется в сельском хозяйстве и животноводстве для перевозки крупного и мелкого рогатого скота и других животных.
  • Контейнеровоз - это специальный грузовой автомобиль, прицеп или полуприцеп, который предназначен для перевозки морских и железнодорожных контейнеров различной длины и объема по автодорогам общего пользования;
  • Автоцистерна - это грузовой автомобиль, где вместо кузова используется ёмкость для транспортировки жидких грузов. Ёмкость представляет собой закрытый резервуар, предназначенный для перевозки и кратковременного хранения наливного груза.

Открытый тип - это транспортные средства, которые предназначенные для перевозки неприхотливых грузов:

  • Бортовой - грузовики, в которых кузов является открытым, а борта можно откинуть. Преимущество и причина популярности бортовых автомобилей состоит в том, что есть возможность разгружать со всех сторон (верх, бок, зад.);
  • Самосвал - это грузовой саморазгружающийся автомобиль, прицеп или полуприцеп с кузовом (чаще бункерного типа), механически (как правило, гидравлически) наклоняемым для выгрузки груза или с принудительной разгрузкой (например, шнеком). Также существуют самосвалы, для выгрузки которых применяется наклон всего автомобиля при помощи телескопических подъёмников;
  • Кран-манипулятор - это грузоподъемная машина, предназначенная для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и в большинстве случаев дальнейшей перевозки грузов.
  • Автовоз (автотранспортер) - это специализированное транспортное средство, предназначенное для перевозки легковых автомобилей, автодома, мотоцикла и другой колесной техники. Автовоз состоит из тягача и специального прицепа (полуприцепа);
  • Лесовоз - это грузовойй автомобиль, который предназначен для перевозки бревен, так же пиломатериалов. Лесовозы отличаются от сортиментовозов, которыми перевозят длинные продолговатые грузы;
  • Трал - это низкорамный полуприцеп, имеющий от трёх до семи осей. Тралы специально конструируют для перевозки негабаритных грузов, стремясь минимизировать погрузочную высоту;
  • Панелевоз - это платформа с установленной на ней конструкцией, на которой можно надёжно зафиксировать панели стен, перекрытия или перегородки для перевозки;
  • Открытая платформа - это грузовой автомобиль, который представляет собой открытую платформу без бортов и ровным полом.

По группам

  • I группа бортовые автомобили (автомобили-фургоны общего назначения);
  • II группа специализированные (самосвалы, фургоны, рефрижераторы, контейнеровозы, седельные тягачи с полуприцепами, балластные тягачи с прицепами);
  • III группа (условно) автомобили-цистерны.

По количеству осей

  • Двухосные;
  • Трехосные;
  • Четырехосные;
  • Пятиосные и более.

По осевым нагрузкам (на наиболее загруженную ось)

  • До 6 тонн включительно;
  • Свыше 6 до 10 тонн включительно.

По колесной формуле

Колесная формула обозначается двумя цифрами. Первая цифра обозначает общее количество колес, а вторая количество ведущих колес.

  • 4х2;
  • 4х4;
  • 6х4;
  • 6х6.

По составу

  • Одиночное транспортное средство;
  • Автопоезд в составе: 
  • Автомобиль-прицеп;
  • Автомобиль-полуприцеп.

По типу двигателя

  • Бензиновые;
  • Дизельные.

По грузоподъемности

  • Малой (от 500 килограм до 2 тонн);
  • Средней (от 2 до 5 тонн);
  • Большой (от 5 до 16 тонн);
  • Особо большой (от 16 тонн и выше).

Такое многообразие способов классификации объясняется потребностью выделения отдельных параметров транспортных средств для выбора последних при перевозке грузов на основании оптимального сочетания экономичности, скорости доставки, коммерческой пригодности, безопасности, вместимости, грузоподъемности и т.д. Список перечисленных оснований является приблизительным, так как его можно продолжить, исходя из определенных функциональных назначений транспортных средств, их эксплуатационных характеристик, специфики перевозимых грузов и т.д. Кроме вышеперечисленных способов классификации, отраслевой нормалью ОН 025 270-66 введена классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава. Так, в отношении грузовых автомобилей принята следующая система обозначения автотранспортных средств (АТС):

1-я цифра обозначает класс грузовых автомобилей по полной массе:

Полная масса, тонн Эксплуатационное назначение автомобиля
Бортовые Тягачи Самосвалы Цистерны Фургоны Специальные
 до 1.2 13 14 15 16 17 19
 от 1.2 до 2 23 24 25 26 27 29
 от 2 до 8 33 34 35 36 37 39
 от 8 до 14 43 44 45 46 47 49
 от 14 до 20 53 54 55 56 57 59
 от 20 до 40 63 64 65 66 67 69
 свыше 40 73 74 75 76 77 79

Примечание.  Классы от 18 до 78 являются резервными и в индексацию не включены.

2-я цифра обозначает тип АТС:
3 - грузовой бортовой автомобиль или пикап;
4 - седельный тягач;
5 - самосвал;
6 - автоцистерна;
7 - фургон;
8 - резервная цифра;
9 - специальное автотранспортное средство.
3-я и 4-я цифры индексов указывают на порядковый номер модели;
5-я цифра - модификация автомобиля;
6-я цифра - вид исполнения:
1 - для холодного климата;
6 - экспортное исполнение для умеренного климата;
7 - экспортное исполнение для тропического климата.

Некоторые автотранспортные средства имеют в своем обозначении через тире приставку 01, 02, 03 и т.д., что указывает на то, что модель или модификация является переходной или имеет дополнительные комплектации. Перед цифровым индексом по данной классификации, в большинстве случаев, указывается буквенное обозначение завода-изготовителя (например, КамАЗ 5320). Обозначения автомобилей иностранных марок, в большинстве случаев, состоят из буквенного обозначения марки завода-изготовителя и заводского порядкового номера модели и модификации. В настоящее время все большее распространение получают обозначения, принятые в международных требованиях по безопасности (Правилах ЕЭК ООН), разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН.

В соответствии с вышеуказанными Правилами принята следующая международная классификация грузовых АТС:

Категория АТС Тип АТС Полная масса, тонн Примечания
1 2 3 4
N1 АТС с двигателем, предназначенные для перевозки грузов до 3.5 Грузовые автомобили, специальные автомобили
N2   свыше 3.5 до 12 Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специальные автомобили
N3 -»- свыше 12 -»-
1 АТС без водителя до 0.75 Прицепы и полуприцепы
2 -»- свыше 0.75до3.5 -»-
3 -»- свыше 3.5 до 10 -»-
4 -»- свыше 10 -»-
У вас остались вопросы?

Оставьте заявку на консультацию со специалистом

Оставить заявку