Главная Медиа Статьи ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУЗА И ТРАНСПОРТА КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Грузовой автотранспорт классификация и виды


Классификация и виды грузовых автомобилей

Для перевозок грузов автотранспортными предприятиями используется грузовой подвижной состав: грузовые автомобили и автомобильные прицепы различной грузоподъемности (бортовые, самосвалы, фургоны, в том числе изотермические, цистерны и другие), автомобили повышенной проходимости, автомобили-тягачи с полуприцепами. Эта часть транспортной сети также имеет свою разветвленную структуру.

Грузовой автомобильный транспорт занимает первое место в сфере перевозок грузов. Повсеместное распространение и востребованность грузового автотранспорта в сфере грузоперевозок и оказания транспортных вывело его на лидирующие позиции. По сравнению с железнодорожным, воздушным или морским транспортом, грузовые автомобили готовы выполнить транспортировку любого вида груза от железнодорожного вокзала, морского порта, аэропорта или склада к месту выгрузки. Городские, областные, междугородние и международные перевозки грузов осуществляются в основном грузовым автотранспортом, который перевозит различные грузы и товары из одной точки страны в другую. 

Ассортимент перевозимых грузов очень широк и обладает различными свойствами. Для перевозки различных типов грузов, требуется определённый вид грузового автотранспорта, который подходит для грузоперевозки. Классификация грузовых автомобилей, по видам и характеристикам существенно облегчает процесс подбора грузового автотранспорта для перевозки определённых видов груза. Статья «Классификация и виды грузовых автомобилей» поможет разобраться в характеристиках грузовых автомобилей и понять для чего предназначены грузовые транспортные средства.

Классификация грузовых ТС по различным основаниям выглядит следующим образом:

По типу кузова

  • Закрытый тип - это грузовые автомобили, в которых базовая часть закрыта. Они полностью закрыты или тентованные. Такие автомобили подходят для более прихотливых грузов, ассортимент которых многообразнее, по сравнению с открытыми авто;
  • Контейнер - полностью закрытые грузовые авто для грузов, требующих специфических условий перевозки;
  • Тентованный (тент)- специфичные автомобили, которые могут быть оборудованы дополнительными аксессуарами; их особенность в наличии тента, который можно убрать для того, чтобы погрузить или выгрузить груз и для использования транспорта, как открытой площадки;
  • Рефрижератор (реф, холодильник, тушевоз) - вид отличается наличием холодильной или морозильной установки для перевозки грузов с соблюдением температурного режима;
  • Изотермический (изотер) Не имеет холодильной, морозильной установки, но способен удерживают температуру загруженного груза внутри своего кузова, что важно для скоропортящихся товаров требующих специфических условий транспортировки. Изотермические фургоны могут удерживать температуру загруженного груза и обеспечивать стабильность перевозки груза на определённое время;
  • Микроавтобус - универсальные транспортные средства, бывают грузовыми, где есть один ряд сидений, посадочных мест от 1 до 3, корпус – металлический, грузовой отсек отделен. Микроавтобус может быть грузопассажирским и пассажирским;
  • Открытые тип - это транспортные средства, предназначенные для неприхотливых грузов;
  • Бортовой - грузовики, в которых кузов является открытым, а борта можно откинуть. Преимущество и причина популярности бортовых автомобилей состоит в том, что есть возможность разгружать со всех сторон (верх, бок, зад.);
  • Самосвал – грузовой саморазгружающийся автомобиль, прицеп или полуприцеп с кузовом (чаще бункерного типа), механически (как правило, гидравлически) наклоняемым для выгрузки груза или с принудительной разгрузкой (например, шнеком). Также существуют самосвалы, для выгрузки которых применяется наклон всего автомобиля при помощи телескопических подъёмников;
  • Контейнерные площадки (контейнеровоз) отличаются наличием упрощенной платформы, у которой нет бортов или настила. На ней оборудуют места крепления и установки специальных контейнеров;
  • Автокран. Автомобильными кранами называются грузоподъемные машины, предназначенные для подъема и перемещения различных грузов на небольшие расстояния;
  • Автовоз (автотранспортер) специализированное транспортное средство, предназначенное для перевозки легковых автомобилей, автодома, мотоцикла и другой колесной техники. Автовоз состоит из тягача и специального прицепа (полуприцепа);
  • Автоцистерна - это грузовой автомобиль, где вместо кузова используется ёмкость для транспортировки жидких наливных грузов. Ёмкость представляет собой закрытый резервуар, предназначенный не только для перевозки, но и кратковременного хранения наливного груза;
  • Лесовоз предназначены для перевозки бревен, так же пиломатериалов. Лесовозы отличаются от сортиментовозов, которыми перевозят длинные продолговатые грузы;
  • Седельный тягач - вид тягача, работающий с полуприцепами, присоединяемыми к машине с помощью специального сцепного механизма - седельно-сцепного устройства. Одна из самых распространенных модификаций средних и тяжелых грузовиков.

По группам

  • I группа бортовые автомобили (автомобили-фургоны общего назначения);
  • II группа специализированные (самосвалы, фургоны, рефрижераторы, контейнеровозы, седельные тягачи с полуприцепами, балластные тягачи с прицепами);
  • III группа (условно) автомобили-цистерны.

По количеству осей

  • двухосные;
  • трехосные;
  • четырехосные;
  • пятиосные и более.

По осевым нагрузкам (на наиболее загруженную ось)

  • до 6 т включительно;
  • свыше 6 т до 10 т включительно.

По колесной формуле

  • 4х2;
  • 4х4;
  • 6х4;
  • 6х6.

По составу

  • одиночное транспортное средство;
  • автопоезд в составе: 
  • автомобиль-прицеп;
  • автомобиль-полуприцеп.

По типу двигателя

  • бензиновые;
  • дизельные.

По грузоподъемности

  • малой;
  • средней;
  • большой;
  • от 1,5 до 16 тонн;
  • свыше 16 тонн;

Такое многообразие способов классификации объясняется потребностью выделения отдельных параметров транспортных средств для выбора последних при перевозке грузов на основании оптимального сочетания экономичности, скорости доставки, коммерческой пригодности, безопасности, вместимости, грузоподъемности и т.д. 

Список перечисленных оснований является приблизительным, так как его можно продолжить, исходя из определенных функциональных назначений транспортных средств, их эксплуатационных характеристик, специфики перевозимых грузов и т.д. Кроме вышеперечисленных способов классификации, отраслевой нормалью ОН 025 270-66 введена классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава. Так, в отношении грузовых автомобилей принята следующая система обозначения автотранспортных средств (АТС):

1-я цифра обозначает класс грузовых автомобилей по полной массе:

Полная масса, т

Эксплуатационное назначение автомобиля

Бортовые

Тягачи

Самосвалы

Цистерны

Фургоны

Специальные

до 1,2 13 14 15 16 17 19
1,2 до 2,0 23 24 25 26 27 29
2,0 до 8,0 33 34 35 36 37 39
8,0 до 14,0 43 44 45 46 47 49
14,0 до 20,0 53 54 55 56 57 59
20,0 до 40,0 63 64 65 66 67 69
свыше 40,0 73 74 75 76 77 79

Примечание.  Классы от 18 до 78 являются резервными и в индексацию не включены.

2-я цифра обозначает тип АТС:
3 - грузовой бортовой автомобиль или пикап;
4 - седельный тягач;
5 - самосвал;
6 - автоцистерна;
7 - фургон;
8 - резервная цифра;
9 - специальное автотранспортное средство.
3-я и 4-я цифры индексов указывают на порядковый номер модели;
5-я цифра - модификация автомобиля;
6-я цифра - вид исполнения:
1 - для холодного климата;
6 - экспортное исполнение для умеренного климата;
7 - экспортное исполнение для тропического климата.

Некоторые автотранспортные средства имеют в своем обозначении через тире приставку 01, 02, 03 и т.д., что указывает на то, что модель или модификация является переходной или имеет дополнительные комплектации. Перед цифровым индексом по данной классификации, в большинстве случаев, указывается буквенное обозначение завода-изготовителя (например, КамАЗ 5320). Обозначения автомобилей иностранных марок, в большинстве случаев, состоят из буквенного обозначения марки завода-изготовителя и заводского порядкового номера модели и модификации. В настоящее время все большее распространение получают обозначения, принятые в международных требованиях по безопасности (Правилах ЕЭК ООН), разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН.

В соответствии с вышеуказанными Правилами принята следующая международная классификация грузовых АТС:

Категория АТС

Тип АТС

Полная масса, тонн

Примечания

1

2

3

4

N1 АТС с двигателем, предназначенные для перевозки грузов До 3,5 Грузовые автомобили, специальные автомобили
N2   Свыше 3,5 до 12,0 Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специальные автомобили
N3 -»- Свыше 12,0 -»-
1 АТС без водителя До 0,75 Прицепы и полуприцепы
2 -»- Свыше 0,75 до 3,5 -»-
3 -»- Свыше 3,5 до 10,0 -»-
4 -»- Свыше 10,0 -»-

У вас остались вопросы?

Оставьте заявку на консультацию со специалистом