Главная Медиа Новости Золотой бульдозер: как подорожают грузовики и спецтехника из-за нового утильсбора

Золотой бульдозер: как подорожают грузовики и спецтехника из-за нового утильсбора

17.07.2024

С 1 июля в России резко вырос утилизационный сбор на тяжелую строительную технику — бульдозеры, самосвалы для бездорожья и фронтальные погрузчики. На отдельные виды спецтехники ставку увеличили больше чем в два раза.

Производители и дилеры вынуждены адаптироваться к новым условиям и повышать цены на новые и подержанные машины. В перспективе планируется повысить утильсбор и на обычные грузовики с прицепами. Все это усложнит обновление парка строительной техники и транспортных средств и снизит маржу дилеров, считают собеседники Forbes.

С 1 июля значительно выросли ставки утилизационного сбора. Увеличение пока касается только тяжелых бульдозеров, самосвалов для бездорожья и фронтальных погрузчиков, которые в основном используются при строительстве различных сооружений и разработке открытых месторождений. До 2030-го года планируется еще несколько раз пошагово индексировать размер утильсбора на разные виды техники, таким образом он может вырасти в десятки раз.

Утилизационный сбор на спецтехнику введен в 2016 году для снижения импорта подержанных, неэкологичных самоходных машин и обновления парка техники за счет российских производителей.

Его нужно платить при ввозе спецтехники из-за рубежа, в том числе из стран ЕАЭС (Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии).

По словам директора по связям с общественностью BWG (официальный дистрибьютор Sinotruk) Анны Ерохиной, с 1 августа 2023 года утилизационный сбор вырос в среднем на 70%, что значительно выше официального уровня инфляции. Повышение затронуло практически все виды коммерческой техники: тягачи, самосвалы, спецтехнику, фургоны, шасси и другие категории. Утильсбор на автобусы увеличился более чем на 213%.

Согласно новым расчетам, с 1 июля утильсбор на новые погрузчики вырастет почти в 2,3 раза, до 1,8 млн рублей. Стоимость новых погрузчиков из Китая в среднем составляет от 4 до 7 млн рублей.

Для новых самосвалов, предназначенных для бездорожья, мощностью от 200 до 650 л. с. сбор вырастет на 41%, до 8,5 млн рублей, для самосвалов старше трех лет — на 41,8%, до 12,5 млн рублей. Стоимость самосвалов такой мощности, по оценкам опрошенных Forbes участников рынка, составляет от 8 до 13 млн рублей, с пробегом — от 4 до 8 млн рублей.

Сбор на новые самосвалы мощностью от 650 до 1750 л. с. вырастет в два раза, до 14,4 млн рублей, на подержанные — почти в 2,3 раза, до 20,7 млн рублей, мощностью свыше 1750 л. с. — в 2,3 раза и 2,5 раза (до 24 млн рублей и 29,3 млн рублей) соответственно. Стоимость новых самосвалов от 650 до 1750 л. с. составляет от 8 до 13 млн рублей, с пробегом — от 4 до 8 млн рублей. По словам представителя одной из компаний-дилеров, такие мощные самосвалы покупают нечасто и их обычно привозят под заказ, поэтому среднюю стоимость определить сложно. В последний раз карьерный самосвал Sany 2021 года выпуска с мощностью 1050 л. с. купили за более чем 75 млн рублей.

Также введен утильсбор в отношении тяжелых бульдозеров мощностью от 600 до 800 л. с., он составит 5 млн рублей за новую машину и 22,4 млн рублей за бульдозер старше трех лет. Эти бульдозеры, по словам собеседника Forbes, тоже достаточно редкие на российском рынке, их стоимость в среднем составляет 100 млн рублей за бывшие в употреблении модели.

Кроме того, теперь для гусеничных тракторов и гусеничных бульдозеров установили единый коэффициент утильсбора. Это сделано для пресечения практики, когда из-за разницы коэффициентов гусеничные бульдозеры регистрировались под видом гусеничных тракторов, ставка на которые была ниже. Исключением стали только гусеничные тракторы для сельхозработ — для них сохранится действующий коэффициент утильсбора.

Цены вырастут

По мнению участников рынка, опрошенных Forbes, новое увеличение утильсбора приведет к росту стоимости техники в ближайшей перспективе. «Понимая это, некоторые компании закупаются впрок, так что при прохождении таможни на границе с Китаем возникли очереди, — говорит Ерохина из BWG. — Ситуация, конечно, вскоре разрешится, однако застрявший на границе товар въедет на территорию России уже с новой ценой».

По мнению владельца и генерального директора компании «Стройтех» (импортер грузовой и спецтехники из Китая) Александра Липского, конечные цены для покупателей вырастут, но не на полный размер утильсбора: например,

стоимость самых популярных фронтальных погрузчиков мощностью от 200 до 250 л. с. и грузоподъемностью 5 т увеличится только на 20%, а на карьерные самосвалы компания заложила рост цен до 15%.

«Из-за общего замедления рынка импортных грузовиков и спецтехники и других факторов, влияющих на повышение цен, поставщики уже скорее склонны поступиться своей маржинальностью, чем перекладывать рост цен на покупателя, — отмечает Липский. — За 2023 год мы прошли через повышение утилизационного сбора дважды, в январе и августе. В итоге утильсбор вырос в два раза, и это привело к росту цен на популярные виды тягачей и самосвалов на 10–25%, или на 1–1,8 млн рублей в денежном выражении. При этом были и другие факторы, влияющие на повышение цены, например, рост курса юаня с 9 до 13 рублей за юань, который спровоцировал рост на 500 000–800 000 рублей за единицу техники. Однако в итоге финальная цена хотя и выросла, но не пропорционально: из-за повышения ключевой ставки ЦБ лизинг и кредиты для покупателя стали дороже, продажи немного упали, и производители были вынуждены попридержать цену».

«После повышения утилизационного сбора всегда наблюдается спад в продажах, который длится один–два месяца, пока рынок привыкает к новым ценам,

— рассказывает Липский. — Думаю, к сентябрю спрос стабилизируется. Количество строительных объектов на территории страны растет, тендеры разыграны, под работы нужна техника». Генеральный директор Sinoway Group (официальный дилер Shacman) Рустам Шарипов добавляет, что для компаний, занимающихся реализацией коммерческого транспорта и спецтехники (дилеров, дистрибьюторов), повышение утильсбора означает снижение объемов продаж на период адаптации.

Продолжение следует

Повышение утилизационного сбора на строительную технику — это только начало. В 2024 году планируется увеличение утильсбора на грузовые автомобили (70%) и на полуприцепы — в два раза. По словам директора по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуарда Миронова, в случае реализации этой инициативы, вкупе с высокой ключевой ставкой, рынок грузоперевозок ожидает либо снижение рентабельности, либо значительное увеличение тарифов, что повлияет на общий индекс потребительских цен.

«Российский транспортный рынок в прошлом году уже пережил рост утилизационного сбора в шесть раз на полуприцепы и на 70% на тягачи, — напоминает Миронов. — В 2024 году планируется двукратное увеличение сбора на полуприцепы. В результате доля этого платежа в стоимости тентованного полуприцепа может вырасти с текущих 10–12% до 22%. Для рефрижераторной техники проценты будут ниже, поскольку стоимость полуприцепа с рефрижераторной установкой выше, но дополнительные 600 000 рублей надо будет откуда-то взять». Исполнительный директор ООО «Сторк» (официальный представитель Dayun в России) Артур Солдаткин считает повышение утильсбора критичным. «Доля утильсбора в цене тягачей Dayun сейчас составляет около 19%, любое его повышение увеличит конечную цену», — говорит он. Стоимость седельного тягача Dayun составляет порядка 9,5 млн рублей.

Шарипов из Sinoway Group добавляет, что повышение утильсбора может также негативно повлиять на программы по переходу автопарков на альтернативное топливо. По его мнению, необходимо дифференцировать утильсбор и снизить его для грузовиков на газомоторном топливе, чтобы стимулировать использование сжиженного природного газа.

Ерохина из BWG сомневается, что повышение утильсбора имеет целью создание преференций российским производителям.

Российские производственные мощности не могут покрыть все потребности рынка, поэтому повышение утилизационного сбора, вероятно, призвано, по ее мнению, подтолкнуть иностранные компании к локализации производства в России.

Как ранее писал Forbes, в 2023 году на российский рынок поставили порядка 144 000 единиц грузовой техники различных брендов, а в 2024-м этот показатель может вырасти на 10–20%. По данным «Автостата», в 2023 году «Камаз» занимал 21,5% рынка (в 2022 году — 37%), российский ГАЗ и белорусский МАЗ — по 5% рынка каждый. Остальное принадлежит китайским производителям — Sitrak (17%), Shacman (14%), FAW (11%), Howo (5%), Foton (4%), Dongfeng (3%), JAC (2,5%).

Рынок дорожно-строительной техники в 2023 году составил 80 000 единиц ( + 50% к 2022 году). Среди наиболее востребованных брендов — китайские LGCE, LiuGong, XCMG, Lonking, Sany, Zoomlion, Lovol и Shantui.

«Несмотря на загрузку российских производств заказами на транспорт и спецтехнику, отечественное гражданское машиностроение не закрывает все потребности рынка. И, возможно, новое повышение является предложением Китаю о локализации производства в России. Но вопрос о том, пойдет ли на это КНР, остается открытым», — полагает Шарипов.

«Сейчас отечественные производители производят не все виды дорожно-строительной техники, которая требуется для строительных работ: например, до сих пор представлена только у зарубежных производителей компьютеризированная техника вроде планировщиков, также у российских производителей наблюдается проблема с катками, — резюмирует Липский из «Стройтеха». — Но количество российских заводов каждый год растет, в том числе в формате перезапуска предприятий иностранных компаний, ушедших с рынка. Думаю, что в перспективе пяти–шести лет ассортимент российских и зарубежных поставщиков уравняется».

Ксения Потаева
У вас остались вопросы?

Оставьте заявку на консультацию со специалистом

Оставить заявку