Главная Медиа Новости Логика сибирской логистики. Как отрасль отреагировала на экономический кризис

Логика сибирской логистики. Как отрасль отреагировала на экономический кризис

04.08.2020


Грузовые перевозчики СФО постепенно восстанавливаются от удара, нанесенного экономическим кризисом. На пике пандемии падение объемов работы у них превышало 40 %. Сегодня ситуация намного лучше, но до восстановления прежних показателей еще далеко. Как коронавирус изменил сферу логистики, много ли сибирских игроков покинули рынок и могут ли IT-инструменты перевернуть отрасль в будущем, в материале «ФедералПресс».



Оптимистичный базис

До весны 2020 года логистическая отрасль Сибири развивалась достаточно высокими темпами – этому способствовал целый ряд факторов, действующих как за пределами Сибирского федерального округа, так и непосредственно в регионах СФО. Совокупность наращивания объемов перевозок транссибирскими транзитными маршрутами, увеличения спроса на внутрирегиональные перевозки, а также активизации торгово-транспортных взаимоотношений с Китаем привела к синергетическому росту сибирского логистического рынка.

По словам президента Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири Сергея Максимова, через крупнейший город региона – Новосибирск – проходят Западное (Москва, Санкт-Петербург, регионы Центральной России, частично страны ЕС), Восточное (Якутия, Дальний Восток, сухопутные пограничные переходы с Китаем, дальневосточные порты) и Южное (Казахстан и транзит в Китай, страны Средней Азии) логистические направления. При этом город обеспечивает как консолидацию грузов для передачи на магистраль, так и распределение грузов получателям в соседние регионы. Этому способствует и концентрация современного складского хозяйства 

– на долю Новосибирска приходится 79 % всего объема складских комплексов классов А и В в Западной Сибири (Омская, Томская, Кемеровская области, Алтайский и Красноярский края).

В последние годы возрастала и роль Китая как поставщика трафика для сибирской логистики.


«Ранее российские транспортные средства могли заезжать только на приграничные территории и забирать грузы оттуда. Но с 2019 года транспорт получил возможность заезжать в Китай и забирать грузы напрямую у отправителей», – говорит руководитель направления международных автоперевозок компании Kuehne+Nagel в России Иван Головко.

В результате в Сибири наблюдался достаточно высокий темп роста транспортно-логистического рынка, а особенно контейнерных перевозок. По данным Сергея Максимова, в 2017 году объем переработки крупнотоннажных контейнеров в Новосибирском транспортом узле вырос на 25,2 % к уровню 2016 года, в 2018-м– на 22,2 % к уровню 2017 года, в 2019-м– на 15,1 % к уровню 2018 года. Таким образом, за три года суммарный объем переработки контейнеров вырос на 76 %.

Сибирская логистика в допандемический период прирастала не только объемными показателями – наблюдались и структурные изменения маршрутов перевозок. Так, генеральный директор FM Logistic в Центральной и Восточной Европе Кристоф Менивар отмечает тренд на переход от поставок из Москвы к прямым поставкам из-за рубежа, напрямую из стран-производителей.

«По сути идет локализация поставщиков, когда логистическим организационным ядром становится не Москва, а столица макрорегиона – Новосибирск. Он же становится большим хабом для организации поставок из России в страны Средней Азии»,– констатирует руководитель международной логистической компании.

Вся логика развития рынка товарно-транспортных перевозок Сибири (как транзитных, так и внутрирегиональных) обещала продолжение позитивных тенденций и в 2020 году. Высокая концентрация производственных предприятий, статистика по внешнеторговому обороту региона, ожидаемый дальнейший рост объемов перевозок в/из Юго-Восточной Азии, потенциал торгового сотрудничества со странами Ближнего Востока и Африки – все это вместе с наработками 2019 года позволяло смотреть на развитие бизнеса в регионе в 2020 году с умеренным оптимизмом, вспоминает недавнее прошлое кантри-менеджер по Уральскому и Сибирскому федеральным округам группы компаний AsstrA Даниил Чертов.


Реалии високосного года

Однако непредсказуемость – главная черта характера «черного лебедя». Китай вместо того, чтобы стать драйвером сибирской логистики, стал для нее источником проблем и центром пандемии. Ограничения на деловые контакты, сначала зарубежные, а потом и внутрироссийские, снижение темпов промышленного производства и замедление потребительского спроса – все это методично снижало достигнутые ранее результаты.

«Так, в мае Китай ввел дополнительные ограничительные меры по движению грузового автомобильного транспорта через МАПП «Забайкальск» – пропускная способность погранперехода составляла всего 10–12 машин в сутки. Также были определенные трудности при пересечении границы с Казахстаном», – приводит примеры Иван Головко.

В итоге, по информации Сергея Максимова, в январе – марте 2020 года падение объема перевозок грузов в Новосибирской области по сравнению с мартом 2019-м составило 16 %, в том числе на автомобильном транспорте – 18,4 %. В апреле 2020-го падение к апрелю 2019 года составило 42 и 46 % соответственно. В мае зафиксировано падение темпов снижения – до 39 % по всем видам транспорта и до 43 % – по автомобильному. В июне 2020-го этот тренд продолжился – по отношению к июню прошлого года уменьшение объемов составило 30 % по всем видам транспорта, в том числе по автомобильному – 33 %. 

В целом же по региону за первое полугодие 2020 года падение объемов перевозок грузов составило по всем видам транспорта 18 ,7 %, по автомобильному – 21,8 %.

Впрочем, различные транспортные сегменты по-разному отреагировали на создавшуюся ситуацию. На примере своей компании Даниил Чертов считает «существенно пострадавшим» сегмент авиаперевозок – во всем, что касается наземной и морской доставки, проблема была и остается только в дефиците грузов. «С наименьшими трудностями мы сталкиваемся в сегменте железнодорожных и контейнерных перевозок, а в силу географии и специфики сибирского региона именно эти виды транспорта имеют наибольшую долю в нашем продуктовом портфеле», – уточняет специфику Сибири кантри-менеджер по Уральскому и Сибирскому федеральным округам группы компаний AsstrA.

«В период пандемии отмечался рост объемов перевозки продуктов питания, медикаментов, медицинского оборудования, а в январе – июне в Новосибирском транспортном узле продолжился рост объема переработки контейнеров. Отправка контейнеров выросла на 33,6 % по сравнению с аналогичным период 2019 года», – добавляет Сергей Максимов.

При этом он признает: с рынка в большей степени ушли малые организации транспорта. Средние и крупные в подавляющем большинстве остались, хотя и они понесли серьезные потери, в том числе финансовые.


Президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири Сергей Максимов: «Думаю, что государству при разработке дальнейших мер поддержки бизнеса в данной ситуации необходимо предусмотреть меры поддержки для тех организаций, которые в этот непростой период продолжают или начинают реализацию инвестиционных проектов во всех отраслях экономики, в том числе и в транспортно-логистической»

Поиск новых путей

Кризис в России уже стал привычным атрибутом экономической действительности последних десятилетий. Вряд ли бизнес какой-либо другой страны имеет столь же стойкий иммунитет к перманентным пертурбациям. Так что практики рынка отечественной логистики даже без упоминания заезженной фразы «кризис – время возможностей» уже сегодня рассуждают о путях восстановления своего сектора экономики.

Руководитель направления регионального развития бизнеса FM Logistic Артем Хомышин, признавая неизбежность спада, вызванного борьбой с распространением коронавирусной инфекции, все же отмечает – это явление носит временный характер.

«Мы не ожидаем, что оно отразится на стратегических планах устойчивых игроков рынка и отрасли в целом – уже сейчас наблюдается рост активности на рынке, в частности в реализации долгосрочных стратегических проектов», – говорит Артем Хомышин.

Видит позитивные тенденции и Сергей Максимов – так, с открытием крупных торговых центров в регионах Западной Сибири отмечается рост объемов перевозок товаров народного потребления.

А по мнению Ивана Головко, восстанавливающийся рынок демонстрирует новые аспекты. Классическая офлайн-торговля уступила место онлайн-покупкам, и это повлияло на логистику: стала более заметной роль компаний, доставляющих товар на «последней миле» (до двери клиента). Со своей стороны, Даниил Чертов видит потенциал для дальнейшего развития в сотрудничестве с компаниями сельскохозяйственного сектора, машиностроительной отрасли и с наукоемкими производствами.

«Крупнейшие клиенты находятся в городах Новосибирск, Барнаул, Красноярск, Томск и соответствующих областях, краях», –особо отмечает региональный кантри-менеджер.

Он же считает перспективным и важным цифровизацию логистики – внедрение эффективных IT-решений для контроля и управления цепочками поставок.

Развитие цифровых технологий упоминает и директор подразделения логистической компании «Точка-Точка» Андрей Анюшин – но лишь как элемент глобальной задачи сокращения издержек в цепях поставок при сохранении и наращивании качества оказываемых услуг. По его мнению, одним из путей снижения издержек может стать сокращение штата и передача на аутсорсинг ряда бизнес-процессов.

«Совместное потребление и свободная конкуренция – возможный ключ к эффективности», – убежден Андрей Анюшин.

Игорь Степанов
fedpress.ru
У вас остались вопросы?

Оставьте заявку на консультацию со специалистом