Простой грузового автотранспорта на погрузке или выгрузке - это проблема, которая знакома каждому перевозчику. Процесс перевозки заключается не только в получении груза от владельца и его дальнейшей разгрузки, но и возможного простоя ТС. Время простоя грузовика складывается из многих факторов к которым относятся:
Время на погрузку и разгрузку груза и время на открытие и закрытие бортов кузова. Время на манёвры автомобиля перед загрузкой или на выгрузке. Подготовка, пропарка автоцистерн манипуляции со шлангами. Время на очистку кузова или укрытие груза брезентом или увязывание и развязывание груза. И конечно же время на оформление документов.
Недорогие грузоперевозки автотранспортом!
Простой транспортного средства под погрузкой
Нормы времени простоя автомобилей под погрузкой-разгрузкой грузов установлены в зависимости от:
- Способа выполнения погрузочно-разгрузочных работ;
- Вида применяемых погрузочно-разгрузочных машин и механизмов;
- Типа и грузоподъемности подвижного состава автомобильного транспорта;
- Рода грузов;
Состав времени простоя автотранспорта можно представить в виде следующей схемы:
При определении состава времени простоя автотранспортных средств имеется в виду, что погрузка и разгрузка автомобилей производятся без заезда в промежуточные пункты. Для определения нормы времени на полную грузоподъемность автомобиля следует норму времени, установленную на 1 т, умножить на грузоподъемность автомобиля.
При механизированном способе погрузки и разгрузки грузов на автомобили-фургоны нормы времени на 1 т могут увеличиваться до 10% (по сравнению с бортовыми автомобилями). Нормы времени простоя автомобилей при частично механизированной погрузке и разгрузке грузов устанавливаются в половинном размере от норм, предусмотренных для ручной и механизированной погрузки и разгрузки на каждую операцию.
При простое автомобилей под погрузкой и разгрузкой промышленных и продовольственных грузов, требующих особой осторожности (стекло, изделия фарфоровые, фаянсовые, жидкость разная в стеклянной таре, инструменты музыкальные, телевизоры, радиоаппаратура, приборы, мебель и т. д.), а также мелкоштучных грузов, перевозимых навалом или в мелкой упаковке, требующих пересчета (белье, обувь, головные уборы, одежда, галантерея, ткани разные, книги, игрушки, овощи, фрукты, ягоды свежие и т. д.), нормы времени простоя на 1 т увеличивают до 25%.
Руководителям автотранспортных предприятий разрешается устанавливать внутренние нормы времени простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой грузов, исходя из конкретных условий работы, в следующих случаях:
- При погрузке автомобилей-самосвалов грузоподъемностью свыше 8 т экскаваторами с емкостью ковша до 1 куб. м, погрузке и разгрузке бортовых автомобилей грузоподъемностью свыше 8 т механизмами с одновременным подъемом груза по 1 т, а также вручную;
- При погрузке или разгрузке грузов с подачей автомобиля к нескольким секциям складов или отдельным складским помещениям на территории складских баз, станций, портов, пристаней, предприятий, строительных и торговых организаций, в том числе торговых точек на территории города;
- При погрузке и разгрузке крупногабаритных и тяжеловесных грузов, требующих специальных устройств для их крепления, имеющих массу одного места более 500 кг (в том числе грузы в бочках, барабанах, цилиндрах, на катушках, в рулонах и бухтах), а также грузы, погрузка и разгрузка которых осуществляются самоходом.
К крупногабаритным относятся грузы размером места свыше: по высоте - 2,5 м, или по ширине - 2 м, или по длине - 3 м. Несмотря на законодательное разрешение введения внутренних норм времени, необходимо отметить, что в тех случаях, когда действующие на предприятиях нормы времени ниже Единых норм времени, должны применяться действующие нормы.
В ниже приводимых таблицах указаны нормы времени простоя различных видов транспортных средств при погрузке и разгрузке отдельных грузов разными способами, а также нормы времени на перевозку грузов. При установлении норм времени на погрузку и разгрузку грузов вручную принято расчетное количество грузчиков, обеспечивающих выполнение Единых норм времени.
Нормы времени простоя автомобилей САМОСВАЛОВ
при механизированной погрузке навалочных грузов, разгрузке их самосвалом (минут на 1 тонну)
Наименование груза | Способ погрузки | Емкость ковша, м3. | Грузоподъемность автомобилей-самосвалов, тонн | |||||||||||
свыше 1,5до3 | свыше 3до4 | свыше 4до5 | свыше 5до6 | свыше 6до7 | свыше 7до9 | свыше 9до10 | свыше 10до12 | свыше 12до15 | свыше 15до20 | свыше 20до25 | свыше 25 | |||
Удобрения, навоз и т.п. | Экскаватором | до 1 | 4,23 | 3,5 | 3,14 | 3.00 | 2,6 | |||||||
Строительные и другие грузы, легко отделяющиеся от кузова автомобиля-самосвала (песок, земля, щебень, гравий, камни природные, керамзит и т.п.) | Экскаватором | до 1 | 2,66 | 2,1 | 1,97 | 1,88 | 1,75 | 0,91 | 0,82 | 0,75 | 0,68 | 0,52 | 0,43 | 0,4 |
свыше 1доЗ | 1,88 | 1,4 | 1,25 | 1,2 | 1,03 | 0,67 | 0,61 | 0,54 | 0,41 | 0,35 | 0,33 | |||
свыше Здо5 | 1,15 | 1,03 | 0,98 | 0,84 | 0,74 | 0,44 | 0,35 | 0,3 | 0,28 | |||||
свыше 5 | 0,76 | 0,66 | 0,59 | 0,53 | 0,49 | |||||||||
Вязкие и полувязкие грузы (глина, сырая порода и т. п.), а также частично смерзшийся и слежавшийся грунт. | Экскаватором | до 1 | 3,1 | 2,5 | 2,25 | 2,14 | 2,1 | 1,16 | 1,05 | 0,96 | 0,86 | 0,7 | 0,62 | 0,6 |
свыше 1до3 | 2,43 | 1,8 | 1,61 | 1,54 | 1,32 | 0,95 | 0,9 | 0,83 | 0,75 | 0,6 | 0,53 | 0,52 | ||
свыше Здо5 | 1,35 | 1,26 | 1,2 | 1,05 | 0,8 | 0,75 | 0,69 | 0,65 | 0,55 | 0,49 | 0,48 | |||
свыше 5 | 1,05 | 0,91 | ||||||||||||
Зерновые (рожь, ячмень, пшеница и др.) | Бункером, зернопогрузчиком | - | 2,16 | 1,6 | 1,43 | 1,36 | 1,21 | 1,07 | 0,97 | 0,89 | 0,83 | 0,78 | 0,64 | 0,61 |
Овощи (картофель, свекла и др.) | Из бункера, комбайна | - | 4,04 | 3,62 | 3,3 | 3,16 | 3,1 | 2,9 | 2,8 | 2,55 | 2,5 | 2,4 | 1,95 | 1,9 |
Гравий, щебень, камни природные, уголь каменный и т. д. | Бункером, транспортером | 2,23 | 1,65 | 1,47 | 1,4 | 1,2 | 1,06 | 0,97 | 0,89 | 0,86 | 0,8 | 0,66 | 0,63 | |
Растворы, строительные массы (бетон, цемент, асфальт и др.) | Бункером смесителем | - | 2,8 | 2,6 | 2,5 | 2,35 | 2,32 | 2,2 | 2,1 | 1,91 | 1,85 | 1,8 | 1,6 | 1,5 |
5,95 | 5,61 | 5,55 | 5,32 | 5,3 | 5 | 4,95 | 4,59 | 4,55 | 4,5 | 4,06 | 4,02 | |||
Мука злаковая и всякая техническая. | Бункером | - | 4,1 | 3,23 | 3,2 | 3,06 | 3,02 | 2,8 | 2,7 | 2,5 | 2,25 | 1,8 | 1,48 | 1,45 |
Примечание. Нормы времени простоя распространяются также на автомобили-тягачи с полуприцепами-самосвалами. |
Нормы времени простоя БОРТОВЫХ автомобилей
при погрузке и разгрузке навалочных грузов механизированным способом (минут на 1 тонну)
Наименование груза | Способ | Грузоподъемность бортовых автомобилей, тонн | |||||||
погрузки | разгрузки | свыше 1,5до3 | свыше 3до5 | свыше 5до7 | свыше 7до10 | свыше 10до15 | свыше 15до20 | свыше 20 | |
Удобрения навоз и т.п. | Экскаватором до 1 куб. м | Скребками, сетками | 5 | 4,3 | 3,6 | 3,47 | - | - | - |
Экскаватором от 1 до 3 куб. м | Скребками, сетками | 3,25 | 2,8 | 2,34 | 2,25 | - | - | - | |
Зерновые (рожь, ячмень, пшеница и др.) | Бункером, зернопогрузчиком, транспортером | Автомобилеразгрузчиком | 2,7 | 2,36 | 1,97 | 1,85 | 1,7 | 1,6 | 1,48 |
Овощи (картофель, свекла и др.) | Из бункера комбайна, погрузчиком | Автомобилеразгрузчиком | 4,85 | 4,2 | 3,54 | 3,32 | 3,02 | 2,85 | 2,64 |
Hopмы времени простоя бортовых автомобилей при погрузке и разгрузке кранами, погрузчиками и другими аналогичными механизмами грузов упакованных и без упаковки, не требующих специальных устройств для их крепления (мин.)
Нормы времени простоя БОРТОВЫХ автомобилей
при погрузке и разгрузке кранами, погрузчиками и другими аналогичными механизмами грузов упакованных и без упаковки, не требующих специальных устройств для их крепления (минут)
Грузоподъемность автомобиля, тонн | Масса груза при одновременном подъеме механизма, тонн | |||
до 1 | свыше 1 до 3 | свыше 3 до 5 | свыше 5 | |
Свыше 1,5 до 3 | 8,5 | 5,47 | 3 | - |
Свыше 3 до 5 | 7,4 | 4,7 | 3,4 | - |
Свыше 5 до 7 | 6,5 | 3,95 | 2,5 | 2,1 |
Свыше 7 до 10 | 6,2 | 3,7 | 2,38 | 2 |
Свыше 10 до 15 | - | 3,41 | 2,23 | 1,85 |
Свыше 15 до 20 | - | 3 | 1,9 | 1,7 |
Нормы времени простоя БОРТОВЫХ автомобилей
под погрузкой и разгрузкой грузов в пакетах механизированным способом (минут на 1 тонну)
Грузоподъемность автомобиля, тонн | Поддоны массой брутто, тонн | |||||||||||
Автокранами | Козловыми, мостовыми и другими кранами | Авто-и электропогрузчиками | ||||||||||
0,7 | 1,5 | 1,8 | 3,3 | 0,7 | 1,5 | 1,8 | 3,3 | 0,7 | 1,5 | 1,8 | 3,3 | |
2,5 | 7,4 | 5,9 | 5,8 | 6,1 | 5,1 | 5 | 9,9 | 7,85 | 7,75 | |||
5 | 5,7 | 4,95 | 4,85 | 4,1 | 5 | 4,25 | 4,15 | 3,5 | 7,6 | 6,6 | 6,5 | 5,4 |
6 | 5,3 | 4,65 | 4,5 | 3,8 | 4,7 | 3,95 | 3,85 | 3,2 | 7,1 | 6,2 | 6,1 | 5 |
7 | 5,1 | 4,3 | 4,25 | 3,55 | 4,4 | 3,7 | 3,65 | 3,05 | 6,8 | 5,75 | 5,65 | 4,7 |
7,5 | 4,8 | 4,15 | 4,1 | 3,4 | 4,25 | 3,55 | 3,5 | 2,95 | 6,4 | 5,5 | 5,4 | 4,55 |
8 | 4,7 | 4,1 | 4 | 3,35 | 4,2 | 3,5 | 3,45 | 2,9 | 6,3 | 5,4 | 5,3 | 4,45 |
11,5 | 3,9 | 3,4 | 3,35 | 2,8 | 3,5 | 2,9 | 2,85 | 2,4 | 5,2 | 4,5 | 4,45 | 3,7 |
14 | 3,65 | 3,05 | 3 | 2,5 | 3,15 | 2,65 | 2,6 | 2,15 | 4,85 | 4,05 | 4 | 3,35 |
16 | 3,45 | 2,85 | 2,8 | 2,3 | 2,95 | 2,45 | 2,4 | 1,95 | 4,65 | 3,85 | 3,8 | 3,15 |
20 | 3 | 2,5 | 2,4 | 2 | 2,5 | 2,1 | 2 | 1,7 | 4,2 | 3,5 | 3,4 | 2,8 |
Нормы времени простоя АВТОЦИСТЕРН
при наливе и сливе наливных грузов
Объем цистерны, куб. м, тыс.л | Норма времени на эксплуатационный объем цистерны, минут | |||||
Самотеком | При помощи насоса | Налив при помощи насоса, слив самотеком, и наоборот | ||||
грузы пищевые и светлые нефтепродукты | темные нефтепродукты | грузы пищевые и светлые нефтепродукты | темные нефтепродукты | грузы пищевые и светлые нефтепродукты | темные нефтепродукты | |
До 1,5 | 14 | 19 | 13 | 16 | 13,5 | 17,5 |
Свыше 1,5 до 3 | 22 | 28 | 18 | 22 | 20 | 25 |
Свыше 3 до 5 | 30 | 37 | 24 | 30 | 27 | 33,5 |
Свыше 5 до 7 | 36 | 46 | 29 | 37 | 32,5 | 41,5 |
Свыше 7 до 10 | 44 | 56 | 36 | 45 | 40 | 50,5 |
Свыше 10 до 15 | 50 | 65 | 47 | 58 | 48,5 | 61,5 |
Свыше 15 до 20 | 58 | 74 | 52 | 67 | 55 | 70,5 |
Свыше 20 | 65 | 84 | 59 | 75 | 62 | 79,5 |
Нормы времени простоя АВТОЦИСТЕРН
при погрузке через верхние люки и разгрузке гравитационным и пневматическим способами
Объем цистерны, тыс. л, куб. м | Норма времени на эксплуатационный объем цистерны, минут | |
Мучнистое сырье | Строительные материалы | |
До 3 | 15 | 14 |
Свыше 3 до 5 | 21 | 19 |
Свыше 5 до 7 | 26 | 24 |
Свыше 7 до 10 | 36 | 33 |
Свыше 10 до 15 | 46 | 41 |
Свыше 15 до 20 | 54 | 49 |
Свыше 20 | 64 | 58 |
Примечание. Нормами учтено дополнительное время для обдувки цистерны и продувки разгрузочного шланга. |
Нормы времени простоя БОРТОВЫХ автомобилей и КОНТЕЙНЕРОВОЗОВ
при погрузке или разгрузке контейнеров кранами, погрузчиками и другими аналогичными механизмами
Масса контейнера, тонн | Норма времени простоя автомобиля при погрузке или разгрузке одного контейнера, минут |
2,5 - 3 | 7 |
5 | 7 |
10 | 10 |
20 | 10 |
25 | 12 |
30 | 12 |
Примечание. В нормы времени включено время, необходимое на погрузку (разгрузку) груза с подноской или отноской груза, на маневрирование автомобиля (автопоезда), увязывание и развязывание груза, покрытие груза брезентом и снятие брезента, открытие и закрытие бортов (дверей) автомобиля и прицепов, а также оформление документов на завоз (вывоз) грузов. Указанные нормы времени простоя распространяются также на автомобили-тягачи с полуприцепами. |
Нормы времени простоя БОРТОВЫХ автомобилей и автомобилей ФУРГОНОВ общего назначения
при погрузке и разгрузке вручную грузов навалочных, упакованных и без упаковки
Грузоподъемность автомобиля, тонн | Норма времени, минут |
0,8 | 23,4 |
1 | 22,3 |
2 | 17,6 |
2,5 | 14,1 |
3 | 13,9 |
3,5 | 12 |
4 | 10,5 |
4,5 | 10,3 |
5 | 10,2 |
6 | 8,5 |
7 | 7,6 |
7,5 | 7,2 |
8 | 7 |
Нормы времени простоя БОРТОВЫХ автомобилей
при погрузке или разгрузке вручную грузов в контейнер без снятия его с автомобиля
Масса контейнера, тонн | Норма времени простоя автомобиля при погрузке или разгрузке грузов, минут | |
На первый контейнер | На второй и каждый последующий контейнер в данной ездке | |
До 0,5 | 9 | 6 |
Свыше 0,5 до 1,25 | 15 | 10 |
Свыше 1,25 до 2 | 20 | 13 |
Свыше 2 до 3 | 25 | 20 |
Свыше 3 до 5 | 30 | 25 |
Свыше 5 до 10 | 50 | 40 |
Свыше 10 до 20 | 80 | - |
Свыше 20 | 112 | - |
Нормы времени простоя специализированного подвижного состава
для контейнерных перевозок грузов при погрузке или разгрузке
КОНТЕЙНЕРОВ при помощи грузоподъемного оборудования
Подвижной состав | Норма времени простоя при погрузке или разгрузке одного контейнера, минут | ||||||
Масса одного контейнера, тонн | |||||||
до 0,25 | от 0,25 до 0,45 | от 0,45 до 0,625 | 1,25 | 2,5 (3,0) | 5 | 20 | |
Автомобиль-самопогрузчик с грузоподъемным бортом (модель ЦПКТБ А130) | 3 | 3,1 | 3,2 | ||||
Автомобиль-фургон с грузоподъемным бортом (модель ЦПКТБ- А130Ф) | 3,1 | 3,2 | 3,3 | ||||
Автомобиль-самопогрузчик с крановой установкой 4030П | 3,7 | ||||||
Автомобиль-самопогрузчик с портальным краном на базе автомобиля ЗИЛ-130 (модель НИИАТ-А825) | 3,8 | ||||||
Автомобиль-самопогрузчик с портальным краном (модель НИИАТ-П404) | 3,6 | 3,9 | |||||
Автомобиль-самопогрузчик с портальным краном на базе автомобиля КамАЗ-5320 (модель 5983) | 4,9 | 6 | |||||
Полуприцеп-самопогрузчик ХЛС-200.78 ТК | 11,3 | ||||||
Примечание. Норма времени простоя под погрузкой или разгрузкой автомобиля определяется умножением нормы времени, установленной на один контейнер, на количество контейнеров. |
Нормы времени простоя автомобилей
при выполнении ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАБОТ в процессе погрузки или разгрузки грузов
Наименование работ | Норма времени простоя, минут |
1. Взвешивание груза на автомобильных весах: | 4 |
1.1. На каждое определение веса груза в автомобиле или в прицепе (взвешивание порожнего и груженого автомобиля или прицепа) независимо от класса груза и грузоподъемности автомобиля | |
1.2. На каждое определение веса груза в автопоезде (взвешивание порожнего и груженого автомобиля с прицепом или полуприцепом) независимо от класса груза и грузоподъемности автомобиля | 4 |
2. Взвешивание или перевешивание груза на десятичных или сотенных весах на автомобиль (автопоезд) грузоподъемностью, т: до 4 включительно, свыше 4 до 7 включительно, свыше 7 тонн | 9, 13, 18 |
3. Пересчет грузовых мест на каждый автомобиль, полуприцеп или прицеп независимо от класса груза и грузоподъемности | 4 |
4. Заезд в каждый промежуточный пункт погрузки или разгрузки независимо от грузоподъемности автомобиля (автопоезда) | 9 |
Нормы времени на ОТЦЕПКУ и ЗАЦЕПКУ обменных полуприцепов
Грузоподъемность полуприцепа, тонн | Норма времени, минут | |
На зацепку | На отцепку | |
До 10 | 12 | 8 |
Свыше 10 до 20 | 16 | 10 |
Свыше 20 | 18 | 12 |
Нормы времени и сдельные расценки на 1 ткм.
60
Н(вр) = ------------,
V x бета x q
Расчётные нормы пробега грузовых автомобилей при расчёте норм на 1 т.км
а) при работе за городом:
Группы автомобильных дорог | Транспортная характеристика | Расчетная норма пробега автомобиля V, км/ч |
А | Магистральные дороги скоростного движения, магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения | 49 |
Б | Магистральные дороги регулируемого движения, магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения и районного значения | 37 |
В | Улицы и дороги местного значения | 28 |
б) при работе в городе - независимо от типа дорожного покрытия для автомобилей и автопоездов грузоподъемностью до 7 т (автоцистерна до 6 тыс. л) - 25 км в час, а для 7 т (автоцистерна 6 тыс. л) и выше - 24 км в час.
За время работы водителя автомобиля по дорогам различных групп в одной ездке нормы времени при разовых ездках устанавливаются по преобладающей группе дорог.
Расчетные нормы пробега грузовых автомобилей могут быть снижены руководителем предприятийя:
- при перевозке грузов, требующих особой осторожности (кислоты, огнеопасные вещества, жидкости в стеклянной посуде, изделия из стекла, музыкальные инструменты, телевизоры, радиотовары, приборы и т. д., а также грузы в громоздких высокогабаритных контейнерах, легковесные грузы, перевозимые с увязкой по высоте погрузки сверх установленных габаритов автомобиля, пылящие (грузы, взрывчатые вещества) - в пределах до 15%;
- при работе на расстоянии до 1 км, а также в условиях бездорожья, в карьерах и на труднодоступных участках пути (во время распутицы, при отсутствии дорог и т. п.) - в пределах до 40% против норм, установленных для естественных грунтовых дорог;
- при работе на расстоянии свыше 1 до 3 км на дорогах групп А, Б, В - в пределах до 20%.
При работе тягача с полуприцепом нормы времени на 1 ткм принимаются с коэффициентом 1,2, а при работе соответственно с полуприцепом и прицепом или двумя прицепами - 1,0. По грузам 4-го класса, обеспечивающим коэффициент использования грузоподъемности ниже 0,5 при полной загрузке автомобиля по габариту с применением наращенных бортов, разрешается устанавливать нормы времени по фактическому коэффициенту использования грузоподъемности автомобиля. В тех случаях, когда в результате применения наращенных бортов и других подобных мероприятий при перевозке грузов 2-4-го классов грузоподъемность автомобиля используется полностью, поправочные коэффициенты к нормам времени не применяют.