Главная Медиа Новости Цены и логистика: повлияет ли на них мост в Крым?

Цены и логистика: повлияет ли на них мост в Крым?

03.04.2018

Пуск автомобильной части Крымского моста обещает стать одним из важнейших событий 2018 года для всей России и, без сомнения, самым ярким — для самого полуострова. Однако чем ближе становится момент запуска автомобильного перехода между Крымом и Кубанью, тем чаще эксперты задаются вопросом, насколько это событие изменит жизнь Тавриды и поможет решить проблемы так называемого «переходного периода».

В интернет-сообществе «Черный список Севастополь» на днях появился любопытный пост. Житель города-героя Иван Кутаков призвал земляков объявить бойкот продавцам фруктов, продающим бананы по 145 рублей. В подтверждение своих слов блогер разместил в сообществе фотографию тропических плодов с соответствующим ценником. Всего за несколько часов пост собрал сотни лайков и комментариев. Хотя многие комментаторы писали о том, что при желании бананы в городе можно найти по 100 рублей за килограмм, практически все отписавшиеся не скрывали своего возмущения севастопольскими ценами на продукты питания.

Выходцы из Севастополя, живущие сегодня в Санкт-Петербурге и Мурманске с удивлением констатировали — у них фрукты стоят ощутимо дешевле. Сразу несколько участников сообщества заявили о том, что с нетерпением ждут запуска движения по Крымскому мосту и «захода» на полуостров крупных «материковых» торговых фирм. Одна из жительниц города пошутила о том, что после открытия моста пешком пойдет в Краснодар за фруктами…

Даже беглого просмотра отчетов по чекам на интернет-ресурсе «Ценомер» достаточно, чтобы понять — говоря о том, что цены у них в городе ощутимо выше, чем в других регионах России, севастопольцы не грешат против истины. В Барнауле на днях килограмм бананов стоил 64 рубля, в Йошкар-Оле — 65, в Уфе — 70.

Жалобы на высокие цены и ограниченный товарный ассортимент магазинов Крыма и Севастополя в местных интернет-сообществах звучат практически ежедневно. Многие из представителей онлайн-аудитории возлагают большие надежды на то, что открытие моста через Керченский пролив поможет сделать экономическую ситуацию на полуострове более благоприятной. Оптимистичные настроения поддерживают у крымчан и местные СМИ.

Заголовки вроде «Открытие Крымского моста вызовет взрывной спрос на Крым у туристов» или «С открытием Крымского моста наш любимый город ждет взрыв» — в них не редкость. Впрочем, судя по отзывам, в Крыму живет также немало скептиков, считающих, что грядущий пуск движения по мосту ничего принципиально не изменит.

Чтобы разобраться с тем, как все-таки мост (пуск которого намечен уже на май) изменит жизнь крымчан, мы решили поинтересоваться мнением на этот счет у представителей крымской власти и экспертов.

Заместитель министра экономического развития Крыма Наталья Чабан заявила EADaily: «Нельзя рассматривать Крымский мост как отдельный объект. Он как вход в комнату. Даже самые красивые двери не заставят нас зайти, либо, зайдя только из-за двери, мы очень быстро выйдем. Для того чтобы, мост был гармоничным началом красивого, успешного и презентабельного региона реализуется ряд других проектов».

Глава корпорации развития Республики Крым Олег Морозов назвал состояние транспортной доступности на полуостров его слабой стороной. По словам руководителя корпорации, пуск движения по мосту приведет к активизации инвестирования в экономику Крыма, росту количества туристов и возникновению стимула для развития местного производства.

В Департаменте экономического развития Севастополя EADaily заявили, что Крым сегодня по отношению к остальной России является, по сути дела, островом. А в главном управлении потребительского рынка и лицензирования города рассказали, что «на континентальной части России цены на потребительском рынке формируются под влиянием крупных федеральных сетей, которые имеют возможность договариваться с поставщиками о поставках крупных партий товара на более выгодных условиях. ]

А отсутствие прямого транспортного сообщения территории Крыма и города Севастополя с материковой частью Российской Федерации приводит к увеличению логистической составляющей стоимости товаров в виду дополнительных финансовых и временных затрат на транспортировку грузов через Керченскую паромную переправу». По мнению сотрудников управления, пуск моста поможет создать в Крыму и Севастополе «конкурентную среду», что автоматически приведет к снижению цен.

Председатель постоянного комитета Законодательного Собрания города Севастополя по социально-гуманитарным вопросам Татьяна Щербаковасчитает, что открытие моста будет содействовать росту количества посещающих Крым туристов — в том числе за счет «круглогодичных» туристических отраслей — event-туризма и туризма детского. По словам депутата, Крыму есть, что показывать гостям не только летом. А посещать стоянки древних людей, Херсонес и всевозможные фестивали осенью или весной, когда не так жарко и не столь сильно загружены трассы, даже удобнее.

Председатель комиссии по бюджету Законодательного Собрания города Севастополя и руководитель фракции «Единой России» ЗАКСа Вячеслав Аксеновв интервью EADaily заявил о том, что кардинальные изменения экономической ситуации в Крыму стоит ожидать после пуска железнодорожной части моста. Это позволит раскрыть портовый потенциал Севастополя и других прибрежных городов Крыма. Из России через местные порты, по его мнению, можно экспортировать зерно и нефтепродукты, а завозить в РФ — высокотехнологичную продукцию, например, автомобили (подобный опыт у севастопольских портовиков имеется).

Директор Фонда Ялтинского международного экономического форума Сергей Лазуткин призывает не ждать после открытия моста резкого снижения цен на крымские товары на полках российских «материковых» магазинов: «Возьмем для примера крымское вино в московском магазине стоимостью 1000−1500 рублей за бутылку. Мы общались с производителями: в структуре цены на это вино транспортные расходы на весь маршрут Крым-Москва составляют порядка 50 рублей, а стоимость переправы через Керченский пролив — не больше 5 рублей.

Снижение на 5 рублей, вероятно, произойдет — но это не та сумма, которую почувствует потребитель». При этом, Сергей Лазуткин утверждает, что позитивный эффект от пуска Крымского моста все же будет значимым. Речь идет, в частности, об упрощении самой процедуры доставки в Крым тяжелых и габаритных грузов и рост количества туристов до 8 — 10 млн человек в год (что почти в 2 раза больше существующих сегодня показателей). Директор Фонда сообщил EADaily, что конкретные перспективы, связанные с пуском движения по мосту, будут обсуждаться в ходе апрельского международного экономического форума в Ялте, на котором ожидается присутствие около 3000 бизнесменов, как из России, так и из-за границы.

А вот председатель Ассоциации грузовых перевозчиков и экспедиторов Крыма, экс-министр транспорта РК Анатолий Цуркин призывает всех трезво смотреть на вещи. По его словам, «Крымский мост даст возможность региону развиваться за счет роста туристического потока и в известной мере упростит доставку грузов на полуостров. Однако радикального снижения стоимости доставки грузов ждать пока не стоит.

После начала движения по мосту грузового автотранспорта стоимость доставки снизится лишь на 10 — 15%, причем постепенно». Согласно расчетам главы Ассоциации, «перевозка того груза, за доставку которого из Москвы в Симферополь сейчас платят 150 тыс. рублей, будет обходиться примерно в 135 тыс. Другое дело, что вырастет сама скорость доставки. Из столицы груз доезжать будет не за пять — семь дней, а за три. От этого зависят отсрочки платежей. Денежные средства станут более доступны для предпринимателей, они начнут быстрее „оборачиваться“».

Цуркин предполагает, что «серьезного снижения цен на доставку грузов можно будет ожидать только после пуска железнодорожной части моста и после того, как в Крыму разовьется промышленность, которая позволит владельцам идущего в Крым транспорта планировать обратную загрузку. Сегодня перевозчики перекладывают на клиентов не только доставку, но и обратный пробег „порожняком“».

Исходя из слов главы Ассоциации грузовых перевозчиков и экспедиторов Крыма и учитывая, сколько реально будет экономить местный бизнес на перевозке, рассчитывать на резкое снижение цен, крымчанам вроде бы не приходится. Но с другой стороны, описанные экс-главой республиканского минтранса дорожные расходы крымских предпринимателей и сегодня не дают им никаких оснований продавать своим землякам бананы и яблоко в полтора — два раза дороже, чем на «материке».

Все указывает на то, что отсутствие моста используется крымским бизнесом как «отговорка», позволяющая предпринимателям завысить личную прибыль. И это подтвердил в разговоре с EADaily на условиях анонимности представитель топ-менеджмента одной из крупных торговых сетей полуострова. По его словам, разница в материковых закупочных ценах и розничных крымским по отдельным товарам составляет сотни процентов.

Но после пуска движения по мостовому переходу данный повод для завышения цен исчезнет. Будут ли переписаны ценники в магазинах полуострова или местный бизнес придумает новые предлоги зарабатывать вдвойне на своих земляках — узнаем уже в ближайшее время.

Святослав Князев, Севастополь

У вас остались вопросы?

Оставьте заявку на консультацию со специалистом

Оставить заявку